А.В. Луначарский

Раздел VI. Развитие педагогики в России.

Раздел V. Школа и педагогика в новое и новейшее время.

Раздел IV. Воспитание и школа в эпоху средневековья.

Раздел III. Воспитание и школа в античном мире средиземноморья

3.1.1. Тема. Воспитание и школа в Древней Греции.

Особенности образования: Философско-религиозные основания образования (языческая религия, Зевс - гл.). Воспитание и обучение в городах-полисах Афины (всестороннее и гармоничное развитие человека) и Спарта (общественное военно-физическое воспитание). Идеалы воспитания. Частные и общественные школы. Особенности обучения в мусических школах, палестрах. Организация обучения в гимнасии(Академия, Ликей и Киносарг). Обучение в эфебии. Основные этапы становления воспитания и обучения:

· III - II тыс. до н.э. - возникновение письменности;

· X - VIII в.в. до н.э. - становление педагогической системы в Гомеровскую эпоху;

· VI - IV в.в. до н.э. - развитие обучения и воспитания в городах – полисах;

· III -I в.в. до н.э. - распространение греческого воспитания, возникновение новых центров просвещения.

Выдающиеся ученые-софисты и педагогические идеи:

· Демокрит (рассмотрение воспитания как формирования человека, создания его второй природы, отождествление воспитания с обучением, упражнением.);

· Сократ(искусство диалектической беседы и воспитания, как устранения противоречия между личным и общественным);

· Платон (система организации общественного воспитания детей; понимание воспитания как единства "свободы призвания" человека и подготовки к выполнению определенных социальных функций);

· Аристотель (создание первой в истории педагогической мысли возрастной периодизации развития; деление времени воспитания “по седмицам” на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года; характеристика особенностей каждого возраста; определение цели, содержания и методов воспитания в каждый период; представление знания о единичном в систематическое знание об общем; понимание единства трех сторон воспитания - физического, нравственного и умственного).

3.1.2. Тема. Воспитание и образование в эпоху эллинизма.

Философско-религиозные основания образования. Частные школы начального обучения (мусическая и гимнастическая, грамматическая). Государственные средние школы (гимнасии, эфебии). Высшие школы (философские школы – «Академия», «Ликей», «школа стоиков» и «школа эпикурейцев»).

3.1.3. Тема. Воспитание и школа в Древнем Риме. Вопросы для обсуждения:

1. Самобытность воспитания: влияние семьи-дома, практическая направленность (воспитание с пользой для жизни).

2. Организация обучения: тривиальные школы, "Школа грамматика" и риторические школы.

3. Организация и развитие первых школ христиан – катехуменов (предшествовали школам катехизиса, которые в дальнейшем трансформировались в кафедральные и епископальные школы)

4. Выдающиеся деятели и педагогические идеи:

· Цицерон (воспитывать разум и чувства),

· Сенека (школы должна, прежде всего, развивать самостоятельную личность и душу, а не память),

· Квинтилиан (автор 12 трудов "Ораторское образование", один из них – “О воспитании оратора” – первый специальный педагогический труд, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавшей требования к воспитанию детей дошкольного возраста; внес свой вклад в понимание связи природы человека и воспитания).

4.1.1. Тема. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху средневековья.

Общая характеристика образования: общий упадок дела образования (элементарное образование - лишь в городах; полное начальное-детям знати); клерикализм (аскетизм, догматизм, дисциплина розг, вербализм,); ведущая роль схоластики как философии (разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов) и как педагогики (подавала в логически стройном виде христианское вероучение); появление альтернатив схоластическому обучению (обращение к подлинной науке, опора на данные исторических документов и географических открытий в университетах).

Основные этапы становления воспитания и обучения: V-VII вв. Основные формы сословного обучения: ученичество; рыцарское воспитание (программа "семи рыцарских добродетелей": владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение собственных стихов и игра на музыкальном инструменте). V -XV вв.: церковные школы, рудиментарное образование (начала грамоты, пение псалмов, обучение религиозным ритуалам), упадок системы образования. XII - начало XIII в.: первые городские школы (цеховые и гильдейские, школы счета). XI-XII вв.: латинские школы, рождение первых университетов (из кафедральных и монастырских школ). XIII - XV вв.: Особенность (университеты были весьма мобильны по размещению; заметную категорию составляли странствующие студенты - ваганты). Развитие университетов, как светской альтернативы церковному образованию; специализация: теология и философия, право (каноническое, гражданское, римское), медицина, математика и естественные науки (университеты Испании). XVI -XVII вв.: создаются первые гимназии в Германии (инициатор Ф. Меланхтон), аналогичные им грамматические школы и публичные школы в Англии, коллежи во Франции; создаются учебные заведения для дворянства - дворцовые школы (программа приближалась к университетской, готовила к деятельности на государственном, военном и церковном поприще). Школы иеронимитов (давали повышенное образование для всех сословий, сочетали религиозное обучение с классическим). Школы иезуитов (давали повышенное образование детям католического дворянства, сочетали традиции жесткой централизации и регламентации школьного дела с довольно эффективными приемами и методами обучения). Выдающиеся деятели и педагогические идеи:

· Пьер Абеляр (вера без содействия умственной силы, принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности.);

· Гуго Сен-Викторский (автор тр. "Дидаскалион", отстаивал связь "спасения души" с богоугодным образованием, идею целесообразности изучения, прежде всего, сущностного знания);

· Винсент де Бове (автор тр. "О воспитании знатных детей", утверждал взаимосвязь интеллектуального и нравственного воспитания);

· Альбин Алкуин (автор тр. "Всеобщее увещевание", обосновывал необходимость всеобщего обучения и подготовки учителей).

4.1.2. Тема. Воспитание и школа в Византии.

Генезис воспитания и обучения: IV-IX вв. (идеология раннего христианства и влияние традиций античной образованности). Воспитание и школа в период IX-XII вв. (наивысший подъем просвещения, влияние исихазма как ведущего философско-религиозного учения). Основные ступени образования: Элементарная ступень (школы грамоты, начальные школы; методы обучения: буквослагательный, мнемонический, использование «пальцев и абаки»). Средняя ступень (грамматические школы, программа «семи свободных искусств», рутинное обучение и его компоненты чтение, толкование по образцу учителя, беседы, дискуссии, цитирование на память, пересказ, комментарий, импровизации). Высшая ступень (Аудиториум – с. V в., Магнавра. – с IX в.). Кризис образования в период XIII-XV вв. Выдающиеся деятели и педагогические идеи Византии:

· Иоанн Дамаскин (автор тр. "Источник знания", развивал идею универсальной, энциклопедической образованности);

· Иоанн Златоуст (автор тр. "О воспитании детей" и др.;основная идея:воспитание призвано "наставить душу и сформировать ум", при этом должно обращаться к божественному началу, идеалам повиновения и "страха божьего" в духе Ветхого Завета);

4.1.3. Тема. Образование на ближнем и среднем востоке (VII-XVII вв.).

Факторы развития образования VII-IX вв (преемственность с культурными и педагогическими традициями эллинизма и Византии). Основные уровни образования: начальное (частные религиозные школы – китаб) и высшее. Особенности деятельности учреждений высшего образования (платные просветительские кружки – фикх и калам; с VIII в. – дома мудрости; с XI -XII вв. – медресе). Формирование и развитие педагогических идей исламского мира IX - XII вв.

· Ибн-Кинди (направленность воспитания на четыре вида интеллекта: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося).

· Аль-Бируни, – автор тр. "Тафким" ("Вразумление началам звездочетства"), отстаивал идеи наглядности и системности, развития познавательных интересов обучения и др.).

· Ибн Сина (Авиценна) – автор тр. "Книга о душе", "Книга знаний", "Книга указаний и наставлений", отстаивал идеи уровневой дифференциации обучения, организации предпрофессионального и профессионального обучения.

· Насирэддин Туси (автор тр. "Обучение мудрости", "О воспитании обучающихся", отстаивал идею гармонии умственного, эстетического и физического воспитания, взаимосвязь воспитания и обучения).

· Ибн Халдун (отстаивал идею взаимосвязи обучения с общим развитием и нравственным воспитанием).

4.1.4. Тема. Воспитание и обучение в средневековой Индии.

Воспитание и обучение V-XI вв. (развитие, сближение и упадок брахманской и буддийской педагогических традиций). Система мусульманского образования XI–XVI вв. Особенности влияния ислама на развитие педагогических традиций. Обучение в мусульманских школах начального образования: школы Корана (чтение Святой книги, без уроков письма и счета); персидские школы (счет, чтение и письмо персидского языка на образцах поэзии Саади, Хафиза и др.); школы персидского языка и Корана (сочеталась программа первых двух школ); арабские школы для взрослых (чтение и толкование Корана, литературное образование в духе персидской традиции). Мусульманская система высшего образования (медресе и даргаб – монастырские учебные заведения).

4.1.5. Тема. Воспитание и школа в средневековом Китае.

Конфуцианство, как официальная идеология воспитания и образования. Основные этапы становления воспитания и обучения: II в. до н.э. - II в. н.э. (создание централизованной трехступенчатой системы образования; III -X вв. (появляются учебные заведения университетского типа, "золотой век" китайского средневековья); XIII-XIV вв. (появление математических, медицинских, астрономических и других специализированных школ); XIV- XVII вв. (организация всеобщего начального обучения, специализированных высших учебных заведений); XVII- конец XIX вв. (сведение образовательных функций школы к государственным экзаменам; восьмичленные экзаменационные сочинения: пять школьных и три государственных на учёную степень).

4.1.6. Тема. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации. Вопросы для обсуждения:

1. Школа и педагогическая мысль европейского Возрождения (светский гуманизм на смену "католической ортодоксии"; перемещение личности в центр воспитания; приобщение к идеалу "телесного и духовного" развития посредством классического образования, физического воспитания и трудовой деятельности).

2. Выдающиеся деятели и педагогические идеи Возрождения:

· Томазо Кампанелла (итал.) – автор тр. "Город солнца" (дает гуманистическую концепцию общественного воспитания; рисует общество экономического и политического равенства, излагает педагогические идеи сочетания энциклопедизма и универсализма образования с обязательным участием детей в общественно полезном труде).

· Франсуа Рабле (франц.) – автор тр. "Гаргантюа и Пантагрюэль" (представление о воспитании человека как основы для прогресса общества; изображает идеал гуманистического воспитания, главная цель которого - духовное и телесное развитие личности).

· Мишель Монтень (франц.) – автор тр. "Опыты" (основой человеческого знания является опыт; ребенок превращается в личность если он приучен не получать знания, а исследовать окружающий мир, "все проверять, а не принимать на веру").

· Эразм Роттердамский (нидерл.) – автор тр. «Цицеронианец», "О первоначальном воспитании детей", "Похвала глупости" и др. (отстаивал свободу вероисповедания; равенство людей; принцип активности и напряженного труда ребенка в воспитании).

· Томас Мор (англ.) – автор тр. "Утопия" (рисует общество будущего, в котором обучение граждан соединяется с производительным трудом; связывает идеал воспитания с гармоничным развитием личности, сочетанием "изучения наук и искусств" с обязательным участием в физическом труде).

· Хуан Луис Вивес (испан.) - автор тр. "О порче нравов", "О преподавании наук" и др. (связывал воспитание с природными психофизиологическими особенностями детей, закономерностями познания).

3. Школа и педагогическая мысль европейской Реформации (религиозный антропологизм как личная ответственность перед Богом и "самость" человека в земной жизни; перемещение личности в центр воспитания).

4. Выдающиеся деятели и педагогические идеи Реформации:

· Жан Кальвин (франц.) – сторонник "светского аскетизма", ставил во главу угла смирение и покорность Богу.

· Мартин Лютер (герм.) – автор тр. "О желательности посылать детей в школу" (учреждение протестантских школ, гуманистического образования детей высшего общества в духе Возрождения; предоставление элементарного образования прочему населению, основным учебным пособием объявлял Катехизис).

· Филипп Меланхтон (франц.) – автор учебников по диалектике, физике, догматике, греческой и латинской грамматике (видел цель полноценного образования в выработке научного мышления и освоении ораторского искусства, связывал гуманизм Возрождения и установки протестантизма).

5.1.1. Тема Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке (середина ХVII - конец ХVIII вв.)

Факторы воспитания. Новый идеал личности. Выдающиеся деятели и педагогические идеи:

· Вольфганг Ратке (герм.) – автор тр. "Всеобщее наставление" (создал новую науку - методологию образования, установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и определять содержание образования.).

· Ян Амос Коменский (чех.). Основные труды("Великая дидактика", "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", "Мир чувственных вещей в картинках", "Материнская школа" др.). Основные принципы организации обучения: природосообразность, христианская этика (следование "божественному откровению"), гуманизм (приоритет личности, отношение к разуму, как части божественного духа, уподобление его воску, "чистой доске" - "tabula rasa"). Принципы обучения: наглядность, последовательность и систематичность, прочность усвоения, самостоятельность и активность. Требования к обучению: успешность, легкость, основательность, быстрота. Характеристика ступеней школьной системы: материнская школа (до 6 лет); школа родного языка, элементарная школа (до 12 лет); латинская школа (до 18 лет); академия (до 24 лет). Характеристика четырех стадий обучения: первая - автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая - автопраксия (практическое осуществление); третья - автохресия (применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах); четвертая - автолексия (умение самостоятельно рассказать о результатах своего труда).

· Джон Локк(англ.). Основные труды ("Мысли о воспитании", "Об управлении разумом"). Особенности рационализма Локка (подчинение образования общественному заказу; сословная детерминации школьного образования - воспитание юных джентльменов для высшего общества, а трудолюбивых и религиозных - для неимущих слоев). Особенность авторитарной модели "школы учебы" (определяющая роль воспитания и его средств – расположения, рассуждения, примера, угрозы и, как исключение, наказания; представление о сознании ребенка как "чистой доске"; приоритет формирования "разумной воли" подчиняющей себе умственное развитие и физическому воспитанию: "здоровый дух в здоровом теле").

· Жан-Жак Руссо (франц.) – автор тр. "Общественный договор", "Эмиль, или О воспитании"и др. Модель "школы естественного воспитания", её особенности (опора на внутреннюю мотивацию, проживание естественных последствий поступков, психическое, физическое, трудовое, социальное воспитание). Принципы воспитания (природосообразность, свобода, гуманизм). Три задачи нравственного воспитания: 1) воспитание добрых чувств, 2) воспитание добрых суждений, 3) воспитание доброй воли. Трудовое воспитание (как общественная обязанность каждого и воспитательное средство). Методы воспитания и обучения (метод естественных последствий; метод наглядности; «активные методы обучения» - использование личных трудовых умений в постижении истины). Особенности и содержание обучения на основных периодах развития человека: младенчество (до 2 лет); детство (от 2 до 12 лет); отрочество (от 12 до 14 лет); юношество (от 15 до вступления в брак).

5.1.2. Тема. Школа и педагогика в странах Западной Европы в ХIХ в. Вопросы для обсуждения:

Выдающиеся деятели и педагогические идеи Западной Европы ХIХ в:

· Иоганн Генрих Песталоцци (швейц.) – автор тр. "Лингард и Гертруда", "Лебединая песня". Основные направления разработок: модель "народной школы"; теория элементного образования: три основных элемента всякого познания: число (счет), форма (измерение) и слово (речь); программа воспитания, содержание добродетелей (ум, достоинство; физическое здоровье; профессия и культура труда; система мировоззренческих ценностей). Первым ввел понятие «образование» в научный лексикон.

· Фридрих Фрёбель (герм.) – автор "Воспитание человека", "Педагогика Детского сада". Основные направления разработок: теория развития ребенка; педагогика и методика воспитания в детском саду (шесть “даров”).

· Иоганн Фридрих Гербарт (герм.) – автор тр. "Первые лекции по педагогике", "Общая педагогика"и др. Основные направления разработок: теория классической гимназии как "школа культуры"; разработка дидактики гармоничного развития всех способностей учащихся; обоснование идеи "воспитывающего обучения", единства "материального" и "формального образования"; разработка методов обучения (описательный, аналитический и синтетический) и соответствующих ступеней обучения (ясность, ассоциация, система и метод); практических способов нравственного воспитания (сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенноясный, морализаторский, увещевающий). Вклад в авторитарную, дисциплинарную теорию управления детьми.

· Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (герм.) – автор тр. "Руководство к образованию немецких учителей". Основные направления разработок: принципы культуросообразности, природосообразности и самодеятельности в их единстве и развитии; теория развивающего обучения в аспектах методов развивающего обучения и содержания "школы культуры", "школы развития".

5.1.3. Тема. Основные течения в педагогике первой половины XX в. Вопросы для обсуждения:

1. Основные идеи и представители педагогического традиционализма (социальная педагогика, религиозная педагогика и философская доктрина воспитания). Доп. см. Приложение

2. Основные идеи и представители реформаторской педагогики (педагогика свободного воспитания, экспериментальная педагогика, прагматическая педагогика, педагогика личности, функциональная педагогика, педагогика воспитания посредством искусств, педагогика трудового обучения и воспитания). Фашистская педагогика. Доп. см. Приложение

3. Основоположники экспериментальных начальных школ: лабораторная школа в Чикаго (Д. Дьюи, 1896); органическая школа (М. Джонсон, 1907 г); игровая школа (К. Пратт, 1913 г.); детская школа (М. Наумберг, 1915 г.); в г. начальная школа (Селестен Френе 1935г.); Е. Коллингс, П. Петерсен, К. Уошборн, А. Флекснер, Г. Шаррелеман, Г. Швенцер,

5.1.4. Тема. Современная школа и педагогика за рубежом.

Возникновение потребности в смене образовательных ориентиров. Организация образования. Развитие содержания, форм и методов образования. Технологизация и компьютеризация образования.

6.1.1. Тема. Образование и педагогическая мысль Древней Руси Х-ХIII вв.

Особенности образования: Воспитание и воспитательные идеалы дохристианской Руси. Развитие воспитательных идеалов с принятием христианства. Влияние византийской культуры (славянская письменность от Кирилла и Мефодия, образцы первых учебных книг "О письменах", "Шестиднев" Иоанна Экзарха и др., жанр и стилистика поучений). Открытие «школ учения книжного» (первая в Киеве, 988г; первая русская школа открыта Ярославом Мудрым в Новгороде, 1030г.). Особенности организации школи обучения (элитарная направленность; общественно-педагогический характер организации; уровень образования - элементарный - при организации на церковных или приходских подворьях, повышенный - на княжеских подворьях; индивидуальность обучения, буквослогательный способ обучения чтению, береста в качестве писчего материала; слитное написание слов в тексте; завершение обучения изготовлением собственного изборника). Работа "мастеров грамоты" (занимались в древней Руси обучением детей специально и постоянно, совмещая учительскую деятельность со своей основной профессией). Достижения Х-ХIII вв (повсеместное распространение грамотности на Руси).

Источники книжной мудрости и их влияние на формирование воспитательных идеалов раннего христианства на Руси:

· с IV в. сохраняет влияние поучение "О воспитании детей"Иоанна Златоуста(отношения к воспитанию как источнику добродетелей, призванному "наставить душу и сформировать ум", пафос величия воспитательных идеалов повиновения и "страха божьего" в духе Ветхого Завета);

· с ХI в. сборник "Избранник" Святослава, 1076 г. (хрестоматия по курсу семи свободных искусств с материалами для запоминания по христианскому вероисповеданию); "Поучение детям"Владимира Мономаха, 1096 г. (пафос воли и ответственности человека за свои деяния, сочетание патриархально-родовых и христианских идеалов воспитания);

· с XIV в. "Пчела" (свод кратких афоризмов, характеризующих морально-этические правила жизни);

· с XVI в. "Домострой"Сильвестра (утверждение воспитательных идеалов Ветхого Завета и свода правил общежития по возрастанию приоритетности: "домового строения", "мирского строения" и "духовного строения").

6.1.2. Тема. Образование и педагогическая мысль на Руси XIII -XVII вв.

Распад традиций образования в XIII-XVI в. Попытки переустройства образования XVI -XVII вв. (в XVI в.: открытие "школ грамоты"; появление печатных учебников – "Азбуки" Ивана Фёдорова, "Букваря" Симеона Полоцкого, "Грамматики Мелетия Смотрицкого", "Арифметики" Леонтия Магницкого).Деятельность частных учебных заведений: "немецкой школы", училища Андреевского монастыря, школы Спасского монастыря (доступность для всех сословий, бесплатность образования повышенного уровня, непродолжительность существования). Открытие типографского училища - первой государственной школы повышенного образования,1681 г. Деятельность Славяно-греко-латинской академии, 1687 г. (8-ми летнее обучение с преподаванием грамматики, риторики, логики, физики, математики, психологии, богословия). Основные подходы к воспитанию и обучению, борьба "западноевропейским" и "греческим" вариантами содержания образования:

· "Латинофильский" (западноевропейский), его сторонники: Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев.

Работы С. Полоцкого: "Псалтырь рифмотворная", "Вертоград многоцветный", "Букварь языка славенска". Основные идеи (мир – книга написанная богом, научить детей читать ее должен наставник; обучаться должно на латинском, греческом и родном языках; представление о латинском языке, как источнике светской культуры и образованности Запада).

· "Византийско-русский"(греческий), его сторонники: Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин.

Работы Е. Славинецкого: "Гражданство обычаев детских", "Рассуждение об учении греческому языку" Основные идеи (необходимость сочетания умственного и нравственного воспитания с опытом учения книжного, овладения определенным сводом правил поведения в обществе; недопустимость распространения латыни, как транслятора "еретических" взглядов).

· "Славяно-греко-латинский", его сторонники: братья Иоанникий и Сафроний Лихуды (работы: "Показание истины", "Философские ответы Софрония" и др., рукописи учебников по грамматике, риторике, логике, физике, математике, психологии, богословию для Московской и, позже, Новгородской академий).

· "Старообрядческо-начетнический", его сторонники: протопоп Аввакум (основные идеи: недопустимость распространения греко-латинского образования, необходимость обращения к духовности, внимания к воспитанию "мужества, мудрости, правды и целомудрия").

6.1.3. Тема. Школьные реформы первой половины ХVIII века

Особенности образовательных реформ Петра I, их направленность. Реформа «гражданского шрифта», организация издательской деятельности. Структура системы просвещения, его содержание. «Деревянные школы». Обучение в цифирных, епархиальных, гарнизонных, заводских, посольских, навигацких и др. школах. Духовные академии Москвы и Киева. Основание Морской академии, академии наук. Кадровая политика Петра I в развитии системы просвещения в России.

6.1.4. Тема. Реформаторская педагогика в России XIX в. (2-я половина XIX в)

Тенденции реформирования отечественного образования. «Западники» и «славянофилы» о перспективах российского образования.Основные события: 1802 г. – создание Министерства народного просвещения; 1864 г – создание земских школ; развитие высшей школы (1863 –устав университетов с правом на их автономию; с 1882 г. усиление репрессий в отношении студенчества; объединение студентов в организации в виде землячеств).

Выдающиеся деятели и педагогические идеи:

Н.И. Пирогов.Основной труд ("Вопросы жизни"). Вклад в развитие образования:

Был сторонником обучения, способного будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, навыки самостоятельной работы.

Мировое признание получил как автор идеи общечеловеческого воспитания. В целом выделял два рода воспитания – общечеловеческое и специальное (как подчинение материальной стороны жизни нравственной и духовной). Идеал нравственного воспитания связывал с христианской религией. Вершиной общечеловеческого воспитания и одновременно общедоступного образования считал классицизм в неогуманистической форме (древние языки, родной язык, история и математика). Отстаивал всеобщность образования независимо от сословной принадлежности.

К.Д. Ушинский Основные труды: "О пользе педагогической литературы" (1857), "Труд в его психическом и воспитательном значении" (1860), "Детский мир" (1861), "Родное слово" (серия книг, включая руководство к преподаванию, 1864-1870),"Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии."(1868-1869) и др.

Вклад в развитие образования:

Первая разработка "педагогической антропологии". (Признавал человека движущей силой социального развития "все общественные явления выходят из частных психических явлений". Предложил первое целостное представление, педагогическое и психофизиологическое обоснование развития и воспитания человека. Суть подхода в известном высказывании: "Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, его нужно узнать во всех отношениях". Как резерв воспитания раскрыл влияние: "телесной природы"; преднамеренного влияния педагогов и собственной активности; и непреднамеренного влияния – природной и социальной среды обитания.).

Первая разработка идеи народности воспитания: (у каждого народа свой идеал человека, особая цель и система воспитания, не допускающие подражания; заимствоваться может "рациональная сторона"; воспитательную силу имеет лишь "народная школа", в которой проблемы "национального воспитания" выступают "семейными вопросами", делом "общественной инициативы" и "государственной заботы").

Развитие содержания и методов воспитывающего обучения (Отвергал "ничегонеделание", "утилитарность" и "меркантильность" в образовании, как и принуждение наказанием. Приоритеты: "дидактика первоначального преподавания может наполнить тома; дидактика чтения лекций в университете может быть выражена в двух словах: знай хорошо свой предмет и излагай его ясно". Цели обучения: подготовка к жизни в индустриальном обществе с его с быстро развивающимися науками и меняющимися условиями жизни; психическое развитие, в том числе, умственное; развитие мировоззрения и нравственных убеждений; привитие любви и привычки к "серьезному" труду, отношения к нему и к учению, как средству жизненных свершений. Содержание обучения: материальное образование, как обогащение знаний о природе и обществе, и формальное образование, как развитие способностей. Логические основы обучения, по сходству учения с научным познанием: индуктивное, от чувственного к понятийному; дедуктивное, как творческое начало умственной и практической работы. Стадии обучения: первая – формирование системы знания, включающее последовательное восприятие познаваемого, сравнение, выработку понятий; приведение их в систему; вторая – обобщение и закрепление обретенных знаний. Принципы обучения: "ясность" и "самостоятельность"; наглядность; "постепенность"; доступность; прочность).

Разработка методики обучения родному языку (родной языкрассматривал как учебный предмет, тесно связанный с развитием мышления, способствующий нравственному и эстетическому воспитанию детей; содержание методики: обогащение детей яркими образами, непосредственно отражающимися в их душе; превращение их под руководством учителя в понятия; перевод понятий мысль; мысль облекается в слово речь).

Развитие педагогики как науки(раскрыл, как науку о законах развития человека и способах его воспитания на основе этих законов; определил роль теории в педагогике: "в теории передается мысль, выведенная из опыта, а не сам опыт; его невозможно воспроизвести повторно"; выделил два пласта педагогики: педагогику в "обширном смысле" – как собрание необходимых знаний и источников осмысления педагогики "сущностная цель воспитания – жизненно важна для человека, поэтому не может не быть мировоззренческой" и в "тесном смысле", как собрание воспитательных правил по развитию ума, чувств, нравственности ребенка).Развитие педагогики как искусства (стремится к идеалу "вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому, идеалу совершенного человека").

6.1.5. Тема. Реформаторская педагогика в России 2-й половины XIX в.

Педагоги реформаторы – последователи К.Д. Ушинского.

Н.Ф. Бунаков (), Н.А. Корф(организация земских училищ), И.И. Паульсен (), В.Я. Стоюнин (), В.И. Водовозов (), К.К. Сент-Илер (), О.Ф. Миллер (),Л.Н. Модзалевский (автор "Очерки истории воспитания и обучения", 1866), В.П. Острогорский (), Л.Н. Толстой (Орг. Яснополянскую школу в 1859г., автортр.: "О народном образовании"и др.).

Разработчики системы дошкольного воспитания: Н. Ф. Бунаков, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, Е. И. Конради, П. Ф. Лесгафт.

6.1.6. Тема. Школа и педагогика в России XIX – начала XX века. Вопросы для обсуждения:

1. Представители реформаторской педагогики в России 1-й половины XX в.:

К.Н. Вентцель (развит. дошкольн. воспит), В.А. Волкович, А.К. Гастев, Г.О Гордон, В.В. Горневский, П.Ф. Каптерев(развит. дошкольн. воспит), А.А. Красновский, П. Ф. Лесгафт, А.П.Нечаев, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорский, Г.Я. Трошин, Е. И. Тихеева (развит. дошкольн. воспит), А.И. Филиппова, А.А.Шуберт, Л. К. Шлегер (развит. дошкольн. воспит), Ф.Ф. Эрисман и др

2. Педагоги-эмигранты (с 1920 г.): В.В. Зеньковский, С.И. Гессен, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский.

3. Л.Н. Толстой Основные труды ("О народном образовании", ряд статей в журнале "Ясная Поляна", комплекс книг "Азбука"). Вклад в развитие образования:

Развитие теории и практики свободного воспитания (роли социальной среды в развитии детей, их опыта, естественности, познавательной активности и свободы в обучении).

4. С.Т. Шацкий. Организатор и заведующий "Первой опытной станции Наркомпроса", Основные труды: "Бодрая жизнь", "Годы исканий", "На пути к трудовой школе", "Деревенские дети и работа с ними" и др.

Вклад в развитие образования: Разработка предмета исследования воспитания (изучал влияние микросредовых условий на социализацию ребенка, видел источник развития ребенка не в генетических задатках, а в социальной и экономической среде). Разработка идеи эволюционного развития коллектива; концепции использования социализирующих факторов в учебно-воспитательном процессе. Подход к воспитанию как организации жизнедеятельности школьников, его особенности (творчество во всех видах деятельности, связанных с потребностями ребенка; опора на самоуправление в детском коллективе; соединение обучения с социально значимым трудом посредством"изучения жизни и участия в ней", делающим обучение жизненным, а знания - сознательными и действенными).

Практическая деятельность ("Первая опытной станция Наркомпроса", она включала: четырнадцать начальных школ, две средние, школу-колонию "Бодрая жизнь", детские сады, читальни).

5. П.П. Блонский (авт. тр "Трудовая школа"; вклад в разработку педагогики: развитие научных основ педагогики; теории и практики использования генетического и эвристического метода; роли индустриального труда в воспитании человека).

Раздел VII. Советская школа и педагогика.

 

7.1.1. Тема. Социалистическое воспитание и гуманистическая педагогика (1917-1940 гг.).

Работа по созданию новой системы народного образования. Противостояние реформаторства (П.Ф. Каптерев, Г.О. Гордон и др.) с прагматизмом и функциональностью развития образования 20-х годов.

Содержание основных декретов и постановлений: 1917 г. (преобразование школ в светские учреждения; включение дошкольного воспитания в школьную систему); 1918 г. (отделение церкви от школы, совместное обучение мальчиков и девочек, декларация политехнической направленности двухступенчатой 9-летней общеобразовательной школы); 1919 г. (право на образование, курс на ликвидацию безграмотности,); 1920 г. (первый учебный план советской школы, социальное воспитание учащихся). 1922-1940гг.: развитие политехнических основ образования (новые типы школ ФЗУ и ШКМ; 1930г. -введение обязательного начального обучения; 1931г. -постановление о начальной и средней школы, переход на предметное обучение.

Выдающиеся деятели и педагогические идеи:

А.С. Макаренко.Мировое признание получил как организатор и заведующий "Трудовой колонии им. А.М. Горького", "Коммуны им. Ф.Э. Дзержинского"; Основные труды: "Педагогическая поэма"(1933); "Флаги на башнях", "Книга для родителей" (1938).

Вклад в развитие образования:

Разработка теории воспитания детского коллектива и личности в коллективе.(Особенности подхода: впервые определил предмет педагогики, как отношения между учителем и учеником, а цель воспитания, как проект личности; особенность понимания цели - ориентация не на свойства, а на тип социально-ориентированной личности – человека борца; выделил факторы сплочения и развития коллектива: "наличие общей цели и соответствующей разносторонней деятельности, отношений ответственной зависимости между членами коллектива, органов, направляющих его жизнь и работу на началах самоуправления".).

Разработкаметодов воспитания (параллельного действия, перспективных линий, метод взрывов).

Разработка технологии социалистического воспитания в условиях индустриального труда (факторы эффективности: труд в условиях индустриального производства с "нормами для каждого дела и стройной зависимостью между всеми рабочими местами", личная и коллективная ответственность за качество продукции, осознание общественного значения труда, обеспечение гарантий свободы выбора соответствующей профподготовкой, органичное включение труда в жизнедеятельность).

Н.К. Крупская. Видный деятель Наркомпроса.Основные труды: "Женщина-работница" (необходимость организации общественного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста), "Народное образование и демократия", "О политехнизме", и др.

Вклад в развитие образования:

Первая из советских разработок решающей роли детского коллектива в коммунистическом воспитании;разработка методики его организации; значения участия детей и подростков в общественно полезной работе.

Раскрытие и теоретическое обоснование содержания, методов и организационных форм работы с пионерами.

Разработка первых проектов (постановлений) осуществления политехнического обучения на основе общего образования в советской школе.

Разработка марксистской теории дошкольного воспитания и организации дошкольного дела в Советской России.

Н.И. Попова (орг. "Второй опытно-показательной станции", выступала инициатором различных нововведений: комплексных учебных программ, западных форм и методов обучения, в том числе, трудового: "Дельтаплан", "Метод проектов" и др.).

М.М. Пистрак (орг. "Школы-коммуны"; осн. труды: "Насущные проблемы советской школы", "Режим экономии и школа"; основные идеи: обучение школьников должно развивать умение коллективно работать, обеспечивать теоретическое и практическое освоение орудий производства, подготовку в фабрично-заводскому труду).

А.К. Гастев (развитие теории и практики использования метода программирования и установочного метода).

В.Н. Шульгин (развитие теории и практики использования метода проектов).

7.1.2. Тема. Образование и тенденции развития передового педагогического опыта(1940-1990 гг.).

Социально-политические факторы развития школы. Социалистические идеалы воспитания. Две волны реформирования. Производственная направленность обучения. «Борьба за всеобуч», ее этапы. Содержание «социального заказа» в образовательной сфере. Отражение идеи всестороннего развития школьников в содержании образования.

Основные этапы реформирования образования и правительственные решения (1943 г.- переход на обучение с 7-летнего возраста; 1944 - открытие вечерних школ в сельской местности; введение 5- балльной системы оценок; установление выпускных экзаменов для выпускников начальной, 7-летней и средней школы; награждение золотыми и серебряными медалями вып. средней школы; 1945 г.- курс на обеспечение всеобщего обязательного начального и 7-летнего обучения; 1958 г.- введение всеобщего обязательного 8-летнего образования; с середины 1960-х гг.- курс на всеобщее среднее образование; 1975 г. завершение перехода ко всеобщему среднему образованию; 1984 –переход на обучение с 6-летнего возраста в подготовительных классах, 11-летнее среднее образование; комплексный подход к воспитанию; профессионализацию общеобразовательной школы).

Выдающиеся педагогические деятели времени:

В.А. Сухомлинский. Мировое признание получил как теоретик и практик, директор Павлышской средней школы. Основные труды: “Сердце отдаю детям”, “Воспитание гражданина”, “Павлышская средняя школа”, “Методика воспитания коллектива”, “Сто советов учителю”, “Разговор с молодым учителем школы”.

Вклад в развитие образования:

Разработка теории и практики гражданского воспитания.