Тема: «Систематизация, документальное оформление и реализация материалов аудита».
Цель: дать понятие о документальном оформлении результатов аудита, видах аудиторских заключений.
Вопросы:
1. Понятие и виды аудиторских заключений.
2. Состав аудиторского заключения:
а) состав аналитической справки или акта;
б) состав итогового заключения.
1 вопрос.
Последним этапом аудиторской проверки является составление аудиторского заключения, которое представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности субъекта хозяйствования.
Аудиторское заключение – это юридический документ, основное назначение которого состоит в том, чтобы довести до пользователей информацию о достоверности финансовой отчетности субъекта хозяйствования.
По результатам аудита аудитор должен дать одно из следующих видов заключение:
- положительное аудиторское заключение - составляется, если бухгалтерская или финансовая отчетность субъекта хозяйствования правильно отражает состояние активов и пассивов, прибыль и убытки, движение денежных средств и материальных ценностей, а бухгалтерский учет отвечает требованиям законодательства и нормативным актам РБ;
- условно-положительное (или с замечаниями) – дается, если аудитор не уверен или не согласен с достоверностью финансовой отчетности, однако отдельные недостатки и упущения в ведении учета не настолько существенны, чтобы повлиять на общее положительное мнение аудитора о достоверности финансовой информации;
- отрицательное – составляется, когда отчетность на дает достоверного представления о финансовом положении предприятия, а бухгалтерский учет велся с нарушениями общепринятых правил. При этом, в заключении четко формулируются причины, на основании которых аудитор считает, что допущенные нарушения существенным образом искажают реальное положение дел в целом, применяемая система бухгалтерского учета не удовлетворяет законодательным и нормативным требованиям.
- отказ от аудиторского заключения – когда аудитор не смог получить достаточно убедительных доказательств о достоверности финансового состояния, в связи с чем не может выдать объективное аудиторское заключение.
2 вопрос.
Аудиторское заключение состоит из двух отдельных документов – аналитической (справки или акта) и итогового заключения.
а) аналитическая справка (акт) должна включать:
* номер договора и дата его составления;
* телефоны аудиторской организации или аудитора – предпринимателя;
* номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской организации (аудитору - ИП) лицензию на право осуществления аудиторской деятельности;
* ФИО аудиторов, проводивших аудит;
* наименование заказчика, его юридический адрес;
* состояние организации бухучета и внутреннего аудита;
* факты выявленных нарушений установленных правил ведения бухучета и составления отчетности, влияющих на ее достоверность и т. д.;
* далее описываются методы и приемы, которыми проводилась аудиторская проверка.
Акт или справка аудиторской проверки должна быть подписана ответственными лицами заказчика, ознакомленными с результатами проведенного аудита, и передана им в одном экземпляре,2 экз. остается у аудитора.
б) В итоговом аудиторском заключении содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности (положительное, условно-положительное, отрицательное или отказ от дачи аудиторского заключения).
Итоговая часть должна включает:
* реквизиты аудитора и заказчика, содержащиеся в акте (справке).
Аудитор должен представить заказчику аналитическую справку или акт и итоговую
часть аудиторского заключения и передать его в сроки предусмотренные договором.
Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 9