Открытие в Херсоне училища торгового мореплавания
Тогдашний генерал-губернатор Новороссийского края ( куда входили Херсон, Ни-
колаев, Одесса и Крым ) граф Воронцов поддержал их просьбу и обратился к императору Николаю I с рапортом-прошением об открытии в Херсоне морского учебного заведения.
Рапорт содержал Приложение - проект «Положения про Херсонское училище торго
вого мореплавания». К тому времени в России существовало только одно морское учебное заведения – Навигацкие классы в Архангельске.
Тем не менее, уже в то время в Украине, по соседству с Херсоном, действовали мор
ские школы по подготовке только рядового плавсостава для судов – в Олешках ( ныне
Цюрупинск ), Збурьевке и Голой Пристани.
Однако торговому флоту России нужны были морские специалисты более высоко-
го уровня – морские офицеры.
Прошение графа Воронцова М.С. было позитивно принято императором Николаем I, и на документе 7 февраля 1834 г. ( по старому стилю, а 20 по новому ) Николай I нало-
жил резолюцию «Быть посему».
Одновременно он подписал Указ о введении в действие «Положения о создании в Херсоне училища торгового мореплавания».
С этой даты – 20 февраля 1834 г., отсчитывается история Херсонского морского учебного заведения.
Рис. 2.7. Император Николай I ( 1796-1855 )
§2.3. Начальный этап истории ХМУ ( 1834-1917 гг. )
Занятия в училище начались 1 октября 1834 року в помещении ликвидированного к тому времени Адмиралтейства. Сейчас на его месте расположен дом №34 по ул. Красно-
студенческой ( чуть выше гостиницы «Фрегат» ).
В училище принимались юноши - 24 человека на казённый счёт ( т.е. обучение для них было бесплатным ) и 12-26 пансионеров, которые обучались либо за свой счёт, либо за счёт благодетелей ( в наше время – «спонсоров» ) ( Пансионер - от слова «пансион» - закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся – одежда, питание и пр.).
Большинство воспитанников изучали специальности шкиперов и штурманов, мень-
шая часть – строительство купеческих судов. Срок обучения составлял 4 года.
Обучение происходило в таком объёме, чтобы воспитанники училища могли выве-
сти судно из гавани, определить курс судна по показаниям компаса, а также место судна с помощью карт и астрономических наблюдений.
Кроме того, надо было уметь управлять парусами при малых ветрах и в штормы,
ввести судно в гавань и поставить на якорь, знать международные морские правила, внут-
реннее устройство судна, а также правила погрузки-выгрузки разного рода грузов.
Также изучались и иностранные языки: греческий, турецкий, французский, в преде
лах чтения и письма.
Ежегодно кадеты проходили 6-недельную плавательную практику в море, а выпуск
ники – годичное стажирование на боевых кораблях Черноморского флота, где они получа-
ли навыки плавания на боевых кораблях, учились стрелять из пушек и совершенствовать уже полученные навыки в астрономических наблюдениях.
Рис. 2.8. Адмирал Лазарев М.П.
Историческая справка
Лазарев Михаил Петрович ( 1788-1851 ), русский мореплаватель, адмирал ( 1843 ).
В 1813-25 совершил три кругосветных путешествия, в том числе в 1819-21 ( коман-
дир шлюпа «Мирный» ) в составе экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена, открывшей материк Антарктида. Командовал линейным кораблём «Азов» при разгроме турок в Наваринском сражении ( 1827 ). В 1833-50 главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря.
Впервые стажировку на боевых кораблях воспитанники стали проходить с июля 1836 г., когда первая их группа была направлена на корабль «Иоанн Златоуст» на основа
нии приказа вице-адмирала Лазарева М.П. Последний в то время был Главным команди-
ром Черноморского флота и портов Чёрного моря.
После стажирования воспитанники выпускались штурманами или помощниками штурманов, а затем шли на флот на правах кондуктóров для усовершенствования знаний.
( Кондуктóр – ударение на «о», воинское звание сверхсрочнослужащих унтер-офи-
церов в русской армии и флоте – БСЭ, том 34, стр. 617, издание 1998 г. )
И только после 2-х лет ( чистого времени, без учёта отпусков ) воспитанники сдава
ли экзамены и получали звание шкипера.
Таким образом, на получение звания шкипера уходило 8-9 лет ( учеба 4 года +
+ 2 года чистого времени в качестве кондуктóра + отпуска ).
В середине XIX столетия в училище обучались 53 воспитанника, работало 9 препо-давателей.
С 1834 и по 1867 року училище выпустило 199 шкиперов и штурманов и 68 судо-
строителей.
Развитие морского судоходства, появление парового флота и связанные с этим усложнения навигации потребовали проведения реформы морского образования в России.
27 июня 1867 г. император Александр II утвердил новое Положение о подготовке специалистов морского флота, в соответствии с которым морские учебные заведения становились открытыми для всех слоёв населения и передавались в ведение Министерства просвещения.
Положение разрешало открывать мореходные классы купцам, горожанам и иным сословиям при условии внесения необходимых средств на создание этих классов.
Иначе говоря, тем самым государство перекладывало заботу о создании мореход-
ных классов со своих плечей на плечи частных предпринимателей.
В соответствии с «Положением», в мореходные классы принимались лица всех со-
словий ( мещане, крестьяне и т.п. ) и без ограничения возраста, которые имели свидетель-
ства, подтверждающие их умение читать, писать, а также подтверждающие наличие опре-
делённого стажа работы на судах.
Тем не менее государство обязывалось выделять финансовую помощь на создание и функционирование мореходных классов в размере от 500 до 1000 руб. В год.
Для руководства классами предполагалось создание комитетов при каждом учеб-
ном заведении, в состав которого входили бы учредители классов.
Классы делились на разряды.
В классах 1-го разряда готовили .штурманов малого ( каботажного ) плавания; 2-
го разряда - шкиперов каботажного и штурманов дальнего плавания; 3-го разряда – шки-
перов дальнего плавания.
В административном плане классы подчинялись Министерству финансов России.
Открытие мореходных классов в Херсоне состоялось 1 февраля 1872 г.
Основным мотивом при их открытии « было стремление устранить недостаток в образованных, теоретически и практически подготовленных шкіперов и штурманов для каботажного и дальнего плавания».
Первый выпуск штурманов состоялся в 1875 г.
Руководство классами осуществлял Комитет из 8 человек, в составе которого были судовладельцы, судостроители и преподаватели.
Заведующим классами был назначен подполковник корпуса штурманов К.О. Косма
чевский, который много лет руководил учебным заведеним и лично преподавал большин-
ство специальных дисциплин.
Общеобразовательные дисциплины преподавали приглашенные учителя городских учебных заведений, офицеры расположенных в Херсоне артиллерийских и пехотных ча-
стей, священнослужители.
В 1880 г. на пожертвования разных губернских и городских учреждений и отдель-
ных лиц для мореходных классов было построено небольшое здание, в котором располага
лись учебные аудитории и спальные помещения ( рис. 2.9 ).
Рис. 2.9. Херсон, 80-е гг. XIX cтолетия. Здание мореходных классов
( один из воспитанников определяет высоту Солнца при помощи секстанта - слева,
другой изучает модель парохода, установленную на банке – справа )
11 сентября 1880 г. распоряжением Министерства финансов двухразрядные классы были реорганизованы в трёхразрядные.
Отныне в учебном заведении начали подготовку штурманов и шкиперов дальнего плавання.
В перечень теоретических предметов входили: мореходная астрономия, навигация,
морская практика, лоция морей, судостроение, пароходная механика, география, законода
тельство для коммерческого флота ( сейчас – морское право ), теория штормов ( сейчас – метеорология ), математика, английский, французский и русский языки, медицина, таке-
лажные работы, гимнастика, закон Божий.
Библиотека учебного заведения насчитывала 1712 томов научных, исторических и художественно-литературных изданий, в том числе 706 экземпляров учебных пособий,
271 экземпляр географических карт, атласов и чертежей, модели парусных и паровых су-
дов ( полные и в разрезе ), модель паровой машины, глобус, мореходные инструменты.
Во дворе классов стояла модель парусника с полным парусным вооружением.
В 80-е годы XIX столетия учебный процесс был построен так, что занятия в Херсо
не проводились в осеннее-зимний период. Весной же и летом воспитанники проходили плавательную практику на торговых судах компании РОПИТ ( Российское общество паро
ходства и торговли ), Добровольческого флота, Российского общества перевозок грузов,
товарищества Черноморско-Дунайского пароходства, а также на частных пароходах и парусниках.
Количество воспитанников из года в год не было постоянным, плановой системы набора не существовало. Оно зависело от многих факторов, в частности, от потребности в выпускниках на судах, финансовых возможностей учредителей учебных заведений и т.п.
В 1892 г. были выпущены 16 штурманов дальнего плавания и 15 каботажного. Всего же в этом году насчитывалось 73 воспитанника, среди которых – 30 детей дворян, офицеров и чиновников, 2 – купцов, 34 – мещан и крестьян, 5 – детей духовенства, 2 – иностранные подданные.
Выпускники работали шкиперами на парусных судах и помощниками капитанов на пароходах.
Молодые штурманы также поступали на службу на корабли Российского военно-морского флота. Служить на боевых кораблях было престижно и выгодно материально.
Многие из них прославили российский флаг в Русско-японской войне 1904-1905 гг.
В их числе был и выпускник Херсонских мореходных классов 1883 г., будущий контр-адмирал Н.Н. Коломойцев. В 1902-1904 гг. он был капитаном знаменитого ледокола
«Ермак», а позднее- командиром эсминца «Буйный», принявшего участие в морском сра-
жении в проливе Цусима в составе эскадры адмирала Рождественского З.Н...
После возвращения из японского плена за мужество и отвагу он был награждён
именной золотой саблей.
В последующие годы Коломойцев Н.Н. принимал участие во многих морских экс-
педициях в северных широтах, командовал на Балтике линкором «Слава» ( 1918 ), затем
эскадрой Балтийского флота.
Его имя было присвоено одному из судов Советского Союза.
В конце XIX – начале XX столетий на смену парусным судам пришли пароходы. Увеличилась скорость судов. На смену магнитным компасам пришли т.н. гирокомпасы ( хотя до сих пор магнитные компасы сохраняются на судах на случай выхода из строя гирокомпасов ). Повысились требования к повышению безопасности мореплавания.
Все эти причины требовали приведения уровня профессиональной подготовки моряков в соответствие с изменившимися условиями работы на судах.
5 ( 19 ) мая 1902 г. Государственный Совет России принял новый Закон в части судоводителей торгового флота.
На основании этого Закона, в Херсоне, с 1 августа 1903 г., ранее действовавшие мо-
реходные классы были преобразованы в мореходное училище малого плавання.
Однако уже через год это училище стало мореходным дальнего плавания, основной
задачей котрого была подготовка штурманов дальнего плавания 1-го разряда.
На содержание училища городские власти выделили значительные средства, а так-
же земельный участок в центре города.
Среди преподавателей были: капитан 2-го ранга князь Максутов А.Д., капитан 1-го
ранга Заблуженко Ф.М., штатный преподаватель Длузский С.А., а также лучшие учителя
городских учебных заведений и чиновники государственных учреждений.
Общее руководство училищем осуществлял специальный комитет под руководст-
вом начальника порта Н.Ф. Исакова.
Торжественное открытие училища состоялось 25 октября ( 7 ноября ) 1904 г.
Открытие стало важным событием для российского торгового флота и самого Хер-
сона. Проводилось оно в присутствии представителей губернской власти и городской об-
щественности.
В подарок училищу были переданы: метеостанция, мореходные приборы англий-
ского и отечественного производства, мебель, научные и учебные пособия, произведения художников-маринистов.
Обучение в училище было платным. Стоимость его составляла 20 рублей в год.
В училище принимались молодые люди не моложе 15 лет с соответствующей мор-
ской практикой в объёме подготовительной мореходной школы, успешно сдавшие вступи-
тельные экзамены.
В старший, 3-й класс, могли быть сразу зачислены лица, которые закончили учили-
ще малого плавания после 6-месячного плавания на торговых судах.
Первый учебный год в младшем и среднем классах начали 40 воспитанников, а 3-й класс открыли в августе 1905 г.
Обучение состояло из теоретического курса, который продолжался с 25 октября по 25 апреля и практического летнего плавання.
Программа включала 16 специальных и общеобразовательных дисциплин, в том числе все разделы математики, навигацию, мореходную астрономию, устройство и теория судна, пароходную механику, океанографию, коммерческую географию, метеорологию,
морское законодательство и коммерческие документы.
Большое внимание уделялось изучению иностранных языков, а также повышению культурного уровня будущих моряков.
Рис. 2.10. Афиша вечера отдыха ( морского вечера ) в училище
В училище организовывались танцы, обучение которым было для кадетов обяза-
тельным.
Проводились музыкальные, литературно-художественные вечера, которые охотно посещались городской общественностью.
Воспитанники в форменном обмундировании пользовались большим успехом у городского населения.
В зимний перниод для кадетов было обязательным посещение местных механиче-
ского и судостроительного заводов, где они должны были наблюдать выполнение судо-
строительных работ и изучать устройство судна.
Для кадетов периодически организовывались экскурсии на российские и иностран-
ные суда в порту. Устройство же паровой машины и её разборку-сборку воспитанники изучали на портовом пароходе «Евгений».
Под руководством начальника училища воспитанники посещали Николаевские верфи, наблюдали за постройкой линкора «Евстафий», крейсера «Кагул» и эсминцев.
Весной 1905 г. началось первое практическое плавание, которое для 16 человек проводилось на Каспийском море, на учебном паруснике «Великая княгиня Ксения Алек
сандровна». Одновременно 20 воспитанников были матросами на российских и англий-
ских пароходах и парусниках.
По окончании плавательной практики все воспитанники сдавали в училище отчёты
по практике, с описанием устройства судна и его силовой установки.
В дальнейшем плавательная практика осуществлялась путём самостоятельного тру-
доустройства на торговые суда или на корабли Черноморского флота.
Летом 1906 г. состоялся первый выпуск 8 штурманов 1-го разряда.
Становление училища совпало с началом революционных событий в России, и бу-
дущие моряки не стояли в стороне от событий, которые волновали страну.
2 августа 1905 г. губернская газета «ЮГ» опубликовала петицию ( обращение ) вос
питанников, в которой содержались требования политических свобод, отмены закона Божьего, демократизация системы обучения.
С началом 1-й Мировой войны многие выпускники училища пополнили ряды воен-
но-морского флота, получили офицерские звания и приняли участие в боевых действиях на Балтике и Чёрном море.
§2.4. Новая история ХМУ ( 1917-1944 гг. )
Новой страницей в истории Херсонского морского учебного заведения стали ок-
тябрьские события 1917 г. Им стали руководить разные органы и ведомства, оно неодно- кратно переименовывалось.
В декабре 1917 г. отдел торгового мореплавания поставил в известность начальни
ка училища Калюжного А.В. о том, что издано распоряжение о переводе 3000 рублей для выдачи учащимся, которые нуждаються в материальной помощи.
Одновременно отдел предупреждал о недопустимости сокращения учебного года и о составлении кошториса училища на следующий, 1919 г.
В апреле 1918 года состоялся очередной выпуск 21 специалиста для флота.
В 1919 году были выпущены 6 штурманов дальнего плавания - Бабанов С.А., Раз-
верский В.У., Федьков Г.А., Ноговский Д.С., Юреник Л.К., Мовчан А.И.
В 1919 году Херсонский комиссариат народного образования решил присоединить училище к созданному в Херсоне политехническому институту на правах мореходного фа
культета. Однако Совет училища категорически отказался выполнять приказ коммисариа-
та.
Вскоре начальник училища получил ещё один приказ, который способствовал со-
хранению статуса училища. Председатель Совета обороны Херсонской губернии напра-
вилпредписание начальнику училища « не впускать в здание училища абсолютно никого без разрешения на то Совета обороны».
Таким образом, статус-кво училища был сохранён - его удалось отстоять от слия-
ния с политехническим институтом.
В сентябре 1920 г. училище було реорганизовано в Херсонский техникум водного транспорта. Начальником остался Калюжний А.В.
После гражданской войны страна находилась в состоянии разрухи. Не было топли-
ва, хлеба, товаров первой необходимости. Преподаватели и учащиеся испытывали значи-
тельные трудности.
Вот как описал этот период начальник училища Калюжный А.В.:
«снежная и морозная зима 1921-1922 гг. для преподавателей и учащихся представ
ляла сплошной ужас, воспоминания о котором не покинут всю жизнь.
Ранняя зима... Отсутствие средств на топливо, прекращение водоснабжения, отме-
на пайкового (продовольственного ) обеспечения создали условия холодного и голодного существования, в которых вести учебную работу было физически невозможно.
Однако служащие и учащиеся, собрав в кулак свои силы и волю, продолжали рабо тать и доводить до конца порученное дело.
В таких условиях вести обучение в холодных и влажных помещениях было настоя-
щим героизмом и надо отдать долджное тем сотрудникам, которые честно выполняли свой долг перед республикой»
Весной 1922 г. состоялся очередной выпуск штурманов ближнего и дальнего плава
ния.
В 1924 г. в техникуме было открыто судомеханическое отделение. Среди его пер-
вых выпускников были известные в дальнейшем главные механики судов Балтийского и
Черноморского пароходств, Герои Социалистического труда В.И. Ткачёв (выпуск 1931 р.), К.А. Печинский (выпуск 1937 р.).
В 1924-1925 учебном году в техникуме получали образование 113 молодых людей.
На судоводительском отделении: в 1-м классе - 19 чел., во 2-м - 25 чел., в 3-му - 26 чел., в 4-м - 18 чел.
Судомеханическое отделение имело только 2 класса, в которых обучалось 5 чело-
век.
Все студенты имели плавательный ценз от 12 до 24 месяцев.
Преподавателей насчитывалось 18 человек, обслуживающего персонала - 5 чело-
век.
Летом 1925 року впервые после октября 1917 г. началось организованное группо-
вое практическое плавание учащихся Херсонского и Одесского морских техникумов на пароходе «Трансбалт».
Часть курсантов прошли плавательную практику на паруснике «Товарищ», совер-
шив при этом кругосветное путешествие.
В 1930 г. техникум перешёл в подчинение наркомата ( министерства ) водного транспорта.
В первые годы после революции Херсонское училище закончило много юношей, которые стали знаменитими капитанами. Среди них особенное место занимает капитан дальнего плавания Герой Социалистического труда Сорока Д.И. В его честь было названо одно из судов Черноморского пароходдства.
В 30-е годы на судоводительском отделении и отделении подготовки техников по
эксплуатации морского торгового флота учились девушки, некоторые из них стали руково
дителями отрасли и капитанами. Среди них – Надежда Гриб, Мария Сеульская и др..
Часть выпускников довоенных лет, с началом выполнения государственной про-
граммы строительства военно-морского флота, была мобилизована в его ряды.
В дальнейшем многие из них стали командирами кораблей, подводных лодок, частей и соединений.
Так, выпускник 1932 г. Григорий Иванович Щедрин в годы войны командовал
подводной лодкой «С-56». Перейдя на ней с Дальнего Востока на Северный флот, пото
пил в Баренцовом море 10 вражеских кораблей и транспортних судов, за что ему было присвоєно звание Героя Советского Союза.
После войны стал вице-адмиралом, был заместителем начальника штаба Военно-морских сил СССР, редактировал журнал «Морской сборник».
Сейчас подводная лодка «С-56» поднята на берег во Владивосток и используется как филиал военно-морского музея ( автор конспекта был на этой лодке в 1990 г. во время плавпрактики на т/х «Сванетия» с курсантами-электромеханиками ).
По мотивам событий, связанных с «С-56», на студии «Мосфильм» был поставлен художественный фильм «Командир счастливой «щуки»
Выпускник 1930 г., капитан 1 ранга Карпов И.Г. командовал подразделениями со-
ветских войск на полуострове Ханко ( Южная Финляндия ) и полгода удерживал его под контролем, за что был удостоен ордена Ленина и Красного Знамени.
В годы Отечественной войны Херсонский морской техникум не работал. Большая часть преподавателей и учащихся ушла на фронт.
В боях с врагом на суше и на море приняли участие болем 800 воспитанников учеб-
ного заведения, более 300 из них погибли.
При отступлении из Херсона захватчики полностью разрушили здание техникума и уничтожили всю его учебно-лабораторную базу.
§2.5. Новейшая история ХМУ ( 1944-2010 гг. )
Как известно, город Херсон освобождён от фашистов 13 марта 1944 г.
Однако ещё 5 марта 1944 г. за 8 суток до его освобождения, было принято Поста-
новления Государственного комитета обороны об образовании в СССР мореходных и высших мореходных училищ, в том числе и в Херсоне.
Несмотря на трудное военное время, полуразрушенная страна находила средства и материальные ресурсы для обеспечения будущих моряков жильём, питанием, форменным обмундированием, учебным и хозяйственным инвентарем.
Поскольку здание учебно-жилого корпуса было разрушено, местные власти выдели
ли для училища помещение школы №20 ( проспект Ушакова угол Ленина ).
Здесь силами курсантов и сотрудников училища были оборудованы учебные ауди-
тории, кабинеты, жилые и хозяйственные помещения, спортивный и актовый залы, столо-
вая и камбуз ( в подвальном помещении ).
Тут же были небольшие учебно-производственные мастерские с двумя цехами - слесарным и токарным.
Во дворе был оборудован плац для построения и шток для подъёма ( в 8.00) и спуска ( при заходе солнца ) государственного флага.
Приём в училище состоялся в августе-сентябре 1944 г.
Первыми курсантами были юнги, дети полков, участники войны, партизанского движения, сироты и полусироты.
В этот день за парты сели 150 юношей - 5 групп курсантов ( 3 группы судомехани-
ков и 2 группы судоводителей). и 12 молодых людей так называемого резерва.
Через год, в 1945 году - 3 группы механиков были нерепрофилированы в группы судоремонтников, так как в то время судов было мало, а вот специалистов для строитель-
ства новых и ремонта повреждённых во время войны судов недоставало.
Но уже с 1946 г. набор на судомеханическое отдедение был возобновлен.
Первые послевоенные выпуски состоялись:
а) судоремонтники - в 1948 г.;
б) судоводители - в 1949 г.;
в) судомеханики - в 1950 г.
Поскольку в училище был военно-морской цикл, то воспитанники направлялись на стажирование на боевые корабли сроком на 6 месяцев.
Практическую подготовку курсанты проходили на судоремонтных заводах Одессы, Херсона и других городов, а также на двух учебных паровых судах «Экватор» и «Иван Су
санин».
В то время капитаном «Ивана Сусанина» был наш выпускник довоенных лет, капи-
тан дальнего плавания Д. Каминський, имя котрого позже было присвоєно одному из су-
дов Черноморского морского пароходства.
Одновременно с началом занятий начались восстановительные работы в главном учебном корпусе ( на углу проспекта Ушакова и Перекопской, сейчас там – учебный корпус №2 ).
Для этого ежедневно выделялась группа курсантов численностью 30 человек.
Это двухэтажное здание было сооружено ещё в 1880 г., но помещений для проведе
ния занятий не хватало. Поэтому руководство училища решило восстановить 2-й этаж и достроить над ним 3-й. Именно на 3-м этаже расположились, помимо учебных аудиторий, два зала – Актовый и спортивный.
Проект здания разработал преподаватель черчения, строитель по профессии, участ
ник Отечественной войны Пàстух Георгий Емельянович.
Рис. 2.11. Здание Херсонского мореходного училища
( угол проспекта Ушакова и ул. Перекопской ). 1958 г.
Одновременно строилось здание экипажа ( общежития ) на 600 мест по улице Ком-
сомольская 2 ( сейчас там находится учебный корпус №3, занятый судоводительским отде
лением морского колледжа ).
Экипаж был сдан и хзаселен курсантами летом 1950 г. и действовал до 1964 г, ког-
да был построен новый 5-этажный экипаж по ул. 20 Лет Октября, 25.
Заодно с новым экипажем были построены быткомбинат ( прачечная, баня, веще-
вой склад ), учебно-производственные мастерские, котельная.
В 1968 г. по этому же адресу был построен второй 6-этажный экипаж. Первые два
этажа занимала курсантская столовая на 1200 мест, что позволило организовать питание
Курсантов в одну смену.
В 1959 г. на базе судоремонтного отделения было открыто электромеханическое.
Организаторами нового отделения стали выпускники Одесского высшего инженер-
ного морского училища ( сейчас – Одесская национальная морская академия ) М. Федот-
ко, В. Миронов, Л. Токарев, Л. Сергиенко, Г. Драгомарецкий. В. Шевцов, П. Долгов.
Позднее к ним присоединились В Шепель, В. Одновьюненко, К. Андреев, А. Корж, В. Заднепряный.
В 1965 г. открылось радиотехническое отделение, организатором и первым руково-
дителем которого был В. Моторный, впоследствие Почётный работник морского транс-
порта СССР, Почётный радист СССР, заслуженный учитель Украинской ССР.
После него руководили специальностью А. Беляев, В. Синько, П. Бушуев.
Таким образом, начиная с 1965 г., Херсонская мореходка стала готовить весь спектр командного состава для судов морского флота: судоводителей, судомехаников, электромехаников и радистов.
14 марта 1970 г. Постановлением Совета Министров УССР училищу было присво-
ено имя лейтенанта Шмидта.
В феврале 1984 г. училищу исполнилось 150 лет. В честь этого события и за заслу-
ги в деле подготовки кадров для морского флота ССР Президиум Верховного Совета СССР наградил училище орденом Дружбы народов.
Во все послевоенные годы в училище интенсивно развивалась учебно-материаль-
ная база. Её создавали своим трудом курсанты и преподаватели, лаборанты и остальные сотрудники.
Оснащались новейшим оборудованием лаборатории и кабинеты, приобретались разнообразные наглядные пособия, самостоятельно изготовлялись макеты кораблей и су-
дов, модеи аппаратуры. Лаборатории судомеханического и электромеханического отделе-
ний пополнялись вспомогательными механизмами и судовым электрооборудованием.
Значительную роль в развитии и обновлении учебно-лабораторной базы сыграл назначенный в 1968 г. начальником училища Иванов Б.Н., действия которого активно продолжали его последователи на посту начальника училища.
С выходом в 1991 г. в самостоятельное плавание независимая Украина начала при-
ём в своё подчинение учебных заведений союзного значения, к которым относились выс-
шие и средние морские учебные заведения.
Приказом Министра высшего образования Украины от 28 ноября 1991 г. все учеб-
ные заведения союзного значения переходили в систему Минвуза Украины.
В связи с трудностями переходного периода, спада в экономике, нехваткой финан-
сов Херсонское мореходное училище постепенно утрачивало свои позиции.
Если в 80-х годах контингент курсантов стационара составлял 800-1000 человек, то на начало 1996 року он уменьшился до 325 юношей.
Заявок на специалистов не было, финансирование ограниченное, социалическая экономика была разрушена, а рыночная не создана.
Всё это усложняло учебно-воспитательный процесс, практическую подготовку кур
сантов и работу педагогического и вспомогательного персонала, который был сокращён наполовину.
Но время шло. К руководству училищем пришли новые люди с современным мыш-
лением, умением работать на перспективу, налаживать связи с судоходными компаниями,
пароходствами, портами, заводами.
В соответствии с образовательной доктриной Украины, предполагающую четырёх
ступенчатую подготовку кадров ( младший специалист, бакалавр, специалист и магистр )
училище в 1996 г. было аккредитовано на 2-й уровень
В этом же году Херсонское мореходное училище было ликвидировано, а его право
преемником стал Херсонский морской колледж.
С созданием колледжа начался новый этап его развития. Был разработан 10-летний план рвазвития колледжа по всем направлениям, на основе которого начался новый этап обновления и развития учебно-лабораторной базы.
Только за первые 2 года было открыто 6 новых лабораторий с современным обору-
дованием, 2 новых лингафонных кабинета.
В 3-м учебном корпусе ( Комсомольская 2 ) открыт Херсонский филиал Одесского института последипломного образования «Одесский морской тренажерный центр».
В дальнейшем для Центра были приобретены и смонтированы тренажёрные ком-
плексы: навигационный, судовой энергетической установки и вспомогательных механиз-
мов, автоматизированной судовой электроэнергетической системы.
Одновременно введены в действие 2 новые электромеханические лаборатории и ла-
боратория ГМССБ ( глобальной морской системы подачи сигналов бедствия ).
В 2000 г. колледж завоевал международное признание, когда он был зарегистриро-
ван под №300 в книге регистрации ИМО морских учебных заведений мира ( ИМО – меж-
дународная морская организация, см. Раздел 3 этого конспекта ).
В 2003 г. в состав колледжа вошло Херсонское ПТУ № 3, которое вскоре стало про
фессионально-морским лицеем и продолжило подготовку рядового состава судов: матро-
сов, мотористов, официантов, коков, барменов, сварщиков и др.
В 2004 г. к колледжу был присоединен Херсонский судомеханический техникум в качестве судостроительного отделения с шестью специальностями: судомеханики, элек
тромеханики, радиомонтажники, судокорпусники, сварщики, станочники.
Только за первые 5 лет нового столетия на развитие учебно-лабораторной базы было израсходовано более 5 млн гривень.
В 2003 г. приказом Министра образования и науки Украины в Херсоне был образо-
ван Херсонский морской институт, который в 2008 г. переименован в Херсонский государ
ственный морской институт.
В результате возросло внимание к Херсонскому морскому учебному заведению со
стороны отечественных и иностранных судоходных компаний: немецких, греческих, ту-
рецких, кипрских и др., которые стали обращаться к руководству заведения с предложе-
ниями по организации плавательных практик, выплаты стипендий учащимся во время учёбы и при прохождении плавательных практик, а в дальнейшем – и по трудоустройству выпускников на своих судах.
В сентябре 2008 г. Ректор Херсонского государственного морского института док-
тор философии Ходаковский В.Ф. подписал Договор с судоходной компанией «Марлоу Навигейшн» ( ФРГ ) о сотрудничестве на ближайшие годы.
Этот, первый в Украине опыт сотрудничества украинского морского учебного заве
дения с иностранной судоходной компанией, свидетельствует о росте авторитета ХГМИ в
морских кругах света.
В декабре 2010 г. в учебном корпусе №3 ( комсомольская 2 ) приступила к работе
выездная комиссия Николаевского филиала Инспекции по подготовке и дипломированию моряков. Теперь, для получения или обновления морских документов, морякам- жителям Херсона и рядом расположенных мест не придётся ездить в Николаев, Одессу, Севасто-
поль, как приходилось делать до этого.
§2.6. Краткий очерк развития электромеханической специальности Херсон-