Семинар.

Сущность религии Автор

 

1. Религия – выражение социальной А) З. Фрейд

жизни человека

2. Религия – переживание священного Б) Гегель

в конечном

3. Религия – духовная основа человека В) С. Франк

и общества

4. Религия – диалог человеческого духа С) П. Тиллих

с Абсолютным Духом

5. Религия – это общечеловеческий навязчивый Д) Э. Дюркгейм

невроз, который коренится в Эдиповом

комплексе

 

Ответы: 1- ___; 2- ____; 3- ____; 4- ____; 5- ____.

 

 

ТЕМА ЛЕКЦИИ: СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ.

 

Цель: исследовать составные части религии, ее неизменное ядро, общее для всех исторических форм вероисповедания.

 

План лекции:

1. Религиозная доктрина, ее составные элементы.

2. Религиозный культ. Теория ритуала.

3. Социальные формы организации религии.

 

Основные понятия: доктрина, теология, политеизм, монотеизм, религиозная антропология, религиозная этика, сотериология, культ, ритуал, церковь, деноминация, секта.

Любая религия включает в себя религиозную доктрину или вероучение, религиозные действия или культ, религиозное сообщество. Соответственно, структура религии представляет собой целостное единство религиозной доктрины, религиозной деятельности и религиозных организаций. Как отмечает один из основателей религиоведческой науки К. Тиле в работе «Основные принципы науки о религии»: «Религиозный человек всех времен и народов имел постоянную потребность исповедовать свою веру в словах. Форма, в которой он это делал, всегда соответствовала уровню развития, на котором он находился. Первоначально вероучение было мифологическим …; с прогрессом в мышлении оно оформляется все более догматически, т.е. все философичнее по форме, и в конце концов концентрируется и обобщается в нескольких принципах, из которых потом выводится целая догматика». Следовательно, доктрина является результатом мыслительной деятельности человека и представляет собой систему представлений о Боге, мире, обществе, человеке. А так как религия есть сфера чувственно-образного восприятия мира, то религиозные представления часто выражаются в символических формах – мифах, легендах. Религиозная доктрина помимо мысленных образов выражения включает в себя мифологические, которые являются результатом имагинации (воображения). Однако любая форма неадекватна для выражения живой веры и не должна закрывать собой духовной основы религии, коренящейся в душе человека.

Религиозная доктрина включает в себя три составляющих элемента: теология, религиозная антропология, сотериология. Венчает всю доктрину религиозная этика. В фундаменте религиозной доктрины лежит учение о сверхъестественной силе или силах – теология. Учение о Божестве может быть политеистическим или монотеистическим. Монотеизм – вера в единого и единственного Бога. Например, христианство, ислам представляют собой монотеистические религии. Политеизм – вера и поклонение во множество божеств, даже если признается существование Единого Высшего Начала. Например, индуизм, в котором традиционный пантеон включает ззо млн. богов. Однако главенствует в нем тримурти: Брахма, Вишну и Шива. Они являются проявлением единого Высшего Начала – Брахмана. Переходный этап от политеизма к монотеизму – религиозный дуализм в зороастризме, где признаются два мировых начала: доброе – Ахура-Маздра и злое – Ангра-Манью. Бог может рассматриваться как Личность ( ислам, христианство), но в религии могут быть имперсоналистические представления об Абсолюте. Например, Брахман в индуизме есть Высшая Абсолютная Реальность, безличное существо. В буддизме Бог предстает не как некое существо, а как состояние просветления – нирвана, достижение иного плана бытия. В религиях Китая представление о Дао как о матери (сущности) всех вещей является имперсональным. Учение о Божестве обязательно предполагает представление о том, как был сотворен наш земной мир, кто им управляет. Эти представления функционируют как космогонические мифы – мифы о сотворении мира. Бог может мыслится, как трансцендентный миру, т.е. выходящий за его пределы, так и имманентный миру и человеку.

Религиозная антропология рассматривает отношения человека с Богом. Во-первых, во всех религиях постулируется родство человека с Богом. Человек представляется как рожденный Богом или созданный по божественному образу, т.е. существует неразрывная связь между бесконечностью, которую человек ощущает в себе и бесконечностью над собой – Богом. Во-вторых, человека в религиозных переживаниях преследует ощущение своей ограниченности, даже ничтожности перед Богом. Божество раскрывает себя человеку в откровении и указывает путь совершенствования человеческой природы. В-третьих, отсюда вытекают обязанности человека перед Богом, воплощенные в религиозной этике. Это может быть почитание, выполнение заповедей.

Сотериология – учение о спасении является важнейшей составной частью каждой религии. Она исходит из того, что человек есть конечное существо, что проявляется не только в кратковременности его жизни, но и в ограниченности во всех отношениях: в познании, в практических возможностях. Это пробуждает в нем чувство бессилия, вины, греховности и потребность в искуплении или спасении. Человек хочет преодолеть состояние греховности, несовершенства, освободиться из его оков. В разных религиях данное состояние может называться по-разному: спасение в христианстве, освобождение в буддизме, джайнизме. Средства спасения также различаются в зависимости от религии. Это может быть покаяние, жертвоприношение, медитация и многое другое. Часто процесс спасения связывается с фигурой посредника, которые рассматриваются как провозвестники воли Бога, способные повлиять на примирение человека и Божества. Их называют спасителями, искупителями. Например, пророки в исламе, христианстве.

Главный вид религиозной деятельности – это культ. Именно в культе наглядно представлены отношения человека с Богом. К.Тиле так определяет культ: «Истинный культ является для человека серьезным действием, в котором он участвует всей своей душой и который по своей сути всегда является жертвоприношением, смирением и посвящением, с тем, однако, чтобы ощутить, напротив, близость и общность со своим Богом». К культу также применяют следующее выражение – «вера, ставшая зримой» (Раувенхофф). Составными частями культа являются Слово Божие, обращенное к людям и воплощенное в текстах Священного Писания, молитвах, псалмах, песнопениях; различного рода ритуалы – богослужения, религиозные обряды, религиозные праздники, паломничество.

Наиболее всеобщее культовое действие – молитва, относящаяся как к индивидуальному, так и к общественному богослужению. Русский религиозный философ Ильин И.А. отмечает в своей книге «Аксиомы религиозного опыта»: «Живая религиозность невозможна без молитвы… Молитва может совершаться при отсутствии явных внешних проявлений, без обрядовых слов и телодвижений, во внешнем молчании и неподвижности». Главное, чтобы в молитву было вовлечено сердце человека. Ильин И.А. выделяет следующие виды молитв. Первый вид молитв является наиболее распространенным – просительные молитвы, суть которой в прошении у Бога помощи в своих делах. Существуют молитвы завершающие – молитвы земного пребывания, земного делания и служения. Они как бы завершают нашу земную жизнь, указывая ее священный смысл. Следующий вид молитв – уводящие. Эти молитвы отрешают человека от земных интересов и возводят его к Богу, часто они ведут к отшельничеству. Далее Ильин И.А. указывает путь от молитвы «земной» к молитве «небесной». Первая ступень – оставление просьб. По мере очищения души, человек приобретает способность не домогаться ничего земного, принимать посылаемое, довериться Божьему водительству. Например, молитва блаженного Августина: «Пошли, что повелишь, и повели, что захочешь». Далее начинается молитва благоговения, преклонения, когда утрачиваются человеческие слова, возникает религиозное ощущение, что Богу не нужно слов, ибо он видит сердце. В данной молитве человек гасит в себе слишком человеческое, чтобы освободить пространство для божественного. Третья ступень – молитва, освобожденная от земных образов, когда ум во время молитвы не воображает ничего мирского. В религиоведческой литературе (Самыгин С.И. Психология и социология религии) встречается следующая классификация молитв : прошение, исповедь, заступничество, хвала и благодарение, восхищение, экстатическое единение с Богом. Последний тип молитвы предполагает ощущение полного растворения в Боге.

Религиозный культ выражает себя через богослужения, жертвоприношения, таинства, обряды, паломничество. Все перечисленное можно назвать ритуалом. Этимология ритуала в различных традициях следующая. В греческой традиции ритуал мотивировался как «священное», «священный обряд». Индоевропейская традиция под ритуалом подразумевает делание, дело. С латинского языка ритуал переводится как порядок, обычай, правило, закон. При рассмотрении ритуала за основу возьмем теорию ритуала В.Н. Топорова. В основе ритуала лежит такая категория как «священное». Ритуал разыгрывает тему священного, эксплицирует его, указывает правила его формирования. В ходе ритуала выявляются различные типы священного: это божественное начало, открытое людям, а также сокровенность божественного, связанная с запретом человеку входить с ним в контакт. В ритуале постоянно воспроизводится космологическая схема творения мира, что отражено в космологических мифах. Для архаического сознания мир делился на сакральный, то есть обладающий высшей ценностью и профанный – земной, лишенный ценности. Сакрализованный мир – это мир, порожденный в акте творения, космос. Вне этого мира царят хаос и случайность. В определенные кризисные ситуации (например, на стыке Старого и Нового года) пространство и время теряли прежнюю структуру, разрывались, и необходимо было возродить прежний порядок. Ритуал как раз обеспечивал вхождение человека в космос и преемственность бытия человека в мире. Ритуал включал в себя следующие составляющие. Сначала праздник, который воспроизводит хаос. Он начинается с действий, противоположных тому, что считается в данном коллективе нормой. Центральная часть ритуала - жертвоприношение, задача которого интеграция Космоса из его составных частей, тождественных частям жертвы. Жрец произносил текст, содержащий указанное отождествление, жертва принимается, синтезируется космос. В ритуальном действии участвовал весь коллектив, таким образом, ритуал сплачивал людей в социум, выявлял ценности актуальные для этого коллектива.

В своих исследованиях социологи уделяют огромное значение различного рода ритуалам, в том числе и религиозным. В частности, социолог Э. Дюркгейм проанализировал функции ритуалов и создал их классификацию. Согласно ему, ритуал базируется на дуализме двух миров: священного и профанного или вульгарного. Предназначение ритуала – не допустить смешения этих двух миров. Соответственно, ритуалы разделяются на отрицательные и положительные. Отрицательные ритуалы предполагают систему запретов, направленных на разделение двух миров. Например, нельзя есть мясо тотемного животного, запрет «вульгарных» занятий, приема пищи в определенные периоды религиозной жизни (посты). Положительные ритуалы призваны приблизить верующего к миру священного: совместное поедание тотемного животного, жертвоприношения. К положительным, относятся имитационные ритуалы, цель которых завоевать благорасположение божества посредством подражания и проигрывания; коммеморативные ритуалы основываются на воспроизведении прошедшего; искупительные ритуалы совершаются с целью искупления и смягчения святотатственного поступка. Многие религиозные ритуалы являются искупительными – пост, причастие и др.

Ритуалы можно классифицировать по разным основаниям – критериям. По функциям ритуалы можно классифицировать на кризисные, совершаемые в критические периоды жизни (танец дождя), календарные ритуалы совершаются регулярно по мере наступления природных явлений (смена времен года, созревание урожая), ритуалы интенсификации и др. Цель их - сохранить равновесие общественной жизни, интенсифицировать взаимоотношения между членами группы (свадьбы, похороны). Ритуалы могут быть классифицируемы по участию мужчин и женщин, по количеству участников. Особое место занимают ритуалы перехода, связанные с последовательным прохождением индивидом стадий своего жизненного пути – от рождения до смерти.

Религиозный культ включает в себя предметы культовой деятельности – это различные объекты, животные, растения, реки, горы, духи, боги. Субъектом культа является религиозная группа или верующий человек. Средства культа: молитвенный дом (церковь, мечеть), культовые предметы (крест, облачения священников и др.), религиозное искусство (живопись, архитектура, музыка, скульптура) Каждая религия предписывает способы исполнения религиозного культа, которые включают предписания верующим (обряды, молитвы, богослужения, праздники и т.д.) В религиозном культе средства культа, предметы культовой деятельности имеют символическое значение. Например, крест в христианстве или камень Каабы в исламе. Религиозный культ призван поддержать веру и сплотить верующих в религиозную группу.

Выделяют следующие формы социальной организации религии или типы религиозных организаций: церковь, деноминация, секта. Кроме того, сюда можно отнести экклессию, культ. Церковь – это широкое религиозное объединение, охватывает почти все слои общества. Как правило, церковь связана с государством. Англиканская церковь считается государственной в Англии. Католицизм долгое время был государственной религией Франции и Италии. В большинстве церквей верующие делятся на рядовых членов – мирян и священников. Церковь имеет иерархическую структуру в соответствии с принятым уставом. В церкви отсутствует строго контролируемое членство. Секта – небольшая, не склонная к компромиссу с государством и церковью религиозная группа. Для секты характерна претензия на исключительность своих идейных принципов, доктрин. В секте акцент делается на духовное возрождение, на чувства личной ответственности и греха. В организационной структуре секты отсутствует иерархия, отсутствует институт священничества. Лидерство носит харизматический характер. В секте делается акцент на добровольной организации членов, число вступивших в секту строго контролируется. Также для сект характерна тенденция к изоляционизму, отделению от всего остального общества. Например, устойчивой сектой являются анабаптисты, меннониты. Деноминация может развиться из других религиозных образований (церкви, секты), а может возникнуть самостоятельно. Деноминацию отличает разноплановость идейных, культовых и организационных принципов. Деноминации очень разнообразны; от конгрегационализма, которому присущи сектанские тенденции до лютеранства, которое адаптируется к секулярным властным структурам. Часто деноминации идут по пути компромисса. Делая акцент на избранности членов, она не изолирует себя от мира и не является замкнутой организацией. Деноминация имеет четкую структуру, организацию. В ней имеются профессиональные служители культа, которые обладают даром истолковывать слово Божье. Принцип равенства членов и выборность руководящего состава не исключает наличие элиты руководителей.

 

Выводы:

Таким образом, структура любой религии включает в себя религиозную доктрину, религиозную деятельность (культ), религиозную организацию. Религиозная доктрина в свою очередь состоит из теологии, религиозной антропологии, сотериологии и религиозной этики. Сущность религиозной доктрины – это выражение различных сторон отношений человек – Бог. Составными частями религиозного культа являются молитвы, различного рода ритуалы, предназначение которых наглядное, чувственно-образное представление отношений человек- Бог, сделать веру зримой. В религиозном культе средства культа, предметы культовой деятельности имеют символическое значение. Адепты всех религий объединяются в религиозные сообщества, которые отличаются социальной основой, структурой, методами, идейными принципами.

 

Методические рекомендации к лекции:

 

При изучении материала лекции попытайтесь четко представить себе структуру и составные элементы религии. Обратите внимание на термины в лекции, так как они являются определяющими для исследования религии. Приведите пример какой -либо доктрины, ритуала. При рассмотрении социальных форм организации религии акцентируйте внимание на отличительных чертах церкви, деноминации, секты.

 

Литература:

 

1. Самыгин С. И., Нечипуренко В.Н. и др. Религиоведение: социология и психология религий. – Ростов-на-Дону, 1996

2. Основы религиоведения./Под ред. И.Н. Яблокова/ - М., 2002

3. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996

4. Классики мирового религиоведения. – М., 1996

5. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М., 1993

 

Тема: Религия: составные элементы и структура.

Цель занятия: проанализировать составные части религии, выделить ее

структуру вне зависимости от конфессиональной принадлежности.

План семинарского занятия:

1. Структура религии.

2. Ритуал как основа религиозного культа. Характеристика религиозного культа. Субъект и объекты, предметы религиозного культа.

3. Типы религиозных организаций: происхождение, особенности функционирования и перспективы развития. Секта и тоталитарная секта.

Форма проведения: диалоговая форма

Студент должен знать: элементы и структуру религии, характеристику

каждой составной части религии.

Студент должен уметь: в каждой конкретной религии выявить

структуру религии: теологию, религиозную антропологию, сотериологию

и религиозную этику.