Освидетельствования судового электрооборудования
Ции
Испытание электрических машин
Электрические машин подвергаются испытаниям после выполнения работ по ТО1, ТО2 и ТО3 и ремонта.
Испытания на холостом ходу длятся 1 ч, при номинальной нагрузке – 4 часа для
электрических машин мощностью до 20 кВт и не менее 6 ч для электрических машин большей мощности.
Во всех случаях проверяют: у генераторов – напряжение, у двигателей - токи холо-
стого хода*; биение колец (коллекторов) и работу щеточных аппаратов; температуры на-
грева корпуса и подшипников; отсутствие постороннего шума и недопустимой вибрации.
Информация по работам, выполненным по ТО1, ТО2 и ТО3, обязательно вно-
сится в базу данных компьютера или ( и ) в формуляр.
____________
* у асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором токи холостого хо
да составляют от 20 до 50% номинального, причем, чем меньше мощность двигателя, тем его ток холостого хода больше, и наоборот.
§9.15. Нормативные документы по организации технической эксплуата-
К нормативным ( обязательным к выполнению ) документам по организации технической эксплуатации СТС относятся:
1. инструкции завода ( фирмы )-изготовителя;
2. инструкции судовладельца;
3. национальные правила технической эксплуатации и другие документы, вхо-
дящие в «Кодекс нормативных документов морского транспорта» Украины.
Инструкции завода ( фирмы )-изготовителя содержат всю необходимую ин-
формацию по устройству, принципу действия, режимам работы СТС, например, элект
рических машин, электроприводов, систем контроля и управления и т.п.
Инструкции содержат текстовое описание, а также кинематические и электри-
ческие и иные схемы, графики, диаграммы и т.п.
Эти инструкции не всегда учитывают особенности технической эксплуатации
технических средств в судовых условиях: при повышенной влажности и содержании солей в воздухе, большом перепаде температур в течение суток, вибрации механиз-
мов, ударных нагрузках ( например, при ударе волны о борт судна ) и т.п.
Поэтому судовладельцы ( администрация судоходных компаний ), после изуче
ния опыта работы головного судна* в течение определенного времени ( чаще всего – 1 года ) , разрабатывают собственные инструкции по эксплуатации СТС.
Основой для таких инструкций остаются заводские, но они дополняются указа-
ниями и рекомендациями, разработанными судовладельцем на основании информа-
ции, полученной от экипажа головного судна.
В дальнейшем, по мере увеличения числа однотипных судов** и накопления дополнительной информации, эти инструкции дополняются и изменяются.
Направленность и содержание инструкций судовладельца должны соответство-
вать требованиям МКУБ.
В Украине к национальным правилам технической эксплуатации СЭО относят
ся «Правила технической эксплуатации морских и речных судов Украины. Электро-
оборудование. КНДЗ 31.2.002.07-96».
Эти Правила являются составной частью общегосударственного документа –
«Кодекса нормативных документов морского транспорта Украины» ( КНД ), впервые утвержденного Кабинетом Министров Украины в 1984 г.
Правила содержат указания и рекомендации по технической эксплуатации всех
видов судового электрооборудования – от освещения до авторулевых, от кабельных сетей до подруливающих устройств, от норм сопротивления изоляции до систем управления и сигнализации.
Эти Правила должны стать настольной книгой электроспециалиста любого уровня – от электрика 2-го класса до старшего ( главного ) электромеханика.
Недостаток этих ПТЭ состоит в том, что они содержат указания и рекоменда-
ции обобщенного характера, которых недостаточно для эксплуатации того или иного
конкретного СТС.
Из всего этого следует, что в своей практической деятельности электромеха-
ник должен использовать, в первую очередь, инструкции судовладельца, во-вторую – завода-изготовителя, и, наконец, национальные «Правила».
Последнее вовсе не умаляет роль «Правил» - с них надо начинать изучение
основ технической эксплуатации, и их надо знать «назубок». Правила - общие для всех типов судов, а суда – с разным электрооборудованием.
_____________________________
* судно определенной серии, построенное на судоверфи первым;
** однотипное судно по-английски – «sister-ship».
§9.16. Судовая отчетная электротехническая документация
Правила Регистра предусматривают обязательное наличие на судне отчетной доку-
ментации по электрооборудованию.
Один только перечень таких документов содержит около сотни позиций и, естест-
венно, не может быть приведен в настоящем Пособии.
В качестве примера приведем лишь некоторые из этих документов:
.1. принципиальные схемы генерирования и распределения электроэнергии от
основных и аварийных источников: силовых сетей, освещения (до групповых щитов) и сигнально-отличительных фонарей;
.2. принципиальные схемы и общий вид главных и аварийных распределительных щитов, пультов управления и других распределительных устройств нетипового исполне-
ния;
.3. принципиальные схемы внешних соединений приборов управления судном, теле
фонной связи, авральной и пожарной сигнализации;
.4. принципиальные схемы электроприводов ответственного назначения;
.5. принципиальная схема трассы кабелей с указанием помещений, через которые
она проходит;
.6. расчет провалов напряжения при включении потребителя, имеющего наиболь-
шую пусковую мощность;
.7. принципиальные и функциональные схемы систем АПС, включая схемы пита-
ния;
.8. техническая документация по ДАУ главными двигателями и ВРШ;
.9. функциональные и принципиальные схемы автоматизации систем главных дви-
гателей (систем охлаждения, смазки, топливоподготовки и т.п.);
.10. техническая документация по автоматизации вспомогательных двигателей и электростанции: функциональные и принципиальные схемы, лицевые панели пультов управления электростанцией с указанием всех приборов, схемы питания, схемы защит, сигнализации и индикации параметров вспомогательных двигателей и генераторов.
_______________
* Полный перечень документов – в Правилах Регистра, раздел 1.1.1.2. «Докумен-
ты».
Судовое электрооборудование подвергается освидетельствованию представителя-
ми Регистра в сроки, установленные Правилами Регистра ( обычно 1 раз в год ).
Цель освидетельствования – проверка соответствия фактического состояния элек-
трооборудования требованиям Правил Регистра.
По результатам проверки представители Регистра выдают судовой администрации ( капитану ) «Акт освидетельствования электрооборудования судна», в котором указывает
ся техническое состояние электрооборудования ( рабочее – нерабочее ), а при необходи-
мости – указания по устранению выявленных недостатков и сроки их исполнения.
В случае повреждения или аварии электрооборудования последнее после ремонта или устранения неисправностей подвергается обязательной повторной проверке предста
вителями Регистра с выдачей соответствующего документа, подтверждающего соответст-
вие технического состояния электрооборудования требованиям Правил Регистра.
§9.18. Современное состояние и проблемы технической эксплуатации СТС
На судах морского флота СССР была принята регламентная система технического
обслуживания судового электрооборудования. Суть системы состояла в строгом выполне-
нии планов-графиков технического обслуживания СТС.
Эта система пришла из военного ведомства ( Министерства обороны СССР ), в под
разделениях которого те или иные работы с техникой выполнялись в строго установлен-
ные сроки, без учета её фактического состояния. Отработал свой срок реактивный двига-
тель на истребителе – меняй на новый, хотя старый мог работать и работать.
В результате на судах Министерства морского выполнялся значительный объем не всегда нужных работ. Поэтому численность экипажей на транспортных судах нередко со-
ставляла 40-50 и более человек, а численность электрогруппы - 3-4 человека ( электроме-
ханик, старший электрик и 2 электрика ).
Кроме того, в морском флоте СССР отсутствовала система сервисного обслужива-
ния СТС, поэтому нередко работы заводского характера выполняли члены экипажа.
После 1991 г. моряки Украины начали работать на иностранных судах.
Администрации судоходных компаний считают более выгодным сократить числен-
ность экипажей судов, но использовать систему сервисного обслуживания.
В соответствии с этой системой, в случае выхода на судне в рейсе узла или меха-
низма последний не ремонтируется, а заменяется фирмой-изготовителем по заявке админи
страции судоходной компании. Нередко такие узлы или механизмы доставляются в бли-
жайший порт захода самолетами, что обходится довольно дорого.
Поэтому повышение надежности и срока службы СТС – основная задача, стоящая перед фирмами, которые разрабатывают и производят оборудование для судов.
В настоящее время на судах широко используются информационно-измерительные и иные системы, позволяющие контролировать множество параметров СТС – температу-
ру, давление, сопротивление изоляции, наличие металла в системе смазки главного двига
теля и т.п. Тем не менее аварийность в морском судоходстве, вызванная неисправностями СТС, остается по-прежнему высокой.
Поэтому одним из перспективных направлений развития СТС - разработка надеж-
ных и недорогих первичных датчиков, построенных на самых разных физических принци
пах, в том числе таких, которые до сих пор не применялись.