Психофизиологические опасности
Лекция 5. Негативные факторы природного характера в жизни человека
Человек как живое существо имеет две наиболее характерные составляющие: организм и психику.
Организм как биофизиологическая система обладает одной из важнейших функций, присущей человеку, как обмен веществ и энергии.
В связи с этим рассмотрим физиологические особенности организма человека с учетом его взаимодействия с окружающей средой. В этом случае возможно более полное представление об источниках опасностей для здоровья и жизни человека.
Жизненные процессы организма связаны с постоянным поглощением веществ из окружающей среды и выделением конечных продуктов разложения в эту среду. Именно обмен веществ создает то единство, которое существует у живых организмов с окружающей средой. Обмен веществ присущ как живой, так и неживой природе. Однако между ними существует принципиаль-ное различие. Вследствие обмена веществ в неживых телах последние безвозвратно разрушаются, тогда как обмен веществ живых организмов с окружающей средой является основным условием ее существования.
Обмен веществ складывается из двух процессов: ассимиляции и диссимиляции.
Ассимиляция (или анаболизм) – это пластический обмен веществ, или процесс усвоения веществ и синтеза специфических для каждой ткани соединений.
Диссимиляция (или катаболизм) – это энергетический обмен веществ, или процесс ферментативного расщепления органических веществ и выведение из организма продуктов распада. Вследствие процессов диссимиляции питательных веществ создаются продукты распада и выделяется энергия, которые обеспечивают ход процессов ассимиляции. Взаимосвязь этих процессов обеспечивает существование живого организма.
В основе обмена веществ лежит большое число химических реакций, которые происходят в определенной последовательности и тесно связаны одна с другой. Эти реакции катализируются ферментами и находятся под контролем нервной системы. Обмен веществ условно делится на внешний и внутренний.
Внешний обмен веществ включает поступление питательных веществ в организм и выделение конечных продуктов распада.
Внутренний обмен обхватывает все превращения питательных веществ в клетках организма.
Питательные вещества, поступившие в организм, за-трачиваются на энергетические и строительные процесс-сы, протекающие одновременно. При распаде питатель-ных веществ выделяется энергия, которая используется для синтеза специфических для данного организма соединений, на поддержание постоянной температуры тела, осуществление нервных импульсов и др.
Потребность человека в энергии определяется опытным путем и выражается в калориях.
Энергообеспеченность еды должна соответствовать энергозатратам организма, т.е. энергетическим ценностям пищевых продуктов, которые входят в рацион человека.
Основные виды питательных веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода.
Питательные вещества, которые люди получают одновременно с пищей, можно условно разделить на две группы: те, которые необходимы им в больших количест-вах, или макрокомпоненты (вода, белки, жиры, углево-ды), и те, которые в меньших количествах, или микро-компоненты (витамины и минеральные компоненты).
Белки. Без них невозможна жизнь, рост и развитие организма. Они являются тем пластичеким материалом, который формирует клетки и межклеточные вещества. Из белков состоят мышцы, сердце, мозг и даже часть их находится в костях. Белки входят в состав гормонов, ферментов, антител, которые обеспечивают иммунитет организма. Особенность белков в том, что их невозможно заменить другим веществом, они являются наиболее ценным компонентом еды.
Роль жиров в питании определяется их калорийностью и участием в процессах обмена веществ.
Углеводы являются основной частью пищевого рациона. Физиологическое значение углеводов преимущественно определяется их энергетическими свойствами. Они главный источник энергии организма (55% энергоценности суточного рациона). Однако чрезмерное употребление углеводов – причина нарушения обмена веществ, что способствует развитию цепи заболеваний. Углеводы (до 30%) при рациональном питании способны переходить в жиры.
Витамины имеют важное значение для организма человека. Они регулируют процессы обмена веществ, участвуют в формировании ферментов, гормонов и др. Витамины берут участие в окислительных процессах, при которых из углеводов и жиров образуются многочислен-ные вещества, которые в организме используются как энергетический и пластический материал.
Минеральные вещества. Они не имеют энергетической ценности, однако необходимы для организма, его жизнедеятельности.
Второй составляющей живого организма является психика.
Психика – это свойство нервной системы.
Нервная система – это совокупность структур в организме, которые объединяют деятельность всех органов и систем и обеспечивают функционирование организма как единого целого в его постоянном взаимодействии с внешней средой.
Функции нервной системы:
- восприятие внешних и внутренних раздражений;
- анализ, отбор и преобразование принятой информации;
- координация функций организма.
Фактически человек имеет две нервных системы: центральную и вегетативную.
Центральная нервная система руководит отношением людей с внешним миром посредством спинного мозга, больших полушарий головного мозга, связанных промежуточным мозгом, среднего мозга, заднего мозга, удлиненного мозга, мозжечка.
Вегетативная нервная система руководит деятель-ностью внутренних органов.
Каждая часть нервной системы отвечает в организме за конкретную функцию человеческого организма.
Например, функция левого полушария – оперирование вербально-знаковой информацией, чтение, счет, в то время функция правого полушария – это оперирование образами, ориентирование в пространстве, различие музыкальных тонов, распознавание сложных предметов, просмотра сновидений.
При поражении той или иной части головного мозга ухудшается действие тех или иных функций органов и систем человека (ухудшение слуха, невнятной речи, вкусовых качеств и др.)
На мозг человека беспрерывно действуют различные по количеству и качеству раздражения из внутренней и внешней среды. Возникновение неожиданной и напряженной ситуации приводит к нарушению равновесия между организмом и окружающей средой. Наступает неспецифическая реакция организма в ответ на эту ситуацию – стресс.
Если бы была возможность наглядно сравнить современного человека с людьми, жившими 20-30 тыс. лет тому назад, то можно было бы заметить, что за этот период человек внешне почти не изменился. Более того, некоторые физические качества человека даже ухудшились: снизилась острота зрения и слуха, не стало бывшей силы, выносливости и др.
И, несмотря на это, человек за минувший период прошел путь от первого каменного топора до полета в космос.
Все это объясняется спецификой эволюционного развития человека: он происходит главным образом в психике.
Развитие психики – это результат эволюции нервной системы: под влиянием окружающей среды усложняется нервная система.
Психика – это способность мозга отображать объективную действительность в форме чувств, представлений, мыслей и других субъективных образов объективного мира.
Психика человека проявляется в случаях психических явлений: психические процессы, психическое состояние, психические свойства.
Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.
Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд развивает мышечную систему и стимулирует обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий: социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью длительного отдыха (50% рабочего времени).
Умственный труд - объединяет работы, связанные с приемом и обработкой информации, требующей преимущественно напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной среды. Для данного вида труда характерно значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее воздействие на психическую деятельность, ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).
Труд учащихся и студентов характеризуется проявлением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, - это творческий труд (научные работники, конструкторы, писатели, художники, композиторы и др.) При этом виде труда повышается нервно-эмоциональное напряжение, что может привести к таким заболеваниям, как тахикардия, повышение кровяного давления, повышение температуры тела и др.
В процессе своей деятельности человек использует не только физические возможности, а и затрачивает значительные психологические усилия, обусловленные особенностями характера, воли, умственными способ-ностями и т.п.
Основные факторы, обусловленные особенностями физиологии и психологии человека, называются психофизиологическими.
Психофизиологические опасности в современном мире являются факторами целостности или расстройствами, стойкости или дисгармонии, покоя или тревоги, успеха или неудачи, физического и морального благополучия. На сегодня не существует ни единого фактора психофизиологических опасностей, который не влиял бы на человека. Каждый отдельный из этих факторов в зависимости от продолжительности действия можно отнести к постоянным или временным.
Психофизиологическими факторами потенциальной опасности постоянного действия следует считать:
1) недостатки органов чувств (дефекты зрения, слуха и т.п.);
2) нарушение связей между сенсорными и моторными центрами, вследствие чего человек не способен регулировать адекватно на те или иные изменения, воспринимаемые органами чувств;
3) дефект координации движений (особенно сложных движений и операций, приемов и т.п.);
4) повышенная эмоциональность;
5) отсутствие мотивации к трудовой деятельности.
Психологическими факторами потенциальной опасности временного действия является:
1) недостаток опыта (появление возможной ошибки, неверные действия, напряжения нервно-психической системы, боязнь допустить ошибку);
2) неосторожность (может привести к поражению не только отдельного человека, а и всего коллектива);
3) утомление (физиологические и психологические);
4) эмоциональные явления (особенно конфликтные ситуации, душевные стрессы, связанные с бытом, семьей, друзьями, руководством).