ТЕМА ЛЕКЦИИ: РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ.

ТЕСТЫ

Задания для СРС

Задания для СРСП

Вопросы контроля теоретических знаний

Семинар.

Тема: Классификация религиозных верований.

Цель занятия: проанализировать различные варианты классификации

религий.

План семинарского занятия:

1. Классификация религий как проблема. Сложность научной

классификации религий. Принципы классификации религий.

2. Лингвистическая классификация религий М. Мюллера.

3. Морфологические классификации религий.

4. Философские классификации религий.

5. Географические классификации религий.

6. Феноменологические и социологические классификации религий.

Форма проведения: семинар – конференция.

Студент должен знать: различные варианты типологии религий, их

преимущества и недостатки.

Студент должен уметь: ориентироваться в проблеме классификации

религий.

 

 

Репродуктивный уровень:

 

1. Какие виды классификации религий вы знаете?

2. Какой принцип лег в основу классификации религии классика мирового религиоведения М. Мюллера.

3. Дайте определение понятию «естественная религия».

 

Репродуктивно-практический уровень:

 

1.Почему морфологические классификации называются эволюционными?

2. В чем специфика социологической классификации религии?

3. Раскройте динамико-типологический подход к религии П. Тиллиха. Сравните онтологический и нравственный тип веры. Охарактеризуйте подтипы.

 

Творческий уровень:

 

1. Проанализируйте все виды классификации с точки зрения критериев научности. Какая классификация, на ваш взгляд, является более адекватной?

2. Как вы считаете, возможна ли в принципе адекватная научная классификация религий? Обоснуйте свой ответ.

3. Можете ли вы предложить собственный вариант классификации?

 

Уровень репродуктивной деятельности:

 

1. Подготовьте описание трех типов религий, согласно М. Мюллеру.

2. Охарактеризуйте классификацию К.П. Тиле. Разъясните встречающиеся в ней понятия.

3. Распределите религии по географическим регионам. Выявите достоинства и недостатка географической типологии.

 

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

 

1.Проанализируйте точку зрения М. Мюллера: « …существует самая тесная связь между языком, религией и народностью».

2.Составьте сравнительную таблицу типологии религий.

3. Подготовьте словарь понятий по теме «Типология религий»

 

Уровень критически-творческой деятельности:

 

Напишите аргументированное эссе на тему: «Проблема типологии

религий в религиоведении»

2. Дайте характеристику трем мировым религиям, исходя из типологии

П. Тиллиха.

 

Уровень репродуктивной деятельности:

 

Законспектируйте статью классика мирового религиоведения М.

Мюллера «Введение в науку о религии», где отражена его позиция по отношению к религии и проблема типологии религии.

 

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

На основе материала указанного в списке литературы, особенно книги «Религиоведение: социология и психология религии» сделайте обзор всех имеющихся классификаций, в том числе тех, что не были упомянуты в лекции.

 

Уровень критически-творческой деятельности:

 

1.Ознакомившись с концепцией П. Тиллиха, проведите параллели

между классификацией религии и типологией культуры.

2. Проанализируйте Главу IV учебника «Основы религиоведения» (с.78-

84) и напишите эссе на тему «Религиозная культура современного

человека».

 

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа

Обведите букву правильного ответа:

1. Принцип, который лежит в основе классификации религий М.

Мюллера

А) антропологический

Б) лингвистический

В) структурный

Г) аксиологический

Д) культурно-исторический

 

2. Философ, согласно концепции которого, историческое развитие религии представляет собой ступени самопознания Абсолютного Духа:

 

А) Л. Фейербах

Б) П. Флоренский

В) С. Франк

Г) Гегель

Д) Ф. Бэкон

 

3. Классификация религии, в основе которой лежит обязательное

прогрессивное развитие религии от простых форм к сложным:

А) морфологическая

Б) феноменологическая

В) философская

Г) географическая

Д) социологическая

 

4. Социологическая классификация Р. Беллаха предполагает следующие критерии классификации:

 

А) ареал распространения

Б) классификация языков

В) последовательные прогрессивные стадии развития религии

Г) соотношение свободы и зависимости

Д) система символов, религиозные действия, религиозные организации,

социальные последствия

5. П. Тиллих выделяет следующие типы веры:

 

А) естественные и этические

Б) онтологический и нравственный

В) туранские, семитские, арийские

Г) национальные и мировые

Д) естественные и религии откровения

 

6. Представители морфологических классификаций религии:

 

А) К.П. Тиле, Э. Тайлор

Б) Гегель, Л. Фейербах

В) П. Тиллих, К. Ясперс

С) П. Флоренский, Н. Бердяев

Д) Р. Беллах, М. Вебер

 

7. Ислам П. Тиллих отнес к следующему типу веры:

 

А) теантропический

Б) нравственный

В) онтологический

С) полидемонический

Д) национальный

 

Открытые задания со свободно конструируемым ответом

Дополните:

 

1. М. Мюллер отмечает: «Кто знает одну религию, …»

2. М. Мюллер выделяет три центра религии - …

3. Соотношение свободы и рабства лежит в основе … классификации

4. В классификации Гегеля отсутствует такая религия как …

5. Автор социологической классификации религии …

 

 

Цель лекции:рассмотреть ранние формы религиозных верований, магических представлений, продолжающих свое существование до сих пор.

План лекции:

1. Тотемизм как ранняя форма религиозных представлений. Тотем и табу.

Концепция З. Фрейда.

Анимистические верования: особенность и современность. Э. Тейлор об анимизме.

Магия и религия.

Фетишизм.

 

Основные понятия:тотемизм, табу, анимизм, аниматизм, мана, фетишизм.

Сегодня общепринятым мнением среди религиоведов является утверждение, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Таким образом, религиозные представления появляются с формированием человека современного типа (Homo sapiens). С.А. Токарев указывает на то, что даже неандертальские погребения представляют собой один из источников возникновения религиозных представлений. Первобытный сапиентный человек уже имел определенные представления о загробной жизни и хоронил своих близких с определенными церемониями вместе с предметами обихода, утварью, необходимыми в «иной» жизни. То есть имелись религиозные представления о том, что умерший продолжает жить в загробном мире. В эпоху верхнего палеолита сложились представления о существовании мира умерших и духов, причем считалось, что покойники могут влиять на мир живых.

Большинство наскальных рисунков пещерной живописи представляют сцены охоты, изображения животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование связи между людьми и животными. Отсюда берет начало одна из форм ранних религиозных представлений – тотемизм. Тотемизм – это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом – мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. Основные черты тотемизма очень точно описал З.Фрейд в своем произведении «Тотем и табу» на примере туземцев Австралии. Тотем, во-первых, является праотцом всей семьи, кроме того, ангелом-хранителем и помощником, предрекающим будущее и милующим своих детей. Лица одного тотема связаны священным обязательством не убивать своего тотема и воздерживаться от употребления его мяса. Время от времени устраиваются праздники, на которых лица одного тотема в церемониальных танцах изображают или подражают движениям своего тотема. Тотем передается по наследству по материнской или отцовской линии. Тотем не связан ни с областью и местоположением. Лица одного тотема живут раздельно и мирно уживаются с приверженцами других тотемов. Выбор тотемов связан с физико-географическим характером местности. Например, у племен Австралии в качестве тотемов выступают встречающиеся здесь часто кенгуру, страус эму, опоссум, дикая собака, ящерица, летучая мышь. Важно отметить, что тотем не обожествляется, его не наделяют качествами бога, люди просто верят в свое родство с ним.

В рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Значение табу разветвляется в двух противоположных направлениях: святой, освященный и жуткий, опасный, запретный, нечистый. Табу называют древним неписаным законодательным кодексом человечества. Источником табу считают особенную силу – Mana, имеющуюся в людях и духах, которая может быть перенесена при помощи неодушевленных предметов. Цели табу разнообразны: А) охрана важных лиц: вождей, священников; б) защита слабых – женщин, детей и обыкновенных людей против магической силы вождей и священников; с) защита от опасностей, связанных с прикосновением к трупам; д) охрана важных жизненных актов: родов, посвящение взрослого мужчины, брака, сексуальной деятельности; е) защита человеческих существ от гнева демонов и богов; ж) охрана нерожденных детей и младенцев. Табу также служит защите собственности какого-либо человека. Самые старые и важные запреты табу составляют два основных закона тотемизма. Один – запрет убивать животное-тотем; второе – запрет полового сношения с товарищем по тотему, следовательно, невозможность вступления в брак с членом тотемной группы. Это составляет начало экзогамии. Фрейд связывает тотемизм с боязнью инцеста. Например, психоаналитик приводит обычаи, которые можно назвать «избеганием». Мальчикам запрещается с определенного возраста общение с матерью и сестрами. Девушка должна избегать общения с отцом.

Для первобытного человека также был характерен анимизм, который до сих пор остается действенным мироощущением людей. Анимизм – вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающий им разум, сверхъестественное могущество. Среди этнографов и религиоведов существует мнение, что анимизму предшествовала стадия аниматизма – вера во всеобщую одушевленность природы. Люди обожествляли и одухотворяли небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, горы и реки, холмы и леса, камни и ручьи. Соответственно, все перечисленное могло чувствовать и действовать, приносить вред или пользу. З. Фрейд пишет: «Всеобщей тенденцией человеческого рода является стремление понимать всякое существо как себе подобное и переносить на каждый объект такие качества, с которыми он сам хорошо знаком и что он знает лучше всего». Детальный анализ анимистических верований был дан Э. Тайлором в работе «Первобытная культура». Анимистические верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями как сон, видения, болезнь, смерть, переживание транса и галлюцинаций. В результате в качестве объяснения этих непонятных процессов вырабатывается понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления о существовании души после смерти тела, о переселении душ, о загробном мире. Второй ряд анимистических верований возник из стремления к одухотворению окружающей действительности. Как уже говорилось, древний человек рассматривал все предметы объективного мира как подобные себе. Отсюда возникает вера в существование духов природы. Постепенно в ходе сложной эволюции анимистические верования трансформировались в политеизм и монотеизм. Таким образом, анимизм является ярким выражением представления о существовании рядом с реальным земным миром потустороннего мира, мира, где обитают духи и души.

Люди стремились привести эти два мира в соответствие, средством выступала магия. Дж. Фрезер в своей книге «Золотая ветвь» дает следующее определение магии: «Магия является искаженной системой природных законов и ложным руководящим принципом поведения». Магия представляет собой определенную систему наблюдений и действий, основанную на убеждении в возможность заставить управляющие миром, предметами и самим человеком силы действовать согласно воле и желаниям самого человека. Б. Малиновский считает, что магия существовала изначально у всех народов и передается из поколения в поколение. Сколько существует человек, столько будет существовать магические обряды, так как магия человечна по своей направленности, магические действия относятся к практической деятельности и состояниям человека. Человек обращается к магии в тупиковых ситуациях, когда обычными средствами помочь нельзя: охотник упустил добычу или просто тяжелая жизненная ситуация. Магия основана на теории манны – некая абстрактная сила, отличительная способность, присущая какому-либо человеку. Маги, как правило, являются обладателями маны в первобытном обществе. Вокруг каждого мага ореол рассказов о чудесной силе его проклятий и т.д. Магия предполагает определенную строгую технику: колдовские заклинания, ритуал и личные способности исполнителя. Дж. Фрезер называет магию псевдонаукой. Но, наука основана на строгом систематическом наблюдении за природой. Магия базируется на опыте особых эмоциональных состояний, раскрывается в игре чувств, охватывающих человека. Знание в науке рационально, в магии часто эмоционально, строится на ассоциативных связях. Магию и религию роднит то, что они опираются на мифологическую традицию, на чудесное ожидание, окружены системой обрядов и табу. Магия – практическое искусство для выполнения действий, каждое из которых является средством для достижения практической цели. Религия – система действий, выполнение которых само по себе есть некоторая цель. У магии строгая техника исполнения. Религия не имеет такой строгой техники, она не сводится к системе формальных действий, к идейному содержанию. Верования магии крайне просты: вера во власть человека достичь желаемой цели с помощью колдовства и ритуала. В религии наблюдается сложность и многообразие сверхъестественного мира, догматика. Религиозная мифология более сложна и разнообразна, сосредоточена вокруг догматических положений. Магическая мифология проста: рассказы о сверхобычных достижениях. Магия – дело специалистов – колдунов. В религиозных ритуалах участвуют все.

Дж. Фрезер дает подробный анализ магии, ее принципов. Исследователь делит магию на гомеопатическую и контагиозную. Гомеопатическая или имитативная основана на том, что любое желаемое действие можно произвести путем простого подражания. Контагиозная магия предполагает что, все действия, проделываемые с предметом, оказывают воздействие на личность, которая была с этим предметом в соприкосновении. На практике два вида магии сочетаются. По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т.д. Дж. Фрезер обращает внимание на феномен мага. Магами были, как правило, люди неординарные, честолюбивые, способные. В перспективе именно они становились вождями племени. Таким образом, магия помимо социальных функций является источником политической власти. Фрезер пишет, что в результате демократия сменилась монархией, точнее олигархией старейшин. Это важный этап выхода человечества из стадии дикости.

Распространение магии привело к тому, что конкретные явления и предметы начали восприниматься в качестве носителей магической силы. Так возник фетишизм – почитание различных предметов, которые должны приносить удачу или отводить опасность. Фетишизм проявился в создании амулетов, талисманов и идолов, предметов из дерева, глины, других материалов. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, окраски или размера, кусок дерева, части тела животного ( клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки). У многих народов встречаются фетиши-черепа и кости умерших родственников. Если фетиш не выполнял своей функции, его заменяли другим. Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта, например, камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы). Помимо личных фетишей существовали и общие для всего племени или страны. Обычно ими становились какая-либо гора или дерево. Особая группа фетишей связана с распространенным у многих народов культом предков. Их изображения становятся предметом поклонения. Иногда это идолы – человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины. Например, алэлы енисейских кельтов. Алэл – это деревянная кукла с большой головой, с руками, ногами, глазами из бусинок, одетая в традиционную одежду. Обычно они изображают старух, которые призваны помогать семье во всех ее делах. Человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае семье грозит гибель. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов, обладающий свойством отвращать несчастья и приносить удачу. Также, до наших дней сохранились талисманы, которым приписывались свойства отвращать беды, талисман прятали от посторонних глаз.

В первобытной культуре был распространен культ животных – зоолатрия. Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным, вера в их особую связь с миром духов и богов, посвящение животных божествам. Культ животных проявляется в запрете убивать определенных зверей, поедать из мясо или, наоборот в ритуальном заклании и поедании зверя. У народов есть предания об умирающем и воскресающем звере, о браках людей с животными. Культ растений – филолатрия также получил широкое распространение. В растениях заключены семена жизни. Например, в скандинавских легендах ясень хранит все живое, включая человека. Фольклор многих народов содержит свидетельства о том, что злаковые культуры наделены душой. Например, образ Матери Хлеба, Матери Зерна. Причинение вреда священным растениям есть святотатство. У многих народов распространено представление, что в камнях пребывает магическая сила. Камни могут вызывать дождь или способствовали увеличению урожая.

Одним из анимистических культов, сохранившихся до наших дней, является культ предков (почитание душ умерших родственников). Духи предков почитаются, им приносятся жертвоприношения, верят в их постоянное покровительство. Культ предков прежде всего отражается в погребальных обрядах, которые у каждого народа имеют свои особенности (зарывание в землю, кремации, воздушное погребение, эндоканибализм, ношение трупа с собой). В мифологии многих народов находим сюжеты, связанные с представлениями о смерти, о взаимоотношении мира умерших и мира живых. Очень важным является тщательное соблюдение похоронного обряда. Иначе, душа не сможет соедиться с душами умерших в потустороннем мире и не будет покровительствовать родственникам. У народов умершие делятся на две категории. «Чистые» покойники, умершие естественной смертью. «Нечистые» покойники – те, кто погиб неестественной смертью: самоубийцы, утопленники, умершие от пьянства и колдуны. «Нечистых» покойников боялись и старались обезвредить. Почитание родителей – это настоящий семейный, а раньше родовой культ предков, сохранившийся до сих пор.

Выводы:

Итак, к ранним формам религиозных представлений относятся тотемизм, фетишизм, анимизм, зоолатрия, филолатрия, магические представления. Ранние формы религии возникли вместе с появлением современного человека (homo sapiens). В них уже содержатся все те идеи, которые в дальнейшем были развиты в мировых религиях. Характерной чертой ранних форм религии является вера в одушевленность природы (живой и неживой), отсюда вера в родство групп людей с определенным животным или растением, наделение душой и сверхъестественными свойствами различных предметов. Многие из этих ранних религиозных представлений жизнеспособны в современную эпоху, более того обладают властью над сознанием людей современного общества.

Методические рекомендации к лекции:

Запомните определения ранних форм религий, их сходство и отличие друг от друга. В дальнейшее с целью более углубленного изучения темы обратитесь к названным в тексте авторам, которые являются признанными специалистами по ранним формам религиозных верований. Внимательно остановитесь на концепции З. Фрейда, отраженной в книге «Тотем и табу».

 

Литература:

1. Основы религиоведения./Под ред. И.Н. Яблокова/. М., 2002

2. Классики мирового религиоведения. М., 1996

3. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989

4. Фрезер Дж. Золотая ветвь.М., 1987

5. Поликарпов В.С. История религий. М., 1997

6. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986