Обязанности судового электромеханика
Организация службы на судах
На судах слово «служба» имеет два значения:
1. часть ( группа ) членов экипажа, занятых выполнением одинаковой для всех фун-
кции, например, пассажирская служба, служба технической эксплуатации судна и т.п.;
2. выполнение членами экипажа обязанностей в соответствии с занимаемой на суд-
не должностью.
Ниже будем использовать второе значение понятия «служба».
Под «организацией службы» понимают правила выполнения этих обязанностей.
На судах морского и речного флота Украины организация службы строится на осно
ве «Устава службы на судах морского флота», действовавшего на морских судах Мини-
стерства морского флота до распада СССР ( далее – «Устав» ).
После распада СССР Департамент морского и речного транспорта Украины пока не разработал и не ввел в действие аналогичный документ. Поэтому на судах под украин-
ским флагом неофициально продолжает действовать прежний «Устав».
На судах «под флагом» действуют аналогичные по смыслу документы, которые каждый судовладелец разрабатывает для судов, находящихся в его юрисдикции, в соответ
ствии с требованиями Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатаци-
ей судов и предотвращению загрязнения ( МКУБ– см. ниже ).
Эксплуатация судовых электромеханических установок и систем и несение безопас
ной вахты требует безусловного выполнения обязанностей судового электромеханика в соответствии с «Уставом службы на судах морского флота».
Эти обязанности изложены в статьях 252, 253 и 254 «Устава».
Статья 252.
Электромеханик подчиняется старшему механику и является командиром непосред
ственно подчиненных ему членов экипажа.
Электромеханик отвечает за надежную работу, правильную техническую эксплуа-
тацию и техническое состояние всего судового электрооборудования, включая электриче
скую часть средств автоматизации и контроля, средства внутрисудовой связи и сигнализа-
ции, а также источников питания электрорадионавигационных устройств.
Электромеханик ведет сменно-запасными частями, материально-техническим снаб-
жением электрической части, электромастерской и электрокладовыми и является ответст-
венным руководителем работ по судовому электрооборудованию.
Статья 253.
Электромеханик обязан:
- обеспечивать выполнение Положения о технической эксплуатации морского фло
та, Правил технической эксплуатации судового электрооборудования, инструкций заводов-строителей и других инструкций;
- обеспечивать выполнение подчиненными ему лицами правил, инструкций по технике безопасности, пожарной безопасности и безопасную организацию труда;
- составлять план работ по судовому электрооборудованию и представлять его на утверждение старшему механику;
- распределять подчиненных ему членов экипажа по вахтам ( на электроходах ) и работам, согласовывая со старшим механиком, вести учет рабочего времени и дней отды-
ха;
- производить подготовку электрооборудования грузовых устройств перед грузовы-
ми операциями, проверять электрооборудование рулевого устройства, якорно-швартовно-
го устройства, шлюпочных и траповых лебедок перед приходом судна в порт и выходом из него и докладывать соответственно СТМХ и ВПК;
- лично руководить управлением электрооборудования СЭУ при входе судна в порт и выходе из него и во время швартовных операций;
- отлучаться из МО в указанных случаях ЭМХ может только с разрешения СТМХ;
- обеспечивать составление заявок, прием и учет сменно-запасных частей и матери
ально-технического снабжения по электрической части;
- обеспечивать составление ремонтных ведомостей по электрочасти, контролиро-
вать качество работ по СЭО, выполненных береговыми и судовыми специалистами;
- контролировать работу грузовых средств в период грузовых операций;
- обеспечивать ведение установленной технической документации отчетности по СЭО в соответствии с правилами и инструкциями, ежедневно подписывать суточные запи
си в электротехническом журнале и предоставлять его на подпись СТМХ;
- организовывать техническую учебу по СЭО членов экипажа службы технической эксплуатации судна.
Статья 254.
Электромеханик может производить обесточивание технических средств ответст-
венных механизмов только с ведома и разрешения ВМХ ( ВПК ) , кроме случаев, когда промедление может вызвать аварию судна или несчастный случай.
Выполнение положений Устава требует наличие специального - морского образо-
вания.
Ни один человек не может стать членом экипажа, не получив морского образова-
ния и не имея на руках документа ( сертификата, свидетельства, «морского диплома» и т.п. ), подтверждающего получение этого образования.