Инновационные ресурсы

Классификация инноваций

ТЕМА 1.4. Классификация инноваций, инновационные ресурсы, инновационные продукты.

 

Происхождение инноваций, их назначение, влияние и другие характеристики требуют определенной классификации, которая позволит их идентифицировать.

Рассмотрим общую схему классификации инноваций и инновационных продуктов по различным признакам. Основу ее составляют следующие признаки.

1. Источник идеи для инновации.

a) открытие, научная идея, научная теория, явление;

b) изобретение, ряд изобретений, лицензии;

c) рационализаторские предложения;

2. Форма новшества.

a) продукт, его конструкция или устройство;

b) технология, метод, способ;

c) материал, вещество;

d) живой организм, растение;

e) здания, сооружение;

f) информационный продукт (программы и т.п.);

g) услуги;

3. Область применения инновации.

a) научно-исследовательская сфера, изменение процессов НИОКР;

b) техническая или продуктовая сфера, появление продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

c) технологическая сфера, применение улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;

d) информационно-коммуникационная сфера, изменение технологии передачи и обработки информации;

e) маркетинговая сфера, изменения брэндов товаров и организаций;

f) логистическая сфера, изменения в организации снабжения и сбыта.

g) организационно-управленческая сфера, изменения в организационном механизме и системе управления;

h) социально-экономическая, правовая сфера, изменения социальных, экономических и правовых условий функционирования предприятия.

4. Уровень новизны.

a) мировой уровень новизны;

b) отечественный уровень новизны;

c) отраслевой уровень новизны;

d) уровень фирмы;

e) расширение портфеля товаров и услуг;

f) обновление товаров и услуг;

g) изменение позиционирования товаров и услуг;

h) сокращение издержек фирмы.

5. Масштаб распространения инноваций.

a) транснациональный;

b) федеральный;

c) региональный;

d) муниципальный;

e) в рамках объединений и ассоциаций;

f) в рамках организации;

g) в рамках подразделения.

6. Темпы реализации инноваций.

a) быстрые, нарастающие;

b) замедленные, равномерные;

c) медленные, затухающие.

7. Стадия жизненного цикла инновации.

a) исследование;

b) разработка;

c) промышленное производство;

d) маркетинг;

e) логистика;

f) диффузия;

g) рутинизация;

h) сервисная поддержка.

8. Глубина вносимых изменений.

a) радикальные или базовые инновации;

b) улучшающие инновации;

c) модификационные или частные инновации.

9. Преемственность инновации.

a) открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций;

b) закрывающие, инновации закрывающие ряд отраслей;

c) замещающие;

d) отменяющие;

e) ретровведения.

 

 

Ресурсное обеспечение, составляющее важное условие осуществления любого вида хозяйственной деятельности, приобретает новое содержание в инновационном процессе. Инновационная деятельность, по сравнению с другими видами бизнеса, требует сложного набора ресурсов, инвестируемых при повышенном риске и на более длительный срок. Это предъявляет особые требования к организации ресурсного обеспечения.

Под инновационными ресурсами понимаются ресурсы, обеспечивающие возможность инновационной деятельности. К этим ресурсам относятся: материально-технические, трудовые, финансовые, интеллектуальные, информационные ресурсы.

Внедрение научно-технического нововведения обычно сопряжено с мобилизацией ресурсов, в объемах и по составу превышающих возможности ресурсной базы одного хозяйствующего субъекта.

Существует тесная связь между привлечением инновационных ресурсов компанией и ее инновационной активностью.

Инновационная активность – это комплексная характеристика инновационной деятельности предприятия, включающая восприимчивость к новациям, степень интенсивности осуществляемых действий по трансформации новации и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества. Инновационная активность характеризует готовность к обновлению основных элементов инновационной системы – знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий, а также восприимчивость ко всему новому.

Для определения коэффициента инновационной активности с помощью экспертных методов оцениваются параметры инновационной активности. Каждый параметр инновационной активности определя­ется экспертом по 5-балльной шкале (табл. 1.5).

Таблица 1.5. Оценка инновационной активности организации.

Оцениваемые параметры инновационной активности Обозначение Уровень состояния параметров
Качество инновационной стратегии и инновационной цели А1 1 2 4 5
Уровень мобилизации инновационного потенциала А2 1 2 4 5
Уровень привлекаемых капиталовложений А3 1 2 4 5
Методы, используемые при проведении инновационных изменений А4 1 2 4 5
Соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации А5 1 2 4 5
Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии А6 1 2 4 5
Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности А7 1 2 4 5
Итоговая оценка состояния инновационной активности КИА 1 2 4 5

Рассчитывается усредненный коэффициент по параметрам инновационной активности, который будет являться итоговой оценкой инновационной активности.

,

где - число параметров инновационной активности.

Рассмотрим подробнее содержание параметров инновационной активности.

Оценка качества инновационной стратегии и цели представляет собой оценку соответствия стратегии миссии предприятия, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.

Оценка уровня мобилизации инновационного потенциала сводится к оценке способности руководства проявить высшую компетенцию при мобилизации инно­вационного потенциала.

Оценка уровня привлеченных капиталовложений заключается в оценке способности руководства привлечь инвестиции требуемого по объему и приемлемого по источникам финансирования.

Оценка методов проведения инновационных изменений заключается в оценке методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ. Например, для проектирования инновационных процессов используется метод «параллельного проектирования». В маркетинге инноваций таким методом является концепция «фокусирования на клиентах».

Оценка соответствия реакции организации характеру конкурентной стратегической ситуации заключается в оценке соответствия инновационного поведения состоянию внешней и внутренней среды. Выделяют три типа инновационного поведения:

· реактивное поведение – это поведение, при котором происходит запаздывание начала реакции организации на изменение окружающей среды ввиду того, что требуется время на принятие и передачу решения, приводит к значительному увеличению общих затрат фирмы;

· активное поведение – это поведение, основанное на опыте, как только данные показывают, что нарастающее снижение прибыли не может быть следствием нормальных колебаний, тотчас же со стороны управления следуют ответные действия;

· планово-прогнозное поведение– это поведение, в основе которого лежит стратегический план и прогнозная информация. Используется метод управления по слабым сигналам (УСС).

Метод управления по слабым сигналам (УСС) – такой метод управления, когда руководство фирмы принимает ответственные решения на основе неточной, имеющей вероятностный характер информации о рынке. Этот метод управления предполагает, что руководство уже при первых слабых сигналах об изменениях на рынке не ждет, а начинает действовать. При этом практические шаги со стороны менеджмента, направленные на использование пока еще нечетко проявившихся рыночных возможностей, становятся все более определенными, они усиливаются по мере получения более точной и обширной информации об изменении ситуации во внешней среде. К моменту, когда новые возможности становятся очевидными для всех, фирма уже занимает круговую оборону, чтобы отстоять занятую ею раньше других новую нишу на рынке.

Оценка интенсивности действий по созданию и продвижению новшеств характеризуется таким комплексом показателей как: обновляемость продукции, обновляемость технологии и технологического оборудования, обновляемость знаний персонала, обновляемость организационных структур.

Коэффициент обновляемости (новизны)– это соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства. Новой в промышленном производстве считается такая продукция, которая в современных динамичных условиях рынка выпускается в течение от одного года до трех лет, но не более пяти.

Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого «мертвого героя», а неадекватная пассивность обрекает ее стать неудачницей. Отсюда важно дать оценку реализуемого уровня инновационной активности.

При оценке той или иной ситуации на предприятии также необходимо учитывать инновационную мощность (силу), проявляемую организацией в конкретной обстановке. Инновационная сила определяется как произведение коэффициента, характеризующего стратегическую позицию, на коэффициент инновационной активности.

,

где - стратегическая позиция компании (определяется из оценок состояния внешней и внутренней среды), - коэффициент инновационной активности.

Накопленный опыт многих стран показал, что без учета организационно-экономических особенностей распределения и потребления ресурсов в инновационном процессе, не возможно выработать успешные практические рекомендации по ресурсному обеспечению инновационных проектов на предприятии. Несмотря на то, что инвестиционный процесс тесно связан с инновационной деятельностью и ее ресурсным обеспечением, последнее оказывается шире процесса инвестирования в инновации. Оно также включает такие моменты как восполнение частей оборотного капитала, израсходованных в цикле движения научно-технического продукта, и такие моменты, как, например, кадровое обеспечение, тесно переплетенные с инвестиционным процессом, но не сводимые непосредственно к его элементам.

Можно выделить пять основных видов ресурсов, используемых в инновационном процессе:

· материально-технические;

· кадровые;

· интеллектуальные;

· информационные;

· финансовые.

Финансовые ресурсы непосредственно не потребляются в инновационном процессе, но способны накапливаться, распределяться и приобретаться для последующей трансформации в материальные, интеллектуальные и кадровые ресурсы путем рыночного обмена.

Под интеллектуальными ресурсами понимаются способности человека к осуществлению инновационной деятельности. Результаты инновационной деятельности воплощаются в патентах, лицензиях, ноу-хау, а также в опытных и рабочих образцах новой техники и т.п.

Под кадровыми ресурсами понимается персонал предприятия, являющийся носителем интеллектуального ресурса.

Под материально-техническим ресурсом понимается вещественный ресурс, необходимый для разработки инновации.

Применительно к инновационной деятельности информация является ключевым ресурсом. Дело в том, что наука – одна из составных частей инновационной деятельности – производит новые знания, то есть новую информацию. Функционирование системы научно-технической информации обеспечивается как на уровне предприятия, так и на государственном уровне.

Ресурсы, направляемые в инновационные проекты, можно разделить на две принципиально различные группы: реальные и финансовые. Своеобразие финансовых ресурсов в воспроизводственном плане заключается в том, что они не выступают непосредственно элементом процесса создания инноваций, но могут быть конвертированы в любой другой вид ресурсов.

Инновационный потенциал предприятия представляет собой способность к осуществлению инновационной деятельности с достижением того или иного уровня результативности. В свою очередь, инновационный потенциал является производным от инновационного ресурса.

Ресурсы инновационной деятельности составляют основу соответствующего им потенциала, но последний не тождественен им. К примеру, действенная система мотивации труда повышает кадровый потенциал, но при этом кадровые ресурсы остаются прежними.

Состав инновационного потенциала отличается от состава ресурсов инновационной деятельности. К примеру, организационный потенциал является производной от всех остальных реальных ресурсов инновационной деятельности. Под организационным потенциалом понимается наличие управленческих кадров требуемой квалификации, опыта и возраста, сработанность команды управленцев, наличие взаимопонимания между управленцами, разработчиками.

Россия имеет достаточно высокий уровень научного потенциала, известные в мире научные школы, большую долю специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве (почти каждый пятый занятый имеет высшее образование), неплохие заделы в некоторых перспективных направлениях науки. Ежегодно патентуется около 20000 изобретений (по данным Роспатента в 2009 году было выдано 26294 патента на изобретения), из них реализуется около 8-10%, что говорит о том, что в стране накоплен значительный запас нереализованных изобретений.