Организация плавательной практики кадета-электромеханика

 

Основные сведения

По мнению многих кадетов, хлебнувших солёной водички на плавпрактике, один день в море равнозначен месяцу пребывания в стенах родной мореходки.

Плавательная практика – важнейшая составная часть учебного процесса.

Последствия плохой, некачественной плавпрактики, когда вместо работы в качест-

ве дублёра судового электромеханика, ты оббивал ржавчину и красил не успевшую про-

сохнуть от дождя переборку, очевидны. Это, прежде всего, попадание по окончании учё-

бы не на современные суда, а на «черпаки», спущенные на воду 30-40 лет назад.

Отсюда – мучительно медленный профессиональный рост либо уход навсегда на

берег. В последнем случае вопрос: а зачем я вообще поступал в мореходку?

За организацию плавательной практики кадета в ХГМИ отвечают три лица:

1. руководитель практики от Института ( кафедры );

2. офицер по связям Института и компании «Марлоу Навигейшн Украина»;

3. непосредственный руководитель практики на судне.

Руководитель практики от института ( кафедры ) назначается приказом Ректора ХГМИ и контролирует подготовку кадета к прохождению практики: проверяет отсутствие у кадета учебных задолженностей на момент начала практики, а также наличие необходи-

мых документов:

1. удостоверения личности моряка ( Посвідчення особи моряка ); 2. заграничного паспорта ( ОВИР ); 3. сертификата НБЖС; 4. сертификата по спасательным средствам;

5. медицинского сертификата; 6. отдельного ( от медицинского ) сертификата о прививках ( желтая лихорадка ); 7. послужной книжки моряка ( при необходимости ).

Непосредственно перед отбытием к месту прохождения практики кадет лично, под

расписку, должен получить на кафедре два документа:

1. «On board Training Record Book» для кадетов-электромехаников ( «Книгу» );

2. программу плавательной практики ( для составления Отчета по плавпрактике ).

Офицер по связям решает вопросы, связанные с непосредственнымнаправлением кадета на судно, а именно: проверяет готовность кадета к прохождению практики ( см. вы

ше - начиная с удостоверения личности и заканчивая послужной книжкой ), подбирает судно, у которого продолжительность предстоящего рейса соответствует срокам практи-

ки, организует своевременное направление кадета на судно ( авиабилеты и пр. ) и т.п.

Непосредственный руководитель практики на судне назначается приказом капита-

на по судну. Чаще всего – это электромеханик.

Непосредственный руководитель отвечает за качественное и своевременное выпол-

нение кадетом программы плавпрактики.

Отчетные документы по плавательной практике

Основными документами, подтверждающими прохождение кадетом плавательной практики, являются два:

1. «On board Training Record Book» для кадетов-электромехаников;

2. отчет по плавательной практике.

Первый документ в системе высших морских учебных заведений Украины получил название «Книга регистрации подготовки кандидата на получение квалификационного диплома электромеханика 3-го разряда» ( далее – «Книга» ).

«Книга» является официальным документом, содержание которого соответствует таким международным и национальным документам:

1. Международная Конвенция ПДНВ-78/95;

2. «Положение о порядке присвоения звания лицам командного состава морских судов».

Последнее утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины №38 от 15.01.2005 г. и дополнено Постановлением Кабинета Министров Украины №373 от 05.03.2007 г.

Книга содержит 6 разделов:

1. How to use the Record Book ( Правила ведения Книги ); 2. Main principal ( Основ-

ные положения ); 3. Familiarization with shipboard procedures and equipment ( Ознакомление с процедурами и оборудованием судна ); 4. Particulars of ships and voyages ( Данные о суд-

не и рейсах ); 5. List of on-board Training tasks ( Задания на практику ); 6. Report on the on-board Training ( Отчет о практике ).

Необходимая кадету информация о порядке ведения «Книги» изложена непосред-

ственно в самой Книге.

Второй документ – отчёт по плавательной практике, представляет собой письмен-

ный отчет, содержащий пояснение устройства, принципа действия и особенностей техни-

ческой эксплуатации судовых технических средств.

Таким образом, различие между «On board Training Record Book» и отчетом по плавательной практике состоит в том, что первый из этих документов только регистриру-

ет процедуры, выполненные кадетом на судне, а второй – подробно объясняет смысл и особенности выполнения этих процедур.

По возвращении с плавательной практики кадет должен представить в институт эти два документа – «Книгу» и отчет, заверенные подписями капитана, старшего механика и судовой печатью.

В институте эти документы кадет должен передать «своему» руководителю прак-

тики от института, назначенному приказом Ректора до ухода кадета на практику.

В течении месяца кадет должен защитить отчет перед квалификационной комис-

сией, назначаемой приказом Ректора.

Курсант, не выполнивший программу практики без уважительной причины или получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета, подлежит отчислению из учебного заведения.

При наличии уважительной причины курсант может получить возможность пройти практику в свободное от учебы время. Для этого Ректор учебного заведения издает соот-

ветствующий приказ.

 

Действия кадета по прибытии на судно

В случае, если кадет прибыл на судно самостоятельно, а не в составе группы чле-

нов экипажа, он должен действовать следующим образом.

Поднявшись на борт судна, представиться вахтенному матросу и попросить вы-

звать к трапу вахтенного помощника. Вахтенный помощник является непосредственным командиром вахтенного матроса.

По прибытии вахтенного помощника повторно представиться ему и, в случае его требования, предъявить пакет документов, подтверждающих личность кадета и его на-

правление на данное судно для прохождения практики.

Дальше действовать по указаниям вахтенного помощника.

Вахтенный помощник должен связаться со старшим помощником по судовому или

мобильному телефону, доложить ему о прибытии кадета на борт судна и далее действо-

вать в соответствии с указаниями старшего помощника.

Старший помощник обязан пригласить кадета в свою каюту или другое судовое помещение и ознакомиться с его документами.

После этого он должен провести с кадетом вводный инструктаж, на котором озна-

комить кадета с его действиями ( процедурами ) в повседневных и особенно – в аварий-

ных ситуациях ( например, при оставлении терпящего бедствие судна ).

Содержание вводного инструктажа должно соответствовать требованиям подразде-

ла 6.3 Раздела 6 «Resources and personnel» ( «Ресурсы и персонал» ) Международного ко-

декса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения

МКУБ ( ISMC или ISMCode - International Safety Management Code).

В конце инструктажа старший помощник обязан определить место проживания кадета на судне ( кубрик, каюта, под плитами МО ).

Далее кадет должен действовать по указаниям старшего помощника.

В этот же день ( день прибытия на борт судна ) капитан судна должен подписать приказ о назначении непосредственного руководителя ( командира ) кадета на весь период плавательной практики. Обычно это - судовой электромеханик.

Судовой электромеханик обязан провести вводный инструктаж по технике безопа

сности.

В дальнейшем, при назначении кадета на разного рода работы, руководитель работ

( электромеханик, 2-й механик и т.п. ) обязан проводить для кадета инструктаж на рабо-

чем месте.

Все виды инструктажей проводятся под роспись кадета и лица, проведшего инст-

руктаж, и должны регистрироваться в журнале ( журналах ) инструктажей.

 

Примерный диалог по прибытии кадета на судно

Кадет ( С ) обращается к вахтенному матросу на трапе ( watchman - WM ).

C: Hellow! ( How are you? )

WM: Hellow! Сan I help you?

C: Yes, thank you. I am trainee from Kherson State Maritime academy and must take apprentice on aboard this ship. Please, call on watch officer.

WM: well, I will do it.

По прибытии вахтенного помощника нужно повторно представиться, предъявить пакет документов и далее действовать так, как указано выше.

 

Обязанности кадета при прохождении плавательной практики

С момента зачисления кадета в состав экипажа он становится равноправным чле-

ном экипажа.

У него появляются обязанности и права, содержание которых установлено руково-

дящими документами: «Уставом» ( для судов под флагом Украины ), контрактом, инструк

циями судовладельца, судовыми документами, такими, как инструкции по выполнению обязанностей на рабочем месте или при несении вахты, расписание по тревогам и т.п.

Сначала – об обязанностях.

При прохождении плавательной практики кадет обязан:

1. точно и своевременно выполнять содержание разделов «Книги» и программы плавпрактики;

2. максимально использовать рабочее, а при необходимости, и нерабочее время для качественного прохождения практики;

3. самостоятельно, а при необходимости, вместе с руководителем практики аккурат

но заполнять «Книгу»;

4. по первому требованию предоставлять «Книгу» для внесения необходимых запи-

сей или контроля.

Кроме того, кадет должен выполнять и иные указания и требования «Устава служ-

бы на судах морского флота», а именно:

5. капитан является руководителем судового экипажа, доверенным лицом государ-

ства флага, отвечающим за сохранность судна, жизнь находящихся на нем людей и со-

хранность груза;

6. распоряжения капитана, в пределах его компетентности, подлежат беспрекослов-

ному исполнению всеми находящимися на судне лицами;

7. капитан имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служеб-

ных обязанностей любого члена экипажа и списать его на берег;

8. каждый член экипажа обязан заботиться о безопасности судна и при обнаруже-

нии опасности, грозящей людям, судну, грузу и техническим средствам, обязан немедлен-

но доложить об этом ВПК ( ВМХ ), одновременно приняв все возможные меры к ее лик-

видации;

9. все члены экипажа обязаны выполнять объявленные капитаном аварийные или авральные работы.

К аварийным работам могут привлекаться все лица, находящиеся на борту.

10. при исполнении служебных обязанностей взаимное обращение должно быть официальным.

При обращении лица командного состава к младшему по должности члену экипажа

последний должен вставать.

Распоряжения по службе отдаются в форме приказаний. Приказание должно быть

конкретным и кратким. Получивший приказание обязан его повторить и по выполнении,

равно как при невозможности его выполнения, доложить лицу, отдавшему приказание.

В случае получения от другого лица командного состава нового приказания, испол-

нение которого помешает выполнению первого, доложить об этом лицу, отдавшему вто-

рое приказание, и в дальнейшем действовать по его указанию.

11. увольнение на берег членов экипажа производится по указанию капитана.

Члены экипажа могут отлучаться с судна только с разрешения своих непосредст-

венных командиров и поставив в известность об этом ВПК.

По возвращении на судно они обязаны известить об этом ВПК.

В день отхода судна весь экипаж должен быть на борту ко времени, назначенному капитаном.

12. членам экипажа запрещается приносить на судно и употреблять спиртные на

питки, а также появляться в нетрезвом виде.

Член экипажа, вышедший на работу или заступивший на вахту в нетрезвом состоя-

нии, подлежит немедленному отстранению от исполнения служебных обязанностей.

13. электромеханик подчиняется СТМХ и является командиром непосредственно подчиненных ему членов экипажа ( в том числе, и кадета-электромеханика ).

Выше перечислены обязанности кадета. Теперь о его правах.

В случае прохождения плавательной практики на судне «под флагом» права кадета изложены в судовой должностной инструкции для кадетов.

Эта инструкция разрабатывается Администрацией данной судоходной компанией в соответствии с требованиями МКУБ ( см. выше ).