Предварительное исследование

Определение целей

ПОДГОТОВКА К ИНТЕРВЬЮ

- Зачем вы хотите взять интервью? Каких результатов хотите достичь?

- Почему для решения этих задач вы выбрали именно этого собеседника?

- Интересен ли он лично вам?

- Есть ли к нему интерес у широкой публики?

Ясная картина целей должна сложиться не только у журналиста. Рассказать о ней необходимо и будущему собеседнику. Причем если вы доходчиво сформулируете цели интервью, то, во-первых, облегчите себе разработку вопросов; во-вторых, уменьшите вероятность непонимания со стороны собеседника и сумеете убедить его в необходимости встречи. Когда цели ясны и четко сформулированы, у вашего партнера тоже появляется вполне объяснимое чувство уверенности в том, что его выслушают, поймут и постараются донести услышанное до читателя.

Предположим, вы решили взять интервью у начальника Службы спасения города Москвы. Какую цепь вы перед собой ставите? Выяснить обстоятельства и подробности какого-то происшествия (например, спасения ребенка во время пожара), в котором принимали участие работники этой службы? Или вас интересует общая картина происшествий в Москве и то, как в принципе работает Служба спасения? А может быть, вас привлекла фигура самого начальника с его необычной (или, наоборот, обычной) судьбой? Вызовет ли интерес у широкой публики его жизненная история? В его ведомстве могли возникнуть определенные проблемы, о которых уже пошли слухи, и надо прояснить ситуацию?

Подготовка или экспромт — вот выбор, который придется сделать журналисту перед каждой своей встречей.

Журналист получил задание подготовить сообщение о прибытии в Москву Генерального секретаря Всемирной организации здравоохранения. Редактор намекнул, что во время пресс-конференции в аэропорту желательно задать ему эксклюзивный вопрос от редакции. Какими источниками можно воспользоваться за весьма короткий срок? Вот перечень возможных вариантов информационных ресурсов:

- телефонный звонок в московское отделение ВОЗ по поводу целей визита (возможно, там уже подготовлен пресс-релиз);

- работа с редакционным досье (скорее всего там будут сведения об основных программах этой организации и о ее руководстве);

- просмотр имеющихся ресурсов в Интернете, в том числе зарубежных, с помощью разных поисковых систем;

- советы и идеи коллег по работе;

- во время ожидания в аэропорту ценной информацией могут поделиться коллеги из других изданий.

3. Назначение встречи. О встрече с интервьюируемым, как правило, договариваются по телефону, хотя в последнее время журналисты все чаще пользуются электронной почтой. Но можно условиться об интервью и при непосредственном контакте.

Когда вы договариваетесь о беседе, лучше избегать слова «интервью»: оно звучит слишком официально, лучше сказать: «Не могли бы вы поделиться своими соображениями о...»; «Хотелось бы обсудить ситуацию...»; «Давайте поговорим об этом случае...».

Намеченный собеседник во время переговоров о встрече может привести вам самые разные причины отказа.

- Недоверие к журналисту (а нередко и в принципе ко всем). Известно, что новичку сложнее получить согласие на интервью, чем журналисту с именем и опытом.

- Сомнения в репутации издания

- Недоверие к конкретному изданию, если с ним связан неудачный опыт взаимодействия или негативная публикация

- Усталость от журналистов, которая, как правило, характерна для звезд.

- Страх публичного выступления

- Отсутствие интереса к предмету беседы.

- Желание скрыть просочившиеся факты

- Недостаток у намеченного собеседника знаний о предмете беседы.

- Ограниченность времени.

И все-таки в арсенале журналиста всегда должны быть убедительные контрдоводы. Договариваясь с героем о встрече, постарайтесь, в зависимости от намеченных вами целей и сложившейся ситуации, убедить его в том, что интервью — это возможность:

- получить известность и признание, рассказать о себе (деятели массовой культуры);

- повлиять на сознание людей (политики, священники);

- просветить публику, разрушить предрассудки (ученые, деятели сферы образования);

- высказать свою точку зрения, пролить свет на проблему (представители противоборствующих сторон в каком-либо конфликте, проблемной ситуации);

- рассказать о реальных, известных только ему причинах случившегося;

- помочь другим людям избежать ошибок (пострадавшие от каких-либо потрясений, представители групп риска);

- появиться на экране, чтобы вас увидели друзья и родственники («простые» люди).

4. Время и место интервью.Договариваясь о встрече, назначая время и место, прислушайтесь к пожеланию собеседника.

5. Подготовка вопросника. За вопросы можно садиться после того, как определены цели интервью, изучены все возможные вспомогательные материалы, а также назначены время и место встречи.

Разрабатывая стратегию интервью, следует оставить время для незапланированных вопросов и ответов, а также подготовиться к самым неожиданным ситуациям. Поверьте: чем тщательнее вы сделаете это, тем больше вероятность того, что интервью пойдет по плану. Но не стоит бояться и неожиданного поворота разговора, на самом деле это ценный результат. Свежий взгляд на известное, новый поворот старой темы, всплывшая из недр памяти история... Ради таких находок и работает журналист.