IV Первичное восприятие и осознание материала.
III Сообщение темы и задач урока.
II Актуализация опорных знаний.
I Организация начала урока.
Ход урока.
-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть сегодня здоровыми и активными. Я надеюсь, что сегодня мы с вами плодотворно поработаем на уроке и узнаем много нового! Все готовы?
-Для начала мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили, что мы изучали на прошлых уроках. А для этого я предлагаю ответить на вопросы.
На доске закреплены слова (пустыни, барханы, верблюд).
Давайте вспомним вместе со мной для какой природной зоны характерны большие пространства земли с бедной растительностью?
Песчаные холмы, которые перемещаются ветром. Что это?..
А самое крупное животное пустыни?..
Ответ на вопрос с совместным показом.
-Хорошо, молодцы, я вижу, вы отлично помните материал прошлых уроков , и мы можем перейти к новой теме.
-Тема нашего урока: «Субтропики. Положение на карте». Запишите в тетради тему урока.
Учащиеся делают записи в рабочих тетрадях.
- Субтропики - это природная зона умеренного пояса. В России зона субтропиков находится на юго-западе Черноморского побережья Кавказа. Обратите внимание на карту. (Учитель демонстрирует положение этой природной зоны на физической карте). Сегодня мы должны узнать об этой природной зоне.
В этих районах большую часть года тепло. Лето жаркое, продолжительное, а зима мягкая, короткая, бесснежная.
Посмотрите на картинки:
Изображение побережья Черного моря.
- На климат побережья влияют воздушные массы, которые приходят с Атлантического океана и Средиземного и Черного морей. Двигаясь над поверхностью океана, воздух увлажняется. Поэтому во влажных субтропиках создаются благоприятные условия для пышной растительности.
Ребята, посмотрите на иллюстрации в учебнике на странице 145.
Учащиеся рассматривают иллюстрации.
-Что можно сказать о растительности зоны субтропиков, когда смотрим на эту картинку?
Учащиеся отвечают, что видят много зеленых деревьев и кустарников.
- А чем отличается растительность зоны субтропиков от зоны пустынь и полупустынь?
А давайте вспомним ещё раз какая растительность в зоне пустынь. Отличается ли от растительности зоны субтропиков?
Учащиеся отвечают, что в зоне пустынь растительности мало, а в субтропиках богатая, разнообразная растительность.
-Хорошо, молодцы. Так вот, ребята, как вы увидели на иллюстрации, на склонах гор растут широколиственные субтропические леса. Но сейчас лесов становится меньше, плодородные почвы субтропиков почти все распаханы. Вдоль моря разбивают парки и скверы.
-Обратите внимание на картинки на доске.
На доске изображения различных курортных зон.
-Растительность там очень пышная. В парках и скверах растут вечнозеленые лиственные растения, привезенные из теплых стран: пальмы, бананы, бамбук, эвкалипт, кипарис, магнолии.
Изображения с данными растениями.
-Сейчас я покажу эти растения и опишу каждое, а вы у себя в тетради в это время запишите название растения.
-пальма.
Пальмы - не дают плодов в наших субтропиках и не так высоки, как у себя на родине. Этими красивыми растениями украшают парки и сады.
-бамбук.
Бамбук – гигантская трава, но по внешнему виду напоминает дерево. Бамбук растет очень быстро, за сутки вырастает на полметра. Высота взрослого растения достигает 40 метров.
-эвкалипт.
Эвкалипты – вечнозеленые деревья, одни из самых высоких растений в мире, часто вырастают до 100 метров. У эвкалипта ценная древесина и листья. Эвкалиптовое масло применяют в медицине как противовоспалительное средство.
кипарис.
Кипарис – вечнозеленое хвойное дерево, имеет высокую, заостренную крону. В основном его выращивают как декоративное растение.
магнолия.
Магнолии – деревья с крупными темно-зелеными плотными листьями. Цветки у магнолии большие с сильным запахом.
- Давайте отложим ручки и проведем физическую минутку.