Тема. Культура и образование в Древней Месопотамии.
Раздел II. Школа и воспитание в Древнем мире
Раздел V. История образования
Александр III (1881-1894гг.). Политика контрреформ
Царствование Александра III вошло в историю как время "контрреформ". Идеологами нового политического курса выступили обер-прокурор Синода К. Победоносцев, министр внутренних дел Д. Толстой, известный публицист и общественный деятель М. Катков.
Суть этого курса:
1. Новые идеологи считали, что причина политического кризиса во вредных для России идеях, заимствованных у Запада (ослабли устои, это привело к революционным движениям);
2. Цель новой политики - укрепление самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета;
3. Необходимо подавить и искоренить «крамолу», а для этого пересмотреть законы принятые ранее.
Практическая реализация этого курса: введение института начальников -они назначались министром внутренних дел из местных дворян - в результате укрепились позиции правительства на местах; Земская контрреформа – увеличивалось при выборах в земство число гласных от помещиков - укрепились позиции дворян; Городовое положение - исключились из состава избирателей приказчики и мелкие торговцы, давались преимущества для крупной буржуазии, постановления городской думы санкционировались губернским начальством; изменения вносились в Судебную систему - повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, ограничивалась публичность и гласность заседаний и т. д. Охранительные меры правительства коснулись печати и образования –ужесточился административный контроль за высшими учебными заведениями, возрастала плата за обучение, «Циркуляр о кухаркиных детях» рекомендовал закрыть двери гимназии перед детьми не из дворянских семей; ряд изданий был закрыт, усилилась карательная цензура. Правительство проводило политику насильственной русификации национальных окраин.
Политика «контрреформ» была направлена на усиление и упрочнение власти дворянства на местах.
Во внутренней политике Александра III были и положительные моменты: в 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, понижались выкупные платежи, учреждался Крестьянский банк; в 80-ых годах предпринимаются l-ые попытки регламентировать отношения между рабочими и промышленниками, в большинстве своём они носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению (принят закон о запрещение труда малолетних, воспрещалось ночная работа несовершеннолетних и женщин, ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня - не выше 11,5 часов).
N ДЕ | Наименование дидактической единицы ГОС | N задания | Тема задания |
История образования | История педагогики и образования как область научного знания | ||
Воспитание в первобытном обществе. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в древних цивилизациях и античном мире | |||
Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Средневековья, Возрождения, Нового времени | |||
История педагогики и образования в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса |
История педагогики и образования – наука, изучающая историческое развитие педагогического знания и практики образования.
1.1.1. Тема. Воспитание в первобытном обществе.
Эволюционно-биологическая (как инстинктивная забота о потомстве) и психологическая (как инстинкт подражания взрослым) концепции происхождения воспитания. Зарождение воспитания как особого вида деятельности (между 35-40 тысячелетием), его особенности на ранних этапах (коллективное, всеобщее, равное, контролируемое общиной, дифференцированное по полу и возрасту) и более поздних этапах с 9 -8 тысячелетия до н.э. сначала в Малой, Передней и Средней Азии (сословно-семейное). Появление и особенности организованных форм воспитания (от коллективной традиции воспитания к появлению "домов молодежи"–предшественников школ).
Общее и особенное в генезисе воспитания и школы цивилизаций Древнего Востока (школы стали главным центром обучения и воспитания в связи с неспособностью семьи дать детям необходимую образовательную подготовку). Возникновение и развитие письменности. Использование пиктографического письма и логографии. Семейно-общинный уклад школ Месопотамии. «Дома табличек»: их появление, назначение и развитие. Основные центры развития: семьи писцов, храмы, дворцы, библиотеки. Приемы воспитания. Содержание программ обучения.
2.1.2. Тема. Школа и воспитание в Древнем Египте. Вопросы для обсуждения:
1. Многобожие Египетской религии ( бог Омон - гл.), как фактор воспитания.
2. Идеалы воспитания, его методы и приемы.
3. Организация и содержание воспитания: сословно-профессиональный подход.
2.1.3. Тема. Школьное образование в Древней Индии.
Особенности: религиозная идеология, кастовый характер образования и воспитания. Влияние брахманизма (индуизма) в дравидско-арийскую эпоху (со 2- 1 тысячелетия до н.э.). Сословно-профессиональные и семейно-общественные основы воспитания. Семейные школы и лесные школы. Идеалы воспитания (умственное развитие, духовность, физическое совершенство, любовь к прекрасному, самообладание). Особенности идеографического письма. Алгоритм приобретения знаний.
Влияние на образование буддизма и необрахманизма со II -VI вв. н.э и в последующий период. Переход к алфавитно-слоговому письму. Учебные заведения элементарного (начального) образования: школы вед, школы толь и светские школы. Учебные заведения повышенного уровня образования (аграхар).
2.1.4. Тема. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.
Основные этапы становления воспитания и обучения: эпоха Шан XVI -XI вв. до н.э. (обучение по программе «шести искусств»); эпоха Чжоу XI - III вв. до н.э. (формирование к VI в. до н.э. философских школ: даосизм, буддизм и конфуцианство). Подход к школьному обучению (легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров). Педагогические взгляды Конфуция (всестороннее развитие, благородство, стремление к истине, правдивость, духовная культура). Трактат Конфуция "Книга обрядов" IV-I вв до н.э.: (дана развернутая характеристика дидактических идей, определяются задачи и программа девятилетнего образования и воспитания). Официальная идеология (конфуцианство) и государственная политика в сфере образования в период II в. до н.э. – II в. н.э.