Открытие в Херсоне училища торгового мореплавания

Тогдашний генерал-губернатор Новороссийского края ( куда входили Херсон, Ни-

колаев, Одесса и Крым ) граф Воронцов поддержал их просьбу и обратился к императору Николаю I с рапортом-прошением об открытии в Херсоне морского учебного заведения.

Рапорт содержал Приложение - проект «Положения про Херсонское училище торго

вого мореплавания». К тому времени в России существовало только одно морское учебное заведения – Навигацкие классы в Архангельске.

Тем не менее, уже в то время в Украине, по соседству с Херсоном, действовали мор

ские школы по подготовке только рядового плавсостава для судов – в Олешках ( ныне

Цюрупинск ), Збурьевке и Голой Пристани.

Однако торговому флоту России нужны были морские специалисты более высоко-

го уровня – морские офицеры.

Прошение графа Воронцова М.С. было позитивно принято императором Николаем I, и на документе 7 февраля 1834 г. ( по старому стилю, а 20 по новому ) Николай I нало-

жил резолюцию «Быть посему».

Одновременно он подписал Указ о введении в действие «Положения о создании в Херсоне училища торгового мореплавания».

С этой даты – 20 февраля 1834 г., отсчитывается история Херсонского морского учебного заведения.

 

 

Рис. 2.7. Император Николай I ( 1796-1855 )

 

§2.3. Начальный этап истории ХМУ ( 1834-1917 гг. )

Занятия в училище начались 1 октября 1834 року в помещении ликвидированного к тому времени Адмиралтейства. Сейчас на его месте расположен дом №34 по ул. Красно-

студенческой ( чуть выше гостиницы «Фрегат» ).

В училище принимались юноши - 24 человека на казённый счёт ( т.е. обучение для них было бесплатным ) и 12-26 пансионеров, которые обучались либо за свой счёт, либо за счёт благодетелей ( в наше время – «спонсоров» ) ( Пансионер - от слова «пансион» - закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся – одежда, питание и пр.).

Большинство воспитанников изучали специальности шкиперов и штурманов, мень-

шая часть – строительство купеческих судов. Срок обучения составлял 4 года.

Обучение происходило в таком объёме, чтобы воспитанники училища могли выве-

сти судно из гавани, определить курс судна по показаниям компаса, а также место судна с помощью карт и астрономических наблюдений.

Кроме того, надо было уметь управлять парусами при малых ветрах и в штормы,

ввести судно в гавань и поставить на якорь, знать международные морские правила, внут-

реннее устройство судна, а также правила погрузки-выгрузки разного рода грузов.

Также изучались и иностранные языки: греческий, турецкий, французский, в преде

лах чтения и письма.

Ежегодно кадеты проходили 6-недельную плавательную практику в море, а выпуск

ники – годичное стажирование на боевых кораблях Черноморского флота, где они получа-

ли навыки плавания на боевых кораблях, учились стрелять из пушек и совершенствовать уже полученные навыки в астрономических наблюдениях.

 

 

Рис. 2.8. Адмирал Лазарев М.П.

 

Историческая справка

Лазарев Михаил Петрович ( 1788-1851 ), русский мореплаватель, адмирал ( 1843 ).

В 1813-25 совершил три кругосветных путешествия, в том числе в 1819-21 ( коман-

дир шлюпа «Мирный» ) в составе экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена, открывшей материк Антарктида. Командовал линейным кораблём «Азов» при разгроме турок в Наваринском сражении ( 1827 ). В 1833-50 главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря.

 

Впервые стажировку на боевых кораблях воспитанники стали проходить с июля 1836 г., когда первая их группа была направлена на корабль «Иоанн Златоуст» на основа

нии приказа вице-адмирала Лазарева М.П. Последний в то время был Главным команди-

ром Черноморского флота и портов Чёрного моря.

После стажирования воспитанники выпускались штурманами или помощниками штурманов, а затем шли на флот на правах кондуктóров для усовершенствования знаний.

( Кондуктóр – ударение на «о», воинское звание сверхсрочнослужащих унтер-офи-

церов в русской армии и флоте – БСЭ, том 34, стр. 617, издание 1998 г. )

И только после 2-х лет ( чистого времени, без учёта отпусков ) воспитанники сдава

ли экзамены и получали звание шкипера.

Таким образом, на получение звания шкипера уходило 8-9 лет ( учеба 4 года +

+ 2 года чистого времени в качестве кондуктóра + отпуска ).

В середине XIX столетия в училище обучались 53 воспитанника, работало 9 препо-давателей.

С 1834 и по 1867 року училище выпустило 199 шкиперов и штурманов и 68 судо-

строителей.

Развитие морского судоходства, появление парового флота и связанные с этим усложнения навигации потребовали проведения реформы морского образования в России.

27 июня 1867 г. император Александр II утвердил новое Положение о подготовке специалистов морского флота, в соответствии с которым морские учебные заведения становились открытыми для всех слоёв населения и передавались в ведение Министерства просвещения.

Положение разрешало открывать мореходные классы купцам, горожанам и иным сословиям при условии внесения необходимых средств на создание этих классов.

Иначе говоря, тем самым государство перекладывало заботу о создании мореход-

ных классов со своих плечей на плечи частных предпринимателей.

В соответствии с «Положением», в мореходные классы принимались лица всех со-

словий ( мещане, крестьяне и т.п. ) и без ограничения возраста, которые имели свидетель-

ства, подтверждающие их умение читать, писать, а также подтверждающие наличие опре-

делённого стажа работы на судах.

Тем не менее государство обязывалось выделять финансовую помощь на создание и функционирование мореходных классов в размере от 500 до 1000 руб. В год.

Для руководства классами предполагалось создание комитетов при каждом учеб-

ном заведении, в состав которого входили бы учредители классов.

Классы делились на разряды.

В классах 1-го разряда готовили .штурманов малого ( каботажного ) плавания; 2-

го разряда - шкиперов каботажного и штурманов дальнего плавания; 3-го разряда – шки-

перов дальнего плавания.

В административном плане классы подчинялись Министерству финансов России.

Открытие мореходных классов в Херсоне состоялось 1 февраля 1872 г.

Основным мотивом при их открытии « было стремление устранить недостаток в образованных, теоретически и практически подготовленных шкіперов и штурманов для каботажного и дальнего плавания».

Первый выпуск штурманов состоялся в 1875 г.

Руководство классами осуществлял Комитет из 8 человек, в составе которого были судовладельцы, судостроители и преподаватели.

Заведующим классами был назначен подполковник корпуса штурманов К.О. Косма

чевский, который много лет руководил учебным заведеним и лично преподавал большин-

ство специальных дисциплин.

Общеобразовательные дисциплины преподавали приглашенные учителя городских учебных заведений, офицеры расположенных в Херсоне артиллерийских и пехотных ча-

стей, священнослужители.

В 1880 г. на пожертвования разных губернских и городских учреждений и отдель-

ных лиц для мореходных классов было построено небольшое здание, в котором располага

лись учебные аудитории и спальные помещения ( рис. 2.9 ).

 

 

Рис. 2.9. Херсон, 80-е гг. XIX cтолетия. Здание мореходных классов

( один из воспитанников определяет высоту Солнца при помощи секстанта - слева,

другой изучает модель парохода, установленную на банке – справа )

 

11 сентября 1880 г. распоряжением Министерства финансов двухразрядные классы были реорганизованы в трёхразрядные.

Отныне в учебном заведении начали подготовку штурманов и шкиперов дальнего плавання.

В перечень теоретических предметов входили: мореходная астрономия, навигация,

морская практика, лоция морей, судостроение, пароходная механика, география, законода

тельство для коммерческого флота ( сейчас – морское право ), теория штормов ( сейчас – метеорология ), математика, английский, французский и русский языки, медицина, таке-

лажные работы, гимнастика, закон Божий.

Библиотека учебного заведения насчитывала 1712 томов научных, исторических и художественно-литературных изданий, в том числе 706 экземпляров учебных пособий,

271 экземпляр географических карт, атласов и чертежей, модели парусных и паровых су-

дов ( полные и в разрезе ), модель паровой машины, глобус, мореходные инструменты.

Во дворе классов стояла модель парусника с полным парусным вооружением.

В 80-е годы XIX столетия учебный процесс был построен так, что занятия в Херсо

не проводились в осеннее-зимний период. Весной же и летом воспитанники проходили плавательную практику на торговых судах компании РОПИТ ( Российское общество паро

ходства и торговли ), Добровольческого флота, Российского общества перевозок грузов,

товарищества Черноморско-Дунайского пароходства, а также на частных пароходах и парусниках.

Количество воспитанников из года в год не было постоянным, плановой системы набора не существовало. Оно зависело от многих факторов, в частности, от потребности в выпускниках на судах, финансовых возможностей учредителей учебных заведений и т.п.

В 1892 г. были выпущены 16 штурманов дальнего плавания и 15 каботажного. Всего же в этом году насчитывалось 73 воспитанника, среди которых – 30 детей дворян, офицеров и чиновников, 2 – купцов, 34 – мещан и крестьян, 5 – детей духовенства, 2 – иностранные подданные.

Выпускники работали шкиперами на парусных судах и помощниками капитанов на пароходах.

Молодые штурманы также поступали на службу на корабли Российского военно-морского флота. Служить на боевых кораблях было престижно и выгодно материально.

Многие из них прославили российский флаг в Русско-японской войне 1904-1905 гг.

В их числе был и выпускник Херсонских мореходных классов 1883 г., будущий контр-адмирал Н.Н. Коломойцев. В 1902-1904 гг. он был капитаном знаменитого ледокола

«Ермак», а позднее- командиром эсминца «Буйный», принявшего участие в морском сра-

жении в проливе Цусима в составе эскадры адмирала Рождественского З.Н...

После возвращения из японского плена за мужество и отвагу он был награждён

именной золотой саблей.

В последующие годы Коломойцев Н.Н. принимал участие во многих морских экс-

педициях в северных широтах, командовал на Балтике линкором «Слава» ( 1918 ), затем

эскадрой Балтийского флота.

Его имя было присвоено одному из судов Советского Союза.

В конце XIX – начале XX столетий на смену парусным судам пришли пароходы. Увеличилась скорость судов. На смену магнитным компасам пришли т.н. гирокомпасы ( хотя до сих пор магнитные компасы сохраняются на судах на случай выхода из строя гирокомпасов ). Повысились требования к повышению безопасности мореплавания.

Все эти причины требовали приведения уровня профессиональной подготовки моряков в соответствие с изменившимися условиями работы на судах.

5 ( 19 ) мая 1902 г. Государственный Совет России принял новый Закон в части судоводителей торгового флота.

На основании этого Закона, в Херсоне, с 1 августа 1903 г., ранее действовавшие мо-

реходные классы были преобразованы в мореходное училище малого плавання.

Однако уже через год это училище стало мореходным дальнего плавания, основной

задачей котрого была подготовка штурманов дальнего плавания 1-го разряда.

На содержание училища городские власти выделили значительные средства, а так-

же земельный участок в центре города.

Среди преподавателей были: капитан 2-го ранга князь Максутов А.Д., капитан 1-го

ранга Заблуженко Ф.М., штатный преподаватель Длузский С.А., а также лучшие учителя

городских учебных заведений и чиновники государственных учреждений.

Общее руководство училищем осуществлял специальный комитет под руководст-

вом начальника порта Н.Ф. Исакова.

Торжественное открытие училища состоялось 25 октября ( 7 ноября ) 1904 г.

Открытие стало важным событием для российского торгового флота и самого Хер-

сона. Проводилось оно в присутствии представителей губернской власти и городской об-

щественности.

В подарок училищу были переданы: метеостанция, мореходные приборы англий-

ского и отечественного производства, мебель, научные и учебные пособия, произведения художников-маринистов.

Обучение в училище было платным. Стоимость его составляла 20 рублей в год.

В училище принимались молодые люди не моложе 15 лет с соответствующей мор-

ской практикой в объёме подготовительной мореходной школы, успешно сдавшие вступи-

тельные экзамены.

В старший, 3-й класс, могли быть сразу зачислены лица, которые закончили учили-

ще малого плавания после 6-месячного плавания на торговых судах.

Первый учебный год в младшем и среднем классах начали 40 воспитанников, а 3-й класс открыли в августе 1905 г.

Обучение состояло из теоретического курса, который продолжался с 25 октября по 25 апреля и практического летнего плавання.

Программа включала 16 специальных и общеобразовательных дисциплин, в том числе все разделы математики, навигацию, мореходную астрономию, устройство и теория судна, пароходную механику, океанографию, коммерческую географию, метеорологию,

морское законодательство и коммерческие документы.

Большое внимание уделялось изучению иностранных языков, а также повышению культурного уровня будущих моряков.

 

 

Рис. 2.10. Афиша вечера отдыха ( морского вечера ) в училище

 

В училище организовывались танцы, обучение которым было для кадетов обяза-

тельным.

Проводились музыкальные, литературно-художественные вечера, которые охотно посещались городской общественностью.

Воспитанники в форменном обмундировании пользовались большим успехом у городского населения.

В зимний перниод для кадетов было обязательным посещение местных механиче-

ского и судостроительного заводов, где они должны были наблюдать выполнение судо-

строительных работ и изучать устройство судна.

Для кадетов периодически организовывались экскурсии на российские и иностран-

ные суда в порту. Устройство же паровой машины и её разборку-сборку воспитанники изучали на портовом пароходе «Евгений».

Под руководством начальника училища воспитанники посещали Николаевские верфи, наблюдали за постройкой линкора «Евстафий», крейсера «Кагул» и эсминцев.

Весной 1905 г. началось первое практическое плавание, которое для 16 человек проводилось на Каспийском море, на учебном паруснике «Великая княгиня Ксения Алек

сандровна». Одновременно 20 воспитанников были матросами на российских и англий-

ских пароходах и парусниках.

По окончании плавательной практики все воспитанники сдавали в училище отчёты

по практике, с описанием устройства судна и его силовой установки.

В дальнейшем плавательная практика осуществлялась путём самостоятельного тру-

доустройства на торговые суда или на корабли Черноморского флота.

Летом 1906 г. состоялся первый выпуск 8 штурманов 1-го разряда.

Становление училища совпало с началом революционных событий в России, и бу-

дущие моряки не стояли в стороне от событий, которые волновали страну.

2 августа 1905 г. губернская газета «ЮГ» опубликовала петицию ( обращение ) вос

питанников, в которой содержались требования политических свобод, отмены закона Божьего, демократизация системы обучения.

С началом 1-й Мировой войны многие выпускники училища пополнили ряды воен-

но-морского флота, получили офицерские звания и приняли участие в боевых действиях на Балтике и Чёрном море.

 

§2.4. Новая история ХМУ ( 1917-1944 гг. )

Новой страницей в истории Херсонского морского учебного заведения стали ок-

тябрьские события 1917 г. Им стали руководить разные органы и ведомства, оно неодно- кратно переименовывалось.

В декабре 1917 г. отдел торгового мореплавания поставил в известность начальни

ка училища Калюжного А.В. о том, что издано распоряжение о переводе 3000 рублей для выдачи учащимся, которые нуждаються в материальной помощи.

Одновременно отдел предупреждал о недопустимости сокращения учебного года и о составлении кошториса училища на следующий, 1919 г.

В апреле 1918 года состоялся очередной выпуск 21 специалиста для флота.

В 1919 году были выпущены 6 штурманов дальнего плавания - Бабанов С.А., Раз-

верский В.У., Федьков Г.А., Ноговский Д.С., Юреник Л.К., Мовчан А.И.

В 1919 году Херсонский комиссариат народного образования решил присоединить училище к созданному в Херсоне политехническому институту на правах мореходного фа

культета. Однако Совет училища категорически отказался выполнять приказ коммисариа-

та.

Вскоре начальник училища получил ещё один приказ, который способствовал со-

хранению статуса училища. Председатель Совета обороны Херсонской губернии напра-

вилпредписание начальнику училища « не впускать в здание училища абсолютно никого без разрешения на то Совета обороны».

Таким образом, статус-кво училища был сохранён - его удалось отстоять от слия-

ния с политехническим институтом.

В сентябре 1920 г. училище було реорганизовано в Херсонский техникум водного транспорта. Начальником остался Калюжний А.В.

После гражданской войны страна находилась в состоянии разрухи. Не было топли-

ва, хлеба, товаров первой необходимости. Преподаватели и учащиеся испытывали значи-

тельные трудности.

Вот как описал этот период начальник училища Калюжный А.В.:

«снежная и морозная зима 1921-1922 гг. для преподавателей и учащихся представ

ляла сплошной ужас, воспоминания о котором не покинут всю жизнь.

Ранняя зима... Отсутствие средств на топливо, прекращение водоснабжения, отме-

на пайкового (продовольственного ) обеспечения создали условия холодного и голодного существования, в которых вести учебную работу было физически невозможно.

Однако служащие и учащиеся, собрав в кулак свои силы и волю, продолжали рабо тать и доводить до конца порученное дело.

В таких условиях вести обучение в холодных и влажных помещениях было настоя-

щим героизмом и надо отдать долджное тем сотрудникам, которые честно выполняли свой долг перед республикой»

Весной 1922 г. состоялся очередной выпуск штурманов ближнего и дальнего плава

ния.

В 1924 г. в техникуме было открыто судомеханическое отделение. Среди его пер-

вых выпускников были известные в дальнейшем главные механики судов Балтийского и

Черноморского пароходств, Герои Социалистического труда В.И. Ткачёв (выпуск 1931 р.), К.А. Печинский (выпуск 1937 р.).

В 1924-1925 учебном году в техникуме получали образование 113 молодых людей.

На судоводительском отделении: в 1-м классе - 19 чел., во 2-м - 25 чел., в 3-му - 26 чел., в 4-м - 18 чел.

Судомеханическое отделение имело только 2 класса, в которых обучалось 5 чело-

век.

Все студенты имели плавательный ценз от 12 до 24 месяцев.

Преподавателей насчитывалось 18 человек, обслуживающего персонала - 5 чело-

век.

Летом 1925 року впервые после октября 1917 г. началось организованное группо-

вое практическое плавание учащихся Херсонского и Одесского морских техникумов на пароходе «Трансбалт».

Часть курсантов прошли плавательную практику на паруснике «Товарищ», совер-

шив при этом кругосветное путешествие.

В 1930 г. техникум перешёл в подчинение наркомата ( министерства ) водного транспорта.

В первые годы после революции Херсонское училище закончило много юношей, которые стали знаменитими капитанами. Среди них особенное место занимает капитан дальнего плавания Герой Социалистического труда Сорока Д.И. В его честь было названо одно из судов Черноморского пароходдства.

В 30-е годы на судоводительском отделении и отделении подготовки техников по

эксплуатации морского торгового флота учились девушки, некоторые из них стали руково

дителями отрасли и капитанами. Среди них – Надежда Гриб, Мария Сеульская и др..

Часть выпускников довоенных лет, с началом выполнения государственной про-

граммы строительства военно-морского флота, была мобилизована в его ряды.

В дальнейшем многие из них стали командирами кораблей, подводных лодок, частей и соединений.

Так, выпускник 1932 г. Григорий Иванович Щедрин в годы войны командовал

подводной лодкой «С-56». Перейдя на ней с Дальнего Востока на Северный флот, пото

пил в Баренцовом море 10 вражеских кораблей и транспортних судов, за что ему было присвоєно звание Героя Советского Союза.

После войны стал вице-адмиралом, был заместителем начальника штаба Военно-морских сил СССР, редактировал журнал «Морской сборник».

Сейчас подводная лодка «С-56» поднята на берег во Владивосток и используется как филиал военно-морского музея ( автор конспекта был на этой лодке в 1990 г. во время плавпрактики на т/х «Сванетия» с курсантами-электромеханиками ).

По мотивам событий, связанных с «С-56», на студии «Мосфильм» был поставлен художественный фильм «Командир счастливой «щуки»

Выпускник 1930 г., капитан 1 ранга Карпов И.Г. командовал подразделениями со-

ветских войск на полуострове Ханко ( Южная Финляндия ) и полгода удерживал его под контролем, за что был удостоен ордена Ленина и Красного Знамени.

В годы Отечественной войны Херсонский морской техникум не работал. Большая часть преподавателей и учащихся ушла на фронт.

В боях с врагом на суше и на море приняли участие болем 800 воспитанников учеб-

ного заведения, более 300 из них погибли.

При отступлении из Херсона захватчики полностью разрушили здание техникума и уничтожили всю его учебно-лабораторную базу.

 

§2.5. Новейшая история ХМУ ( 1944-2010 гг. )

Как известно, город Херсон освобождён от фашистов 13 марта 1944 г.

Однако ещё 5 марта 1944 г. за 8 суток до его освобождения, было принято Поста-

новления Государственного комитета обороны об образовании в СССР мореходных и высших мореходных училищ, в том числе и в Херсоне.

Несмотря на трудное военное время, полуразрушенная страна находила средства и материальные ресурсы для обеспечения будущих моряков жильём, питанием, форменным обмундированием, учебным и хозяйственным инвентарем.

Поскольку здание учебно-жилого корпуса было разрушено, местные власти выдели

ли для училища помещение школы №20 ( проспект Ушакова угол Ленина ).

Здесь силами курсантов и сотрудников училища были оборудованы учебные ауди-

тории, кабинеты, жилые и хозяйственные помещения, спортивный и актовый залы, столо-

вая и камбуз ( в подвальном помещении ).

Тут же были небольшие учебно-производственные мастерские с двумя цехами - слесарным и токарным.

Во дворе был оборудован плац для построения и шток для подъёма ( в 8.00) и спуска ( при заходе солнца ) государственного флага.

Приём в училище состоялся в августе-сентябре 1944 г.

Первыми курсантами были юнги, дети полков, участники войны, партизанского движения, сироты и полусироты.

В этот день за парты сели 150 юношей - 5 групп курсантов ( 3 группы судомехани-

ков и 2 группы судоводителей). и 12 молодых людей так называемого резерва.

Через год, в 1945 году - 3 группы механиков были нерепрофилированы в группы судоремонтников, так как в то время судов было мало, а вот специалистов для строитель-

ства новых и ремонта повреждённых во время войны судов недоставало.

Но уже с 1946 г. набор на судомеханическое отдедение был возобновлен.

Первые послевоенные выпуски состоялись:

а) судоремонтники - в 1948 г.;

б) судоводители - в 1949 г.;

в) судомеханики - в 1950 г.

Поскольку в училище был военно-морской цикл, то воспитанники направлялись на стажирование на боевые корабли сроком на 6 месяцев.

Практическую подготовку курсанты проходили на судоремонтных заводах Одессы, Херсона и других городов, а также на двух учебных паровых судах «Экватор» и «Иван Су

санин».

В то время капитаном «Ивана Сусанина» был наш выпускник довоенных лет, капи-

тан дальнего плавания Д. Каминський, имя котрого позже было присвоєно одному из су-

дов Черноморского морского пароходства.

Одновременно с началом занятий начались восстановительные работы в главном учебном корпусе ( на углу проспекта Ушакова и Перекопской, сейчас там – учебный корпус №2 ).

Для этого ежедневно выделялась группа курсантов численностью 30 человек.

Это двухэтажное здание было сооружено ещё в 1880 г., но помещений для проведе

ния занятий не хватало. Поэтому руководство училища решило восстановить 2-й этаж и достроить над ним 3-й. Именно на 3-м этаже расположились, помимо учебных аудиторий, два зала – Актовый и спортивный.

Проект здания разработал преподаватель черчения, строитель по профессии, участ

ник Отечественной войны Пàстух Георгий Емельянович.

 

 

 

Рис. 2.11. Здание Херсонского мореходного училища

( угол проспекта Ушакова и ул. Перекопской ). 1958 г.

 

Одновременно строилось здание экипажа ( общежития ) на 600 мест по улице Ком-

сомольская 2 ( сейчас там находится учебный корпус №3, занятый судоводительским отде

лением морского колледжа ).

Экипаж был сдан и хзаселен курсантами летом 1950 г. и действовал до 1964 г, ког-

да был построен новый 5-этажный экипаж по ул. 20 Лет Октября, 25.

Заодно с новым экипажем были построены быткомбинат ( прачечная, баня, веще-

вой склад ), учебно-производственные мастерские, котельная.

В 1968 г. по этому же адресу был построен второй 6-этажный экипаж. Первые два

этажа занимала курсантская столовая на 1200 мест, что позволило организовать питание

Курсантов в одну смену.

В 1959 г. на базе судоремонтного отделения было открыто электромеханическое.

Организаторами нового отделения стали выпускники Одесского высшего инженер-

ного морского училища ( сейчас – Одесская национальная морская академия ) М. Федот-

ко, В. Миронов, Л. Токарев, Л. Сергиенко, Г. Драгомарецкий. В. Шевцов, П. Долгов.

Позднее к ним присоединились В Шепель, В. Одновьюненко, К. Андреев, А. Корж, В. Заднепряный.

В 1965 г. открылось радиотехническое отделение, организатором и первым руково-

дителем которого был В. Моторный, впоследствие Почётный работник морского транс-

порта СССР, Почётный радист СССР, заслуженный учитель Украинской ССР.

После него руководили специальностью А. Беляев, В. Синько, П. Бушуев.

Таким образом, начиная с 1965 г., Херсонская мореходка стала готовить весь спектр командного состава для судов морского флота: судоводителей, судомехаников, электромехаников и радистов.

14 марта 1970 г. Постановлением Совета Министров УССР училищу было присво-

ено имя лейтенанта Шмидта.

В феврале 1984 г. училищу исполнилось 150 лет. В честь этого события и за заслу-

ги в деле подготовки кадров для морского флота ССР Президиум Верховного Совета СССР наградил училище орденом Дружбы народов.

Во все послевоенные годы в училище интенсивно развивалась учебно-материаль-

ная база. Её создавали своим трудом курсанты и преподаватели, лаборанты и остальные сотрудники.

Оснащались новейшим оборудованием лаборатории и кабинеты, приобретались разнообразные наглядные пособия, самостоятельно изготовлялись макеты кораблей и су-

дов, модеи аппаратуры. Лаборатории судомеханического и электромеханического отделе-

ний пополнялись вспомогательными механизмами и судовым электрооборудованием.

Значительную роль в развитии и обновлении учебно-лабораторной базы сыграл назначенный в 1968 г. начальником училища Иванов Б.Н., действия которого активно продолжали его последователи на посту начальника училища.

С выходом в 1991 г. в самостоятельное плавание независимая Украина начала при-

ём в своё подчинение учебных заведений союзного значения, к которым относились выс-

шие и средние морские учебные заведения.

Приказом Министра высшего образования Украины от 28 ноября 1991 г. все учеб-

ные заведения союзного значения переходили в систему Минвуза Украины.

В связи с трудностями переходного периода, спада в экономике, нехваткой финан-

сов Херсонское мореходное училище постепенно утрачивало свои позиции.

Если в 80-х годах контингент курсантов стационара составлял 800-1000 человек, то на начало 1996 року он уменьшился до 325 юношей.

Заявок на специалистов не было, финансирование ограниченное, социалическая экономика была разрушена, а рыночная не создана.

Всё это усложняло учебно-воспитательный процесс, практическую подготовку кур

сантов и работу педагогического и вспомогательного персонала, который был сокращён наполовину.

Но время шло. К руководству училищем пришли новые люди с современным мыш-

лением, умением работать на перспективу, налаживать связи с судоходными компаниями,

пароходствами, портами, заводами.

В соответствии с образовательной доктриной Украины, предполагающую четырёх

ступенчатую подготовку кадров ( младший специалист, бакалавр, специалист и магистр )

училище в 1996 г. было аккредитовано на 2-й уровень

В этом же году Херсонское мореходное училище было ликвидировано, а его право

преемником стал Херсонский морской колледж.

С созданием колледжа начался новый этап его развития. Был разработан 10-летний план рвазвития колледжа по всем направлениям, на основе которого начался новый этап обновления и развития учебно-лабораторной базы.

Только за первые 2 года было открыто 6 новых лабораторий с современным обору-

дованием, 2 новых лингафонных кабинета.

В 3-м учебном корпусе ( Комсомольская 2 ) открыт Херсонский филиал Одесского института последипломного образования «Одесский морской тренажерный центр».

В дальнейшем для Центра были приобретены и смонтированы тренажёрные ком-

плексы: навигационный, судовой энергетической установки и вспомогательных механиз-

мов, автоматизированной судовой электроэнергетической системы.

Одновременно введены в действие 2 новые электромеханические лаборатории и ла-

боратория ГМССБ ( глобальной морской системы подачи сигналов бедствия ).

В 2000 г. колледж завоевал международное признание, когда он был зарегистриро-

ван под №300 в книге регистрации ИМО морских учебных заведений мира ( ИМО – меж-

дународная морская организация, см. Раздел 3 этого конспекта ).

В 2003 г. в состав колледжа вошло Херсонское ПТУ № 3, которое вскоре стало про

фессионально-морским лицеем и продолжило подготовку рядового состава судов: матро-

сов, мотористов, официантов, коков, барменов, сварщиков и др.

В 2004 г. к колледжу был присоединен Херсонский судомеханический техникум в качестве судостроительного отделения с шестью специальностями: судомеханики, элек

тромеханики, радиомонтажники, судокорпусники, сварщики, станочники.

Только за первые 5 лет нового столетия на развитие учебно-лабораторной базы было израсходовано более 5 млн гривень.

В 2003 г. приказом Министра образования и науки Украины в Херсоне был образо-

ван Херсонский морской институт, который в 2008 г. переименован в Херсонский государ

ственный морской институт.

В результате возросло внимание к Херсонскому морскому учебному заведению со

стороны отечественных и иностранных судоходных компаний: немецких, греческих, ту-

рецких, кипрских и др., которые стали обращаться к руководству заведения с предложе-

ниями по организации плавательных практик, выплаты стипендий учащимся во время учёбы и при прохождении плавательных практик, а в дальнейшем – и по трудоустройству выпускников на своих судах.

В сентябре 2008 г. Ректор Херсонского государственного морского института док-

тор философии Ходаковский В.Ф. подписал Договор с судоходной компанией «Марлоу Навигейшн» ( ФРГ ) о сотрудничестве на ближайшие годы.

Этот, первый в Украине опыт сотрудничества украинского морского учебного заве

дения с иностранной судоходной компанией, свидетельствует о росте авторитета ХГМИ в

морских кругах света.

В декабре 2010 г. в учебном корпусе №3 ( комсомольская 2 ) приступила к работе

выездная комиссия Николаевского филиала Инспекции по подготовке и дипломированию моряков. Теперь, для получения или обновления морских документов, морякам- жителям Херсона и рядом расположенных мест не придётся ездить в Николаев, Одессу, Севасто-

поль, как приходилось делать до этого.

 

§2.6. Краткий очерк развития электромеханической специальности Херсон-