Специальный способ проходки траншей.

К специальным способам относятся проходка траншей с помощью БВР (взрывание на выброс при проходке траншей на косогоре), с помощью колесных скреперов и гидромеханизации.

Проходка траншей колесными скреперами может осуществляться в мягких осушенных породах при глубине траншеи 10 – 15м и расстоянии транспортирования до 300 – 500 м при использовании в качестве тягочей тракторов и до 1000 – 1500 м – при использовании скоростных пневмоколесных тягачей.

Проходка траншей с помощью взрывов может применяться для ускорения горно-строительных работ. Преимущества данного способа заключаются в следующем:

- значительное сокращение времени выполнения горнокапитальных работ ( по сравнению с экскаваторными работами срок проходки траншей снижается в - раза );

- высокая производительность труда;

- возможность осуществления подготовки взрыва в любых климатических условиях.

В качестве недостатков проходки траншей взрывом необходимо отметить:

- трудность получения выемки необходимого профиля;

- невозможность расположения всей взорванной породы на нерабочем борту траншеи;

- невозможность производства взрывов при наличии в опасной зоне жилых зданий и сооружений.

Проходка траншей с применением гидромеханизации эфективна при наличии хорошо размывающихся пород, достаточного количества воды и дешевой электроэнергии.

Комбинированный способ проходки траншей обычно применяют, когда рабочие параметры драглайна или мехлопаты недостаточны для проходки траншей полным сечением по наиболее эффективной бестранспортной схеме.

При комбинированном способе одну часть объема породы разрабатывают по бестранспортной схеме с размещением её непосредственно на борту траншеи, используя железнодорожный, автомобильный либо конвейерный транспорт.

 

Выбор рационального варианта вскрытия.

Экономическая эффективность отдельных способов вскрытия месторождений определяется по сумме приведенных строительных и эксплуатационных расходов. Суммарные приведенные затраты рассчитываются на 1т добычи полезного ископаемого по формуле:

где - эксплуатационные затраты на добычу 1т полезного ископаемого, руб/т;

- себестоимость вскрыши, руб/м3;

- эксплуатационный коэффициент вскрыши, м3/т;

- удельные капитальные затраты по рудному минеральному сырью, руб/т;

- удельные капитальные затраты на производство вскрышных работ, руб/ м3;

н- нормативный коэффициент нормотивности капитальных вложений ( для горной промышленности н = 0,14 – 0,15 ).

Технико-экономическое сравнение способов вскрытия производят методов вариантов. Для каждого из них устанавливают капиталовложения и эксплуатационные расходы.

Большие различия природных и экономических условий оказывают влияние на сроки строительства карьера и периода освоения его производственной мощности, на распределение капитальных затрат в течении всего срока строительства карьера. Учет влияния разновременности вложения капитальных затрат осуществляется приведением капитальных вложений к моменту начала эксплуатации проектируемого карьера с помощью коэффициента приведения:

где t – время между началом вложения данных капитальных вложений и моментом приведения (началом эксплуатации).

В соответствии с этим коэффициентом объем капитальных вложений в сравниваемых вариантах рассчитывается по формуле:

где - срок строительства (период приведения);

- капитальные вложения в i-й год строительства;

- коэффициент приведения в i-й год строительства (i= 1;2;…;Т).

Таким образом, в удельных приведенных затратах на добычу полезного ископаемого учитываются горно-капитальные работы по проходке разрезных траншей, подготовке новых горизонтов, эксплуатационные затраты на экскавацию и транспортирование при добыче полезного ископаемого и выемке вскрышных пород, непосредственно зависящие от способа вскрытия и вида транспорта.

Капиталовложения по каждому варианту вскрытия могут быть представлены общей структурной формулой:

где - капитальные затраты на транспортировку руды или вскрыши;

- капиталовложения на добычные или вскрышные экскаваторные и вспомогательные работы в забое;

- капитальные затраты на отвальные и вспомогательные работы на отвале;

- капитальные затраты на перегрузку руды или вскрыши с одного вида транспорта на другой;

- капиталовложения на горно-капитальные работы.

Эксплуатационные затраты составят соответственно:

где - стоимость перевозки полезного ископаемого или вскрыши;

- стоимость добычных или вскрышных работ с учетом расходов на вспомогательные операции в забое;

- стоимость отвалообразования, с учетом расходов на вспомогательные работы на отвалах;

- стоимость перегрузки руды или вскрыши с одного вида транспорта на другой;

гр -амортизационные отчисления по горно-капитальным работам.