Ремонт электрооборудования
Техническое обслуживание электрооборудования
Техническое использование электрооборудования
Основные сведения
Глава 3. Техническая эксплуатация СЭО
Под технической эксплуатацией электрооборудования судов ( ЭОС ) понимают действия электротехнического персонала ( работу ) по поддержанию ЭОС в рабочем со-
стоянии.
На судах за правильную организацию технической эксплуатации общую ответст-
венность несет старший механик, а непосредственную – электромеханик или лицо, его заменяющее.
На судах, где электротехнический персонал штатным расписанием не преду-
смотрен, эксплуатация электрооборудования возлагается, по назначению старшего механика*, на члена машинной команды, имеющего сертификат ( удостоверение ) элек
трика ( electrician ). Обычно в таких случаях обязанности электромеханика исполняет один из механиков.
Техническая эксплуатация ЭОС включает в себя три составные части:
1. техническое использование;
2. техническое обслуживание;
3. ремонт.
____________________
* на судах под флагом Украины.
Под техническим использованием( ТИ ) понимают применение ЭО по прямому назначению.
ТИ включает в себя:
1. подготовку ЭО к пуску;
2. пуск (включение ) и остановку (выключение) ЭО;
3. наблюдение за работающим ЭО,
4. оценкой и регистрацией отклонений;
5. контролем и учетом технического состояния.
При подготовке к пуску выполняют наружный осмотр ЭО, проверяют уровень ма-
сла в подшипниках скольжения, вручную проворачивают на 1 – 2 оборота ротор ( якорь ) двигателя, измеряют сопротивления изоляции ЭО и т.п.
Одновременно с подготовкой электрической части должны быть подготовлены к
действию:
1. у генераторов - первичный двигатель ( дизель или турбина );
2. у электродвигателей - приводимый механизм ( насос, лебедка, брашпиль и т.п.)
При пускеэлектродвигателей контролируют пусковые, а затем - рабочие токи ( ес-
ли это возможно ), продолжительность разгона электропривода ( 1…5 с ), наличие шумов и вибрации, а также искрения под щетками у двигателей с фазным ротором.
В процессе наблюдения за работающим оборудованием проверяют нагрузку ЭД по амперметрам; работу щеточных аппаратов; температуру нагрева корпусов, подшипников и электромагнитных тормозов ( у ГПМ и ЯШУ ); отсутствие посторонних шумов и недо-
пустимой вибрации.
При отклонении параметров ЭО от допустимых ( увеличение тока у двигателей, уменьшение напряжения у генераторов и т.п.) следует найти и устранить причину отклоне
ния. Сам случай отклонения, его причины и способ устранения обязательно вносятся в базу данных компьютера или в формуляр ( паспорт ) ЭО.
Контроль технического состояния ЭО заключается в систематическом наблюде-
нии за его работой, периодическом ( не реже 1 раза в месяц ) измерении сопротивления изоляции, анализом ( по базе данных в компьютере или формуляру ) характера изменения параметров ЭО за определенный промежуток времени ( например, воздушного зазора у синхронных генераторов, сопротивления изоляции электрической машины на протяжении года, и т.п.).
Учеттехнического состояния ЭО заключается в систематическом внесении в базу данных компьютера ( или в формуляр ) всей информации, касающейся не только техниче-
ского использования, но технического обслуживания и ремонта ЭО ( см. ниже ).
Под техническим обслуживанием понимают действия электротехнического персо-
нала ( работу ) по обеспечению исправного технического состояние ЭОС.
Если техническое использование ЭОС сводилось, в основном, к его пуску, оста
новке и наблюдению за ним, то при т техническом обслуживании выполняются более сложные и трудоемкие виды работ.
Например, для электрических машин предусмотрены 3 вида технического обслуживания (ТО):
1. ТО1 - без разборки электрооборудования;
2. ТО2 - с частичной разборкой;
3. ТО3 - с полной разборкой.
При ТО1 вскрывают смотровые и вентиляционные отверстия, после чего осмотри-
вают щеточный аппарат, обмотки статора и ротора (якоря); затягивают контактные и кре-
пежные соединения; продувают машину сухим сжатым воздухом давлением не более 0,2 МПа (2 at, или 2 кгс/см2 , или 2 бара ).
При ТО2, дополнительно к работам по к ТО1, вскрывают коробку выводов и на-
ружные крышки подшипниковых щитов; очищают внутренние части машины от грязи ве-
тошью, смоченной в рекомендованном моющем средстве; добавляют смазку в подшипни-
ки*, просушивают обмотки* и покрывают изношенные места изоляции эмалью; заменяют и притирают щетки*; изменяют ( 1 раз в 6 месяцев ) полярность колец синхронного генера
ра; вскрывают, очищают и регулируют* тормоз**.
По окончании работ по ТО2, машину собирают.
При ТО3, дополнительно к работам по ТО1 и ТО2, электрическую машину полно-
стью разбирают, после чего: протачивают ( на токарном станке ) прошлифовывают кольца (коллекторы); проверяют динамометром величину нажатия на щетки и состояние щетко-
держателей; промывают подшипники и заменить в них смазку; очищают статор и ротор (якорь) от грязи и ржавчины; окрашивают внутренние и наружные поверхности; измеряют сопротивление изоляции обмоток по отношению к корпусу и между собой.
По окончании работ по ТО2, машину собирают, после чего испытывают (проверя-
ют ) вначале вхолостую, а затем под нагрузкой.
______________________
* при необходимости;
** на судах электромагнитные тормоза используют в электроприводах, работа кото
рых связана с преодолением действия силы тяжести, а именно: в ГПМ и ЯШУ.
Под ремонтом понимают действия электротехнического персонала по восстановле
нию рабочих характеристик ЭО, утраченных вследствие его эксплуатации.
Для судовых технических средств ( в том числе и для электрооборудования ) «Положение о технической эксплуатации флота» предусматривает 2 вида ремонта:
1. текущий;
2. капитальный.
Текущийремонт заключается в выполнении работ по восстановлению и за-
мене преимущественно быстроизнашивающихся деталей и узлов.
Капитальный ремонт заключается в выполнении работ по восстановлению и замене частей и узлов, связанные с большими объемами сопутствующих работ.
Текущий ремонт выполняется без вывода судна из эксплуатации силами эки
пажа судна и береговыми специалистами*. Продолжительность текущего ремонта – несколько недель**.
Капитальный ремонт выполняется с выводом судна из эксплуатации береговыми специалистами и экипажем судна. Продолжительность капитального ремонта – не-
сколько месяцев**.
________________________________
* при необходимости;
** по нормам затрат времени, до недавнего времени принятым в Украине.