В 2-Б класі
Калашник Юлією Миколаївною
ХНПУ імені Г. С. Сковороди
ТЕМА: Школа вежливости. В гостях.
ЦЕЛЬ: выяснить смысл понятия «вежливый», «этикет»; формировать навыки культурного поведения; обобщить знания учащихся о правилах поведения в общественных местах; учить уважительно относиться к другим, используя «золотое правило вежливости»; расширить словарный запас учащихся словами вежливости; воспитывать уважение к окружающим.
ОБОРУДОВАНИЕ: телеграмма, предметный рисунок замка, картинка короля и королевы, карта путешествия, рисунок корабля, сундучок, модель снежки, карточки-сигналы, разрезанные пословицы и поговорки о вежливости.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент.
Вот звенит уже звонок-
Начинается урок.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научится.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
1. Создание проблемной ситуации.
Шли по улице два прохожих: дедушка, котрому исполнилось 65 лет и мальчик – ученик второго класса. Дедушка нес в руках сумку, три книги и большой сверток. Одна книжка упала.
- У вас упала книжка! – закричал мальчик, доганяя дедушку.
- Неужели – удивился он.
- Конечно, – объяснил мальчик. – У вас было три книги, плюс одна сумка, плюс пакет – всего 5 вещей, а осталось четыре.
- Я вижу ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - сказал прохожий, едва поднимая книгу. – Но есть правила, которых ты еще не выучил.
2. «Мозговой штурм»
- Какие это правила? (Правила вежливости, доброты)
ІІІ. Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с правилами культурного поведения, правилами доброты, вежливости, скромности, общения, поведения в общественных местах. И будем пытаться придерживаться этих правил, и учить этому других.
IV. Восприятие и осознание ученого материала.
1. Получение телеграммы. (на полу лежит конверт с телеграммой)
Телеграмма
Дорогие девочки и мальчики!
Приглашаем вас к нам в гости, на бал, который состоится 11 февраля в 10 часов.
Ждем дорогих гостей по адресу: Королевство Волшебных Слов, Страна Вежливости, город Доброты, ул. Порядочности, дворец «Звездный».
СПЕШИТЕ! До бала осталось 3 дня.
Король Пожалуйста и Фея Добрый день.
2. Беседа и вступительное слово учителя.
- Какая интересная телеграмма!
- Ребята, вы хотели бы попасть в сказочную страну Вежливости? (Да)
- Это очень интересная страна:
Говорят, что дома там сделаны из шоколада, крыши из леденцов, а окна из конфет. Под говорящими часами живут Король Пожалуйста и Фея Добрый день, которые закончили академию Всех Волшебных наук.
Все жители этой страны сказочно вежливы. Даже собаки стесняются громко гавкать, а щенки подают лапу всем, кто проходит, чтобы поздороваться. Воробьи и петухи не смеют здесь биться.
Это самая-самая вежливая страна из всех сказочных стран на белом свете и говорят здесь самыми вежливыми словами.
- Что же, времени и правда очень мало. Поэтому не будем его тратить, быстрее в путешествие, в котором нам нужно будет пройти немало трудностей. (Вывешиваю карту)
- Так как мы отправляемся в Страну Вежливости, кто может объяснить значение слова «Вежливый»? (Вежливый – тот, который придерживается норм поведения, внимательный к другим людям).
- Любое путешествие совершается на каком-нибудь транспорте. И я предлагаю отправится на корабле. (Показываю корабль)А каждый корабль имеет название. Наш корабль – не исключение, поэтому эго название «Этикет».
- Этикет - правила поведения в обществе.
3. Работа с учебником.
- И так, объявляется посадка на корабль. Но право занять место на судне имеет тот, кто знает, як вести себя при посадке на любой вид транспорта.
- Открываем учебник на страничке 70. Рассмотрите рисунки и скажите, как же нужно вести себя в транспорте? (пропустить пассажиров с детьми; девочки заходят первыми; подать девочкам руку; помочь стареньким; не толкаться).
4. Блицтурнир «Волшебный сундук» от Короля Пожалуйста.
- Получить места в каютах нам помогут ответы на вопросы. Которые находяться вот в этом сундучке.(Учитель достает сундучок)
Вопросы для блицтурнира
1) С какими словами нужно обращаться утром к своим родным, к учительнице, друзьям, соседям, знакомым?
2) Как нужно обращаться к человеку с просьбой?
3) Как попросить прощение?
4) Что нужно сказать, корда получаешь подарок?
5) Что нужно ответить, если ты не можешь выполнить чью-то просьбу?
6) Как ведет себя вежливый человек на улице, в транспорте, в гостях? (Ответы детей)
5. Конкурс знатоков «Волшебных слов».
- Есть слова очень важные: Родина,Украина, мир. Есть родные слова – мама, папа, душка, баб ушка, брат, сестра. А есть вежлиые слова, которые называют «Волшебными»
Игра «Волшебные снежки» (бросание модели снежки, без повторений).
- Приз победителю - право прочитать стихотворение “Ежели вы вежливы” С.Я. Маршака.
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!
(Поднимаю якорь) – Ну что же поехали!
6. Конкурс знатоков пословиц и поговорок.
- Мы попадаем на «Остров сокровищ». Сокровищами являются пословицы и поговорки, придуманные народом.
Работа в парах (за партой) (каждая пара получает в конверте части пословицы. Кто быстрее сложит. Один читает начало – второй продолжает, объясняют значение).
1. Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
2. Слово жжет хуже огня.
3. Плохое слово, что грязная вода.
4. На добрый привет – добрый ответ.
5. Ласковое слово лучше мягкого пирога.
6. "Спасибо" - великое дело.
7. Поклоном поясницы не переломишь.
8. За доброго человека - сто рук.
9. Вежливость порождает и вызывает вежливость.
10. Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости.
Вывод (учитель)
- Не только детям, но и взрослым хочется, чтобы все друзья, соседи, и даже незнакомые люди всегда относились к ним внимательно, по-доброму.
- И весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку всегда относятся с уважением.
(Двигаю корабль по карте)
7. Остановка Музыкальная (Физкультминутка)
- Танец - это общение. Давайте отдохнем и красиво, не толкаясь, потанцуем «Танец утят».
8. Работа с учеником с. 71.
- Нас с вами пригласили в гости, но мы попали на «Риф трудностей» и мы должны повторить с вами правила поведения в гостях.
- Открываем учебник «Экзамен для вежливых детей». (Ответы на вопросы)
- Как мы должны себя вести в гостях мы повторили, но должны как знать как положено встречать гостей, и мы на «Маяке предусмотрительности»
- Давайте прочитаем как однажды Лисичка пригласила в гости журавля и что из этого получилось.
а) Чтение учителем сказки «Лисичка и Журавль».
б) Продолжение сказки детьми.
- Чему же учит сказка тех, кто приглашает в гости?(Предусмотрительности)
V. Обобщение и систематизация знаний.
1. «Водоворот невежливости».
- Ребята, мы приблизились ко дворцу «Звездный». Но, что это? Я слышу сигнал SOS! Мы попали в водоворот невежливости. И, чтобы из него выбраться нам нужно доказати, что мы вежливые люди.
- Нам нужно составить правила вежливости для людей.
- Я читаю, а вы если согласны показываете улыбающегося человечка, а если нет – грустного.
· Здоровайтесь с улыбкой;
· Говори спасибо за указанную помощь;
· Забывай прощаться;
· Капризничай, чтобы испортить настроение другим;
· Умей звиниться, если виноват;
· На своє место проходи спокойно, не толкаясь;
· Кричи, топчи ногами, громко смейся;
· Не снимай головной убор в помещении;
· Опаздывай.
2. Обобщающее слово учителя.
- Мы преодолели все препятствия на пути ко дворцу и готовы на бал.
VI. Итог урока.
- Для того, чтобы люди тебя уважали, дружелюбно относились, никогда не забывай и всегда придерживайся золотого правила вежливости:
«Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе!»
- Желаю, чтобы на балу с вами присутствовали «волшебные слова». Девочки, чтобы были принцессами Вежливости и Доброты, а мальчики – принцами Скромности и Порядочности.
VII.Домашнее задание.
Тетрадь с. 26, написать ответное приглашение к себе в гости Королю и Королеве.