Петровское и аннинское барокко.
Крепость на Заячьем острове была заложена 16 мая (по новому стилю 27 мая) 1703 года, в праздник Святой Троицы, и этот день считается днем основания Санкт-Петербурга, хотя свое название город получил только 29 июня 1703 года в день закладки в крепости церкви Петра и Павла.
Петропавловская крепость (первое название Санкт-Петербурх) была построена в течение четырех летних месяцев. Были сооружены шесть деревянных бастионов, на которых установлены артиллерийские орудия, а между бастионами — земляные стены (куртины). Впоследствии эти бастионы были названы именами сподвижников Петра, которые руководили их постройкой А.Д.Меншикова, Г.И.Головкина, Н.М.Зотова, К.К.Нарышкина, Ю.Ю.Трубецкого. Один бастион получил название "Государева". В ходе строительства территорию крепости расширили за счет искусственных насыпных участков в русле Невы. Петропавловская крепость строилась по проекту архитектора из Швейцарии Доменико Трезини(1670—1734). По тому времени строительство было грандиозным, равным которому по своим масштабам и сложности в истории России еще не было. Мощные бастионы и куртины высотой 10-12 метров воздвигались на деревянных сваях, которых было забито в зыбкую почву острова более сорока тысяч. Для подхода судов вдоль острова был прорыт канал (его засыпали в 1880-х годах). Для защиты крепости с севера на другой стороне протоки в 1707-1708 гг. создали земляные укрепления, получившие название Кронверка (на этом месте теперь находится музей артиллерии и инженерных войск). За Кронверком, чтобы не закрывать обзор из крепости, был оставлен большой пустырь (ныне его занимает Александровский парк). В 1730-х годах перед куртинами между бастионами возвели каменные сооружения — равелины. Между крепостными стенами и равелинами были прорыты рвы, которые заполнили водой. Крепость приобрела тот вид, который она имеет теперь.
Из крепостных зданий того времени сохранился лишь построенный Д.Трезини Петропавловский собор, где Петр I похоронен. Колокольня Петропавловского собора высотой более 122 метров со шпилем, увенчанным шаром с крестом и вращающейся как флюгер фигурой ангела с крыльями, является одним из основных символов Санкт-Петербурга.
Главной частью города в первые годы после его основания была Петроградская сторона (тогда она называлась Городским островом). На первом этапе застройки города еще не было четкого плана. Первые городские планы были разработаны в середине второго десятилетия XVIII века под руководством Петра архитекторами французом Ж.-Б. Леблоном (1679—1719) и Доменико Трезини. Архитектурный стиль, доминировавший в этот период - петровское (или раннее) барокко.
Период раннего барокков Петербурге — это строительство парадного центра города (возводятся дворцы вместо хором, специальные здания для правительственных учреждений, музеи и т. д.); здания строят не как попало, а в соответствии с планом городской застройки. Иностранные архитекторы, приглашённые Петром I в Петербург, - Д Трезини, Ж. Б. Леблон, Г. И. Маттарнови, Н. Микетти,А. Шлютер и др. — обладали разным опытом и разными художественными пристрастиями; это привело к тому, что архитектурные формы раннего барокко очень многообразны. Появляются и русские зодчие, освоившие опыт иностранцев, — М. Г. Земцов, И. К. Коробов, П. М. Еропкин и др. В этот период создаются Летний дворец Петра, Кунсткамера, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий, Адмиралтейство, дворцово-парковые ансамбли — Летний сад,Царское Село, Петергоф и т. п.
На площади, соединенной подъемным мостом с Петровскими воротами Петропавловской крепости, размещались Гостиный двор и рынок, ряд служебных зданий и церковь Св. Троицы, от которой получила свое название Троицкая площадь. Деревянная Троицкая церковь с колокольней была построена в 1709—1711 годах. В ней Петр 22 октября 1721 года принял титул императора (она неоднократно перестраивалась и была снесена в 1929 году). Рядом с площадью, на берегу Невы, располагалась пристань и Мытный двор (таможня). Вдоль берега Невы были построены: сохранившийся до наших дней домик Петра, сооружен 24—26 мая 1703 года из тесаных сосновых бревен и крытый сосновыми дощечками (гонтом), и дома, принадлежавшие сподвижникам царя (Н. Зотову, Г. Головкину, П. Шафирову и др.). В 1723 году вокруг домика была возведена по указу Петра защитная галерея с крышей, а в середине XIX века сооружен защитный футляр.
Для строительства судов и укрепления невских берегов с южной стороны, в 1704 году началось строительство на левом берегу Невы верфи и крепости, получивших название Адмиралтейства. Заложили Адмиралтейство - кораблестроительную верфь и крепость - 5 ноября 1705 г. Место выбрал сам Петр I, составил чертеж - план сооружения Адмиралтейства. В кратчайшие сроки возвели огромный, П-образный в плане комплекс зданий, соединенных друг с другом. На просторном дворе, раскрытом в сторону Невы, устроили стапели и каналы, а в окружавших его с трех сторон крытых строениях разместили мастерские, склады и другие производственные помещения. В центре самого протяженного южного фасада построили башню со шпилем.
Оборонительные сооружения Адмиралтейства состояли из земляных валов с пятью бастионами, рва с переброшенным через него подъемным мостом. Чтобы обеспечить установленным на валу пушкам возможность вести эффективный огонь в случае нападения врага, территорию вокруг верфи-крепости очистили от леса и не застраивали. Позже часть этого пространства заняли главные площади Петербурга - Дворцовая и Сенатская. В 1706 г на верфи был построен первый корабль для Балтийского флота.
В 1719 г. Петр I решил переделать здание Адмиралтейства в камне. Работы поручили только что вернувшемуся после учебы за границей молодому, но талантливому архитектору И. К. Коробову. Он энергично взялся за дело и в 1732-1738 гг. полностью перестроил здание, сохранив его планировку. Вместо одноэтажного сооружения возник двухэтажный каменный корпус с центральной башней. В ее нижнем ярусе был устроен проезд в виде арки, а на завершении - восьмигранный купол с позолоченным шпилем, увенчанным трехмачтовым корабликом-флюгером (на позолоту потратили почти 16,5 кг драгоценного металла). Изящная и стройная башня, созданная Коробовым, явилась подлинным шедевром русского зодчества первой половины XVIII в. Однако в начале XIX в. коробовское Адмиралтейство уже плохо гармонировало с великолепным Зимним дворцом, зданием Сената и другими пышными строениями.
Реконструкцию поручили А. Д. Захарову - с 1805 г. главному архитектору Адмиралтейства. Перестройка продолжалась до 1823 г. Проект реконструкции, разработанный Захаровым, предполагал как внутреннюю перепланировку здания, так и создание новых фасадов. Им зодчий уделил самое пристальное внимание: по его замыслу, они должны были показать величие России и мощь ее флота. Протяженность фасадов Адмиралтейства велика: главный (южный) имеет длину 415 м, а боковые (восточный и западный) - по 172м. В сооружении Захарова архитектура неразрывно связана со скульптурой. Тематику всех скульптур и рельефов задал сам зодчий. К работам были привлечены лучшие ваятели: Ф. Щедрин, И. Теребенев, С. Пименов, В. Демут-Малиновский, А. Анисимов. Адмиралтейство имеет огромное градообразующее значение: от него лучами отходят Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улицы. Шпиль с корабликом – символ и доминанта города. Высота башни со шпилем - 72 м
В Петровское время сформировался еще один значительный историко-художественный комплекс - Алексанро-Невская Лавра.
Основав город и обезопасив его сооружением мощной крепости, Петр I взялся за создание духовного центра. Царь лично выбрал место для него за Смоляным двором, в месте, где Черная речка (сегодня Монастырка) впадает в Неву. Здесь он и повелел заложить монастырь во имя Александра Невского. По преданию, именно на этом месте новгородский князь в 1240 г. одержал победу над шведами (на самом деле это произошло в устье реки Ижоры). Канонизированный церковью и причисленный в 1545 г. к лику святых, князь был объявлен небесным покровителем Санкт-Петербурга. В 1724 г., к трехлетней годовщине победы России в Северной войне, в монастырь по распоряжению Петра I из Владимира перенесли останки Александра Невского. Александро-Невский монастырь стал главным в новой столице русского государства.
Петр I придавал Александро - Невскому монастырю особое значение: по его замыслу, он должен был готовить для церковных учреждений России священнослужителей, лояльных к власти в условиях существования церкви как одной из структур сложного государственного аппарата.
Монастырь был наделен вотчинами, отобранными у других обителей; некоторые, из них полностью перешли в его подчинение.
В 1720 г. здесь организовалась типография, а в 1726 г. - Славяно-греко-латинская семинария, затем преобразованная в Духовную академию.
Первая церковь монастыря, Благовещенская (освящена в 1713 г.), первоначально была деревянной. В 1717-1722 гг. Д. Трезини и Т. Швертфегер перестроили ее в камне. Это трехэтажное сооружение относится к типу "восьмерик на четверике". Верхняя часть посвящена Александру Невскому, нижняя - Сергию Радонежскому. В храме находятся могилы членов царской семьи, видных государственных и военных деятелей России (полководца А. Суворова) Многие из надгробий - настоящие произведения искусства. В 1939 г. в Благовещенской церкви разместился городской музей скульптуры, основу экспозиции которого составили надгробия эпохи классицизма.
Второй этап строительства монастыря был не очень удачным. В 1720-1723 гг. руководил работами архитектор Т. Швертфегер. Он построил новый корпус братских келий. Главным детищем зодчего должен был стать монументальный собор, задуманный в стиле немецкого барокко. Инженерные просчеты привели к тому, что в здании появились трещины. В итоге в 1755 г. недостроенный собор разобрали до основания. В конце 1710-х гг. Д. Трезини выстроил северный корпус монастырских келий.
В 40-60-х гг. XVIII в. в Александро-Невском монастыре работали несколько архитекторов. П. Трезини. подготовил проект Федоровского храма посвященного Федору Новгородскому. Архитектурные формы этого здания аналогичны формам Благовещенского храма. Архитектор М. Расторгуев построил Митрополичий дом, Семинарский и Просфорный корпуса. В последней трети XVIII в. весомый вклад в формирование архитектурного ансамбля Александро-Невского монастыря внес известный русский архитектор И. Старов. Он построил главный храм - Свято-Троицкий собор, Святые ворота монастыря с надвратной церковью иконы Божией матери "Всех скорбящих радость". Свято-Троицкий собор выдержан в стиле раннего русского классицизма; он является одним из самых замечательных архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Здание в плане представляет собой латинский крест. Главное украшение его западного фасада - две двухъярусные колокольни. Колокольни собора симметричны и богато декорированы капителями, карнизами, полуколоннами. Вход в храм оформлен И. Старовым как паперть с шестью колоннами. В скульптурном оформлении его интерьера участвовал известный русский скульптор Ф. И. Шубин. В Свято-Троицком соборе долго находилась рака с мощами Александра Невского (перенесена из Благовещенской церкви в 1790 г., в настоящее время хранится в Эрмитаже). Она изготовлена из чистого серебра, впервые добытого на Колыванском месторождении. В Александро-Невской лавре в разное время возводились и перестраивались разные храмы: церковь-усыпальница Воскрешения Лазаря над могилой царевны Натальи Алексеевны, церковь Святого архангела Михаила при настоятельских покоях; церковь Сошествия Святого Духа - место погребения Санкт-Петербургских митрополитов; церковь Тихвинской иконы Божией матери; церковь Успения Богородицы; Никольская церковь.
В 1797 г. Александро-Невский монастырь получил статус лавры и стал считаться третьим по значимости в стране после Киево-Печерской и Троице-Сергиевой обителей. Большая часть его территории занята кладбищами и Митрополичьим садом. В Некрополе XVIII в. (бывшее Лазаревское кладбище) похоронены М. Ломоносов, Д. Фонвизин, И. Старов, Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Захаров, К. Росси, Ф. Шубин, Ж. Тома де Томон, М. Козловский, В. Боровиковский, И. Мартос.
Некрополь мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) послужил местом захоронения многих деятелей русской культуры: Н. Карамзина, И. Крылова, Ф. Достоевского, В. Жуковского, В. Демут-Малиновского, С. Пименова, Б. Орловского, П. Клодта, М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, В. Стасова, А. Иванова, А. Куинджи, И. Крамского, Б. Кустодиева, Н. Римского-Корсакова и других.
Александро-Невская обитель обладала большим историческим архивом и библиотекой, где находились книжные раритеты и рукописи из древних монастырей. В ризнице хранились драгоценности, а соборы украшали ценные полотна. В 1909 г. в лавре образовали музей – Древнехранилище. В 1918г. Александро-Невская лавра была упразднена, а все находящиеся в ней ценности (в первую очередь рака Александра Невского) конфискованы. Традиция захоронения на территории монастыря выдающихся лиц продолжалась и в годы Советской власти: с 1918 г. начало формироваться кладбище, где на протяжении нескольких десятилетий хоронили участников Гражданской войны, государственных и общественных деятелей, героев Великой Отечественной войны. В 1960-1970 гг. в лавре провели обширные реставрационные работы: реконструировали набережную Невы и прилегающие к монастырю кварталы. В 1956 г. возвратили православной церкви отреставрированный Свято-Троицкий собор. В 1988 г. здесь торжественно праздновалось 1000-летие крещения Руси. В середине 1990-х гг. православной церкви передали также несколько корпусов братских келий, а в 1997 г. в лавре окончательно восстановили мужской монастырь.
В 1704 году был заложен первый сад в городе - Летний сад. Его планировка соответствовала модному в первой половине XVIII в. регулярному стилю: деревья и кустарники высажены вдоль симметрично расположенных аллей. Садовые мастера Я. Роозен и И. Сурмин искусно украсили сад декоративными беседками, гротами, фонтанами, прудами. В Италии купили более 100 мраморных статуй и бюстов исторического, аллегорического и мифологического содержания.
В 1710-1714 гг. в Летнем саду на берегу Фонтанки был построен Летний дворец Петра I (арх. Д. Трезини, А. Шлютер). Скромное каменное двухэтажное здание под высокой кровлей - ценнейший архитектурный памятник Петербурга начала XVIII в. Дворец не подвергался перестройкам и поэтому хорошо сохранился. В 1925 г. в нем был открыт музей, воссоздана обстановка петровского времени, представлены подлинная мебель и личные вещи царя
К достопримечательностям Летнего сада относятся: ограды со стороны Невы (архитектор Ю.Фельтен) и Мойки (арх. Л. Шарлемань, 1826), Кофейный домик (арх. К. Росси, 1826), Чайный домик (арх. Л. Шарлемань, 1827), памятник великому баснописцу И. Крылову (скульптор. П. Клодт, 1855) и декоративная ваза розового порфира, установленная перед прудом в 1839 г.
В Петровское время для новых образованных министерств - коллегий построили специальное здание - Двенадцати коллегий. Это здание - одно из самых ранних среди сохранившихся петербургских сооружений XVIII в. Строилось оно в 1722-1742 гг. по проекту Доменико Трезини (после его смерти работами руководил однофамилец- архитектор Джузеппе Трезини). Зодчий использовал оригинальный прием, объединив в одно целое 12 одинаковых зданий с общими стенами и вытянувшимся во всю длину сооружения коридором на уровне второго этажа.
На южном берегу Стрелки Васильевского острова неизменно привлекает внимание здание с живописной башней и куполом. Это Кунсткамера- первый музей в России. Легенда гласит, что место для него отыскал сам Петр I. Увидев две необыкновенные сросшиеся сосны, он приказал построить на этом месте здание "музея редкостей". Музей возвели в 1718 -1734 гг. по проекту архитектора Г. Маттарнови, доработанному Н. Гербелем, Г. Киавери и М. Земцовым. Ценнейшим памятником архитектуры начала XVIII в. является дворец Меншикова - одно из первых каменных жилых зданий Петербурга. Его построили как резиденцию генерал-губернатора столицы, царского любимца князя А. Меншикова в 1710-1720 гг. (архитекторы Д. Фонтана и Г. Шедель, при участии Д. Трезини, Б. Растрелли, Г. Маттарнови и Ж. Леблона).
В середине XVIII века в Санкт-Петербурге было около 30 православных церквей, которые располагались в разных частях города, и несколько церквей иных конфессий. Из церквей того времени сохранились Сампсониевский собор(1728—1740, автор неизвестен) на Выборгской стороне, Пантелеймоновская церковь (1735—1739 гг., И. К. Коробов), Церковь Св. Симеония и Анны (1730—1734 гг., М. Г. Земцов).