IV Первичное восприятие и осознание материала.

III Сообщение темы и задач урока.

II Актуализация опорных знаний.

I Организация начала урока.

Ход урока.

-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть сегодня здоровыми и активными. Я надеюсь, что сегодня мы с вами плодотворно поработаем на уроке и узнаем много нового! Все готовы?

-Для начала мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили, что мы изучали на прошлых уроках. А для этого я предлагаю ответить на вопросы.

На доске закреплены слова (пустыни, барханы, верблюд).

Давайте вспомним вместе со мной для какой природной зоны характерны большие пространства земли с бедной растительностью?

Песчаные холмы, которые перемещаются ветром. Что это?..

А самое крупное животное пустыни?..

Ответ на вопрос с совместным показом.

-Хорошо, молодцы, я вижу, вы отлично помните материал прошлых уроков , и мы можем перейти к новой теме.

-Тема нашего урока: «Субтропики. Положение на карте». Запишите в тетради тему урока.

Учащиеся делают записи в рабочих тетрадях.

- Субтропики - это природная зона умеренного пояса. В России зона субтропиков находится на юго-западе Черноморского побережья Кавказа. Обратите внимание на карту. (Учитель демонстрирует положение этой природной зоны на физической карте). Сегодня мы должны узнать об этой природной зоне.

В этих районах большую часть года тепло. Лето жаркое, продолжительное, а зима мягкая, короткая, бесснежная.

Посмотрите на картинки:

Изображение побережья Черного моря.

- На климат побережья влияют воздушные массы, которые приходят с Атлантического океана и Средиземного и Черного морей. Двигаясь над поверхностью океана, воздух увлажняется. Поэтому во влажных субтропиках создаются благоприятные условия для пышной растительности.

Ребята, посмотрите на иллюстрации в учебнике на странице 145.

Учащиеся рассматривают иллюстрации.

-Что можно сказать о растительности зоны субтропиков, когда смотрим на эту картинку?

Учащиеся отвечают, что видят много зеленых деревьев и кустарников.

- А чем отличается растительность зоны субтропиков от зоны пустынь и полупустынь?

А давайте вспомним ещё раз какая растительность в зоне пустынь. Отличается ли от растительности зоны субтропиков?

Учащиеся отвечают, что в зоне пустынь растительности мало, а в субтропиках богатая, разнообразная растительность.

-Хорошо, молодцы. Так вот, ребята, как вы увидели на иллюстрации, на склонах гор растут широколиственные субтропические леса. Но сейчас лесов становится меньше, плодородные почвы субтропиков почти все распаханы. Вдоль моря разбивают парки и скверы.

-Обратите внимание на картинки на доске.

На доске изображения различных курортных зон.

-Растительность там очень пышная. В парках и скверах растут вечнозеленые лиственные растения, привезенные из теплых стран: пальмы, бананы, бамбук, эвкалипт, кипарис, магнолии.

Изображения с данными растениями.

-Сейчас я покажу эти растения и опишу каждое, а вы у себя в тетради в это время запишите название растения.

-пальма.

Пальмы - не дают плодов в наших субтропиках и не так высоки, как у себя на родине. Этими красивыми растениями украшают парки и сады.

-бамбук.

Бамбук – гигантская трава, но по внешнему виду напоминает дерево. Бамбук растет очень быстро, за сутки вырастает на полметра. Высота взрослого растения достигает 40 метров.

-эвкалипт.

Эвкалипты – вечнозеленые деревья, одни из самых высоких растений в мире, часто вырастают до 100 метров. У эвкалипта ценная древесина и листья. Эвкалиптовое масло применяют в медицине как противовоспалительное средство.

кипарис.

Кипарис – вечнозеленое хвойное дерево, имеет высокую, заостренную крону. В основном его выращивают как декоративное растение.

магнолия.

Магнолии – деревья с крупными темно-зелеными плотными листьями. Цветки у магнолии большие с сильным запахом.

- Давайте отложим ручки и проведем физическую минутку.