Конструктивные элементы судовых систем

Основные сведения

Глава II. Общесудовые системы

Судовые системы предназначены для перемещения жидкостей, воздуха и газов для общесудовых нужд, для обеспечения безопасности плавания, условий обитаемости и со-

хранности грузов.

Общесудовые системы представляют совокупность трубопроводов, путевых соеди-

нений, арматуры, механизмов, аппаратов, контрольно-измерительных приборов и ёмко-

стей.

Материал труб: сталь, высоколегированная сталь (с добавками, улучшающими стойкость и прочность стали), медь, латунь и другие сплавы меди, лёгкие сплавы, пласт-

массы (винипласт, полиэтилен и т. д.).

Для повышения коррозионной стойкости трубопроводов применяют различные лакокрасочные покрытия, оцинковку, футеровку пластиком, эмалью (внутреннее покры-

тие труб), биметаллические трубы, протекторную защиту и т.д.

 

Трубы, арматура и т.п. характеризуются условным проходом - внутренним диа

метром и условным давлением , на которое они рассчитываются.

Для соединения между собой отдельных участков труб чаще всего используется

сварка.

Однако при необходимости разборки участков труб при ремонте и замене исполь-

зуются следующие путевые соединения: фланцевое, резьбовое ( фиттинговое ), штуцер-

ное, дюритовое (с гибким элементом) ( рис. 7.9 ).

 

Рис. 7.9. Путевые соединения труб:

а – фланцевое; б - резьбовое ( фиттинговое ); в – штуцерное; в – дюритовое

(с гибким элементом)

 

В трубопроводы судовых систем могут использоваться фасонные части трубопроводов: колено, тройник, переборочный стакан ( рис. 7.10 ).

Рис. 7.10. Фасонные части судовых трубопроводов: а - колено; б - тройник; в – ста-

кан переборочный.

При малых внутренних диаметрах трубопроводов используются краны и манипу-

ляторы ( рис. 7.11).

 

Рис. 7.11. Проходной клапан с рукояткой ( а ): 1 – корпус; 2 – пробка; 3 – сальник;

4 – рукоятка

Схемы действия кранов разных типов ( б ): I – проходной; II – трехходовой;

III - трехходовой с Т-образной пробкой; IV – крановый манипулятор

 

Клапаны различного назначения показаны на рис. 7.12.

 

 

Рис. 7.12. Типы клапанов, а - запорный проходной; б -невозвратный проходной; в - невозвратно-запорный угловой; г - невозвратно-управляемый; л - трехклапанная коробка с невозвратно-запорными клапанами ( «гитара» )

1 - корпус; 2 - крышка; 3 - шток; 4 - маховик; 5 - сальниковая набивка; 6 - тарелка.

 

На трубопроводах больших диаметров устанавливают клинкеты (рис. 7.13 ) и дру-

гую патентованную арматуру (типа «бабочка», шаровые и т.д.). Клинкеты устанавливают, например, в кингстонных ящиках.

Приемники и грязевые коробки изображены на рис. 7.14. Предназначены для забо-

ра ( приемник ) и забора и очистки жидкости ( коробки ).

 

 

 

Рис. 7.13. Клинкет: Рис. 7.14. Приемный отросток (а), грязе- Рис. 7.15. Захлопка

1 – клин (диск ); вые рещетка ( б ) и коробка ( в ) бортовая: 1- корпус

гайка ходовая; 3 – корпус; 2 – крышка; 3 – ва

4 – шток; 5 – крышка; 6 – лик; 4 – тарелка;

сальниковая набивка; 7 - 5 – пробка спуск-

указатель хода диска; 8 – ная

маховик; 9 - рукоятка