Системы буквенно-цифровых обозначений электрооборудования

Классы изоляции

Мов работы

Судовое электрооборудование будет работать надежно, если оно не только правиль

но сконструировано, но и правильно используется, т.е. если оно соответствует условиям работы судового механизма, устройства и т.п.

Например, электродвигатели насосов и вентиляторов работают практически с по-

стоянной нагрузкой, при неизменном токе. В то же время электродвигатели грузоподъем-

ных механизмов работают в более тяжелых условиях – с частыми пусками, сопровождаю-

щимися бросками тока.

Ясно, что использовать в грузоподъемных механизмах электродвигатели, предна-

значенные для насосов или вентиляторов нельзя – они быстро сгорят.

Если, наоборот, использовать для насосов или вентиляторов электродвигатели, предназначенные для грузоподъемных механизмов – они ока-жутся недоиспользованными по мощности, т.к. вместо работы в тяжелых условиях ( с бросками токов ) они станут рабо

тать в легких ( с постоянной нагрузкой )..

Существующие международные стандарты устанавливают 8 режимов работы элек-

трооборудования, обозначаемых S1…S8:

. S1 – продолжительный ( вспомогательные механизмы ГД, вентиляторы МО и трюмные, рулевое устройство ); S2 - кратковременный ( лебедки шлюпочные и траповые, якорно-швартовные устройства ); S3 – кратковременный ( грузовые лебедки, краны ); S4 - ( повторно-кратковременный, с определенным числом включений в час ); S5 - повторно-кратковременный, с электрическим торможением ( грузовые лебедки, краны ); ( грузовые лебедки, краны ); - перемежающийся с длительностью цикла 10 мин; S7 - повторно-крат-

ковременный с частыми реверсами при электрическом торможении ( грузовые лебедки, краны ); S8 - перемежающийся с двумя и более частотами вращения ( автоматические бук-

сирные лебедки ).

 

При нагреве электрооборудования наиболее уязвимое его место – изоляция провод

ников обмоток, кабелей и проводов.

Повреждение изоляции неизбежно приводит к межвитковым и междуфазным корот

ким замыканиям, а в некоторых случаях - к замыканию электрических цепей на корпус судна.

После таких замыканий возможен пожар электрооборудования.

Существующие международные документы устанавливают 6 классов изоляции:

А - предельная температура 105 ºС; Е - 120 ºС; В - 130 ºС; F - 155 ºС; Н - 180 ºС;

С – свыше 180 ºС.

; На судах морского флота стран СНГ применяют изоляцию таких классов:

1. для обмоток статоров – изоляцию классов Н и В;

2. для обмоток роторов – изоляцию классов Н, В и F.

 

Соответствующие государственные стандарты ( только в странах СНГ ) устанавли-

вают системы буквенно-цифровых обозначений электрооборудования, в том числе судово

го.

Например, для серии 4А электродвигателей, применяемых на флоте и на берегу, принята следующая система обозначений:

4А Х Х Х Х Х Х Х

= = = = = = = = ,

1 2 3 4 5 6 7 8

где: 1 – обозначение серии ( четвёртая серия асинхронных двигателей );

2 - исполнение двигателя по способу защиты: буква Н – исполнение IP23, отсутствие буквы означает исполнение IP44;

3- исполнение асинхронного двигателя по материалу станины и щитов:

А – станина и щиты алюминиевые, Х – станина алюминиевая, щиты чугунные; отсутствие буквы – станина и щиты чугунные или стальные;

4 – установочный размер по высоте оси вращения, мм

5 – установочный размер по длине станины: буквы S, М или L ( S –от “short» - меньший, М – от «middle” – средний, L – от «long” – больший );

6 – длина сердечника: А – меньшая, В – большая при условии сохранения

установочного размера; отсутствие буквы означает, что при данном установочном размере ( S, M или L ) выполняется только одна длина сердечника;

7 – число полюсов электродвигателя;

8 – климатическое исполнение и категория размещения электродвигателя на судне.

Пример.Объяснитьзначение букв и цифр в обозначении асинхронного электро

двигателя 4АНХ225S4ОМ2.

4А - четвёртая серия асинхронных двигателей;

Н – защитное исполнение корпуса типа IP23 ( брызгозащищённое );

Х - станина алюминиевая, щиты чугунные;

225 - высота оси вращения, мм;

S – меньший установочный размер по длине станины;

4 – число полюсов асинхронного электродвигателя;

ОМ – двигатель предназначен для эксплуатации в неограниченных районах плавания;

2 - двигатель предназначен для размещения на открытом воздухе или в помещени-

ях, где колебания температуры и влажности воздуха незначительно отличаются от колеба-

ний на открытом воздухе.

Следует обратить особое внимание на такой параметр, как установочный размер по высоте оси вращения ( в данном примере – это высота оси вращения, равная 225 мм ).

Если высоты осей вращения валов механизма ( например, насоса ) и электродвига-

теля неодинаковы, установка механизма и насоса на общей фундаментной раме затрудня-

ется.

Кадету следует изучить аналогичные приведенной системы обозначения типов

электродвигателей и других электротехнических устройств, записать информацию в ноут-

бук, на диск, флэш-карту и привезти в её в ХГМИ ( промышленный шпионаж ).