Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга

Согласно рейтингу ООН, Санкт-Петербург занимает восьмое место в списке наиболее привлекательных городов мира. Всемирную славу города составляют Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр, Университет, Российская национальная библиотека, Пушкинский дом, Академия русского балета, Филармония. Но особое место в этом перечне принадлежит дворцово-парковым ансамблям Петергофа, Царского Села, Павловска, Гатчины, Ораниенбаума и Стрельны.

Бурный рост новой русской столицы сопровождался возникновением значительного числа загородных дворцов и парков.

Каждый из пригородов обладает художественной неповторимостью, но вместе с тем они составляют эстетическое целое. Эта целостность придает дворцово-парковым ансамблям неиссякаемую силу эмоционального воздействия, вызывает восхищение у наших современников и, несомненно, найдет понимание и признание у грядущих поколений.

Зарождение дворцово-паркового ансамбля Царское Село связано с освобождением из шведского плена старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и превращением его в столицу русского государства.

На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба Saris hoff, Saaris moisio ("мыза на возвышенном месте"), а по-русски – Саарская мыза, обозначенная на шведских картах XYII столетия. Сначала мыза была подарена генерал-губернатору А.Д.Меншикову, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I была отписана его будущей жене Екатерине Алексеевне (официальное бракосочетание состоялось в феврале 1712 года).

В 1710-1720 годах на месте усадьбы появляется загородная царская резиденция, которую стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства она превратилась в Царское Село.

На протяжении двух веков Царское Село считалось летней резиденцией, строительство которой имело государственное значение и велось при участии правительственных ведомств.

Великолепное созвездие выдающихся зодчих, скульпторов воплощало здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе во всей полноте представлены художественные стили—барокко (постройки Ф.-Б.Растрелли и классицизма (постройки Ч.Камерона, Дж.Кваренги, В.Стасова и других). Целый ряд царствований, начиная с Екатерины I и кончая Николаем II, оставил в Царском Селе свой отпечаток, следы своего бытования.

Ансамбль Царского Села включает парки: Екатерининский, Александровский, Баболовский и Отдельный. На территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью 300 гектаров расположено более 100 архитектурных сооружений: от величественных дворцов и монументальных памятников до павильонов, мостов, экзотических сооружений, исполненных в стилистике готической, турецкой, китайской архитектуры.

Композиционным центром памятника является Екатерининский дворец – великолепное сооружение в стиле русского барокко. Восхищают роскошью убранства Большой зал дворца и "Золотая анфилада" парадных залов, среди которых всемирно известная возрожденная к 300-летию Петербурга Янтарная комната.

Один из лучших образцов мировой архитектуры классицизма - Александровский дворец. В этом дворце можно познакомиться с художественным вкусом последних Романовых, увидеть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн.

Царское Село – это не только памятник архитектуры и садово-паркового искусства. Это еще и современный культурный центр с хорошо развитой индустрией развлечений.

Собрания музейных экспонатов и предметы дворцовых коллекций позволяют устраивать в Царском Селе выставки на разные темы. Так, постоянными являются выставки "Восток и Царское Село", "Придворный экипаж XYIII- начала XX века". Кроме того, музей-заповедник участвует в международных проектах. Традиционно Царское Село остается местом проведения праздников и фестивалей.

В 1996 году восстановлена паромная переправа, соединяющая "Зал на острову" Большого пруда с Екатерининским парком. Два парома, как и два с лишним века назад, перевозят гостей (одновременно 25 человек), придавая прогулкам в парке особое очарование.

В течение 30 лет в Царском Селе существует школа верховой езды. Она расположилась в Александровском парке, в комплексе зданий бывшей Царской фермы. Для туристов в парках организовано катание в экипажах, разработан маршрут "Царская конная тропа". В перспективе - возрождение рыцарских турниров, "Царскосельских каруселей", строительство ипподрома, манежа, гольф-клуба.

В здании бывшей римско-католической церкви св. Иоанна Крестителя располагается концертный зал. Здесь проходят вечера классической музыки, организован цикл лекций-концертов "Волшебство музыки"). Выступают зарубежные исполнители.

В 2005 году отпраздновал 300-летний юбилей Петергоф.Дворцово-парковый ансамбль, расположенный на берегу Финского залива в 29 километрах от Петербурга, включает в себя 10 парков, общей площадь. 1500 гектаров. Трудно чему-то отдать предпочтение в этом органичном единстве тенистой зелени, изысканности дворцов или величию морского пейзажа. Но все же решающая роль в ансамбле по праву принадлежит фонтанам. По образному выражению Вс.Рождественского именно фонтаны исполняют в Петергофе "блистающую симфонию воды", которая не может оставить равнодушным посетителей знаменитого парка.

Замысел создания парадной летней резиденции, которая бы "зело первейшим монархам приличествовала", возник у Петра I сразу же после Полтавской победы 1709 года. "26 мая 1710 года царское величество изволил рассматривать место сада и назначить делать плотины, грота и фонтанов Петергофскому строению" (Петергоф в переводе с немецкого означает "Петров двор"). Устройство парков и фонтанов намечалось вблизи "попутных светлиц", расположенных на берегу залива. Место было выбрано не случайно. Оно оказалось ближе всего к острову Котлин, где строилась "ситадель Кроншлот".

Инженер В.Туволков нашел простое, но эффективное решение питания водометов, основанное на использовании естественных водотоков. Этому способствовало и естественное понижение местности к морю.

Строительство на пустынном берегу залива приобрело особенный размах после победы русского флота при Гангуте 1714 года.

На протяжении XYIII – XIX веков в Петергофе работали такие архитекторы, как И.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, М.Земцов, П.Еропкин, Ф.-Б.Растрелли, А.Воронихин; скульпторы Б.-К.Растрелли, М.Козловский, Ф.Шубин, И.Мартос и многие другие.

В 1918 году царская резиденция становится музеем. 26 мая 1918 года сюда пришла первая экскурсия рабочих.

Восстановление жестоко пострадавшего во время Великой Отечественной войны Петергофа (Петродворца) началось в 1944 году и продолжается по сей день. Восстановлены дворцы, фонтаны, расчищены аллеи. Знаменательным событием стало открытие 14 сентября 1947 года фонтана "Самсон". К 300-летию Петербурга восстановлен "Львиный каскад", проведены дополнительные работы по благоустройству, открыты Царицын и Ольгин павильоны, реставрируется Фермерский дворец.

Государственный музей-заповедник Петергоф ведет большую просветительную работу. Телевизионные передачи об истории, реставрации, научной деятельности музея проходят с участием его директора - Знаменова В.В. Как говорит В.В.Знаменов, главная задача Петергофа – возрождение коллекций. Петергоф – один из немногих музеев, который для пополнения своих экспозиций принимает участие в аукционах. Так, несколько лет назад были приобретены личные вещи Александра II – его перо и кресло. Найдена кожаная подушка, которую подложили раненому императору в день покушения. К своему юбилею Петергоф получил замечательный подарок – карильон (набор настроенных колоколов разной величины с клавишным механизмом, исполняющих определенную мелодию).

В 30 километрах от Петербурга находится всемирно известный Павловский дворцово-парковый ансамбль. Эти земли – 362 десятины – были подарены Екатериной II своему сыну Павлу в связи с рождением старшего сына Павла – Александра. Это событие обрадовало Екатерину, и она оповестила Европу о рождении "господина Александра". В исторической летописи Павловска записано: "Асновано и зачато строить село Павловское в 1777 году в декабре 12-м числе". К началу строительства здесь уже были деревянные дома "Крик" и "Крак", затем возникают деревянные дворцы Паулюст (Павлова утеха) и Мариенталь (Мариина долина). Наконец архитектору Чарльзу Камерону поручено создавать в Павловске каменный дворец – архитектурный шедевр, который не повторяет дворцы Западной Европы, а сам становится выдающимся явлением в мировом искусстве. С 1786 года у Камерона появился помощник, затем сменивший его на посту главного архитектора – Винченцо Бренна. По его руководством велась отделка парадных покоев второго этажа дворца. Третий период строительства – это уже XIX век. Он связан с именами Дж.Кваренги, А.Воронихина, К.Росси.

Дворец интересен еще и тем, что в его убранстве принимали участие хозяева – Павел Петрович и Мария Федоровна. В 1781 году они отправляются в путешествие по Европе под именем графа и графини Северных. Для Павловска были закуплены картины, часы, гобелены, ткани для обивки мебели и стен. Из Италии привезена коллекция античной скульптуры, пеплохранильницы, обнаруженные во время раскопок в Помпеях. Дворец обладает одной из лучших в России коллекций живописи и декоративно-прикладного искусства.

Уникален Павловский парк – один из самых больших в России (его площадь – 600 гектаров). Декоративным садоводством увлекалась с детства Мария Федоровна, и многие уголки Павловска - например, Молочня и Вольер - оформляются в соответствии с ее замыслами.

С годами Павловск превратился в энциклопедию ландшафтной архитектуры. В основном здесь господствовал английский пейзажный стиль, но вокруг дворца устроена французская регулярная планировка. В Собственном садике – голландский камерный стиль, в районе Больших Кругов – композиции с регулярными партерами, украшенными классической скульптурой.

На этом фоне в Павловске происходили грандиозные праздники, как в 1814 году в честь триумфального возвращения императора Александра I после одержанной победы над Наполеоном. В этом торжестве принимал участие юный Александр Пушкин.

После смерти Павла Мария Федоровна изменяет стиль светской жизни Павловска. Отсюда ушли воинские марши и порядки. Теперь здесь проходят музыкальные вечера, театральные встречи. Сюда приезжают В.А.Жуковский и И.А.Крылов. В круг друзей императрицы входил историк Н.М.Карамзин. Именно в Павловске проявил себя русский композитор Д.С.Бортнянский. Но самые известные музыкальные встречи связаны с именем Иоганна Штрауса, короля вальсов, который давал концерты в знаменитом Павловском вокзале.

Культурные традиции Павловска сохраняются. Экскурсии по дворцу и павильонам, выставки (например "Особая кладовая"), прогулки по аллеям парка, музыкальные вечера в Розовом павильоне – все это дает уникальную возможность современникам погрузиться в прекрасный мир искусства и природы.

Гатчинский парк и дворец-замок - единственный в своем роде ансамбль, в котором воплощен идеал царственного уединения в окружении природы. Он расположен в 45 километрах от Петербурга и является самым удаленным из всех пригородов.

Первое упоминание об этом месте "Село Хотчино" зафиксировано в 1494 год у в писцовой книге "Водской пятины " Великого Новгорода. Гатчинская мыза принадлежала многим владельцам: сестре Петра I Наталье Алексеевне, Б.А.Куракину, Г.Г.Орлову. При Орлове архитектор А.Ринальди возводит в Гатчине дворец-замок, в 1770-х годах на берегах Большого и Серебряного озер планируется разбивка большого Дворцового парка.

В 1783 году была подарена цесаревичу Павлу Петровичу, и строительные работы развернулись с особым размахом под руководством архитектора В.Бренны. Бастионная стена, рвы, мосты, башни, Лесная Оранжерея, парк Сильвия – все это было возведено по желанию Павла Петровича, отвечало его вкусам и интересам.

Особая достопримечательность Гатчины ансамбль Приорат. Приоратский дворец построен по проекту архитектора Н.А.Львова из землебитных блоков, связанных каркасом. Название дворца свидетельствует о том, что император Павел I был приором, а затем и магистром Мальтийского ордена.

К 250-летию Павла I (1754-1801) совместными усилиями Гатчины, Павловска, музея артиллерии и инженерных войск, Исторического музея и Российской национальной библиотеки была подготовлена большая межмузейная выставка, посвященная императору и Павловскому Петербургу. Юбилей был также отмечен конференцией и праздником. В Приоратском дворце открыта выставка "Императорская Гатчина".

Единственный ансамбль, который во время войны не попал в зону оккупации – это Ораниенбаум. Прибрежный участок на южном берегу Финского залива, недалеко от Петергофа Петр I подарил А.Д.Меншикову Архитекторы Д.Фонтана и Г.Шедель построили для князя Большой (Меншиковский) дворец. Одновременно распланировали Нижний и Верхний парки.

Для племянника Елизаветы Петровны, великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III) архитектор А.Ринальди строит крепость "Петрштадт", а для Екатерины II Китайский дворец и Катальную горку –изысканные произведения в стиле рококо.

Перестроенный Ф.-Б.Растрелли Большой дворец, в XIX веке принадлежал Александру I. По преданию, на ступенях этого дворца Александр I провел последнюю ночь и встретил рассвет перед отъездом в Таганрог и скоропостижной смертью.

Недавно сотрудники музея, на основе изучения архивных документов, выдвинули интересную идею. Меншиковские дворцы в Ораниенбауме, Кронштадте, Петербурге на Васильевском острове расположены таким образом, что образуют огромный треугольник в акватории Финского залива. Вероятно, первый губернатор Петербурга представлял их как единый архитектурный ансамбль. Между дворцами предполагалось устроить судоходное сообщение, в них должны были принимать гостей, устраивать "междворцовые" праздники. Эта красивая идея ждет своего воплощения в современной туристской практике.

В 2001 году было начато восстановление Константиновского дворца и парка в Стрельне. Это один из самых старых ансамблей, расположенных вдоль Петергофской дороги, проложенной Петром I. Это место у впадения речки Стрельны в залив издавна привлекало своим удобным местонахождением.

Для Петра I здесь были построены бревенчатые "Попутные хоромы". Позже появился маленький изящный дворец, вокруг которого возник Стрельнинский парк. По замыслу Петра I был выполнен неповторимый по композиции Нижний парк

Большой дворец возведен архитектором Н.Микетти, перестроен Ф.-Б.Растрелли.

В 1847 году Стрельнинский ансамбль стал собственностью сына Николая I великого князя Константина Николаевича, и с этого времени за ним утвердилось второе название - Константиновский дворец и парк.

В годы войны ансамблю был нанесен существенный ущерб.

Сегодня эта жемчужина архитектуры и паркового искусства восстановлены. Константиновский дворец – морская резиденция Президента России. Здесь проходят международные встречи, конференции. В гостиничных корпусах-коттеджах неподалеку от дворца останавливаются главы зарубежных делегаций, выдающиеся деятели искусства и культуры. Дворец открыт для посетителей, так же, как и парк, из которого открывается великолепный вид на Финский залив.

Литература

1.Гоголыцын Ю.М., Иванова Т.М. Архитектурная старина. Памятники зодчества Ленинградской области. – Л.: Лениздат, 1979.

2.Горбачевич Х., Хабло Е. Почему так названы? – СПб.: "Норинт", 1996.

3.Гордин А., Гордин М. Пушкинский век. Панорама столичной жизни. – СПб.: Пушкинский фонд, 1995.

4.Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. – СПб.: АО "Славия", 1996.

5.Монастыри Русской Православной Церкви: справочник-путеводитель. – М., 2001.

6.Овсянников Ю.М. Три века Санкт-Петербурга: История. Культура. Быт. – М.: "Галарт", 1997.

7.Павловск. Императорский дворец и парк. – СПб.: Изд-во "П-2", 1998.

8.Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб.: "Норинт", 1997.

9.Пыляев М.И. Старый Петербург. - Л.: Титул, 1990. -. Репринт. воспроизв. изд А.С.Суворина 1889 г.

10.Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник.– М.: Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия". – 1992.

11.Туристский путеводитель по Ленинградской области// Под.ред. М.Б.Биржакова. – СПб.: Издательский дом Герда, 2003.

12.Царское Село: Путеводитель. – СПб.: Студия Александра Зимина, 1999.