Вскрытие месторождений общими внутренними траншеями со спиральной формой трассы.

Схема петлевых соединений.

Искусственная горизонтальная площадка может быть создана отсыпкой породы вскрыши, доставленной из породных забоев вскрыши.

Вскрытие траншеями с петлевыми съездами при железнодорожном транспорте применяют в глубоких карьерах с углом падения пласта или наклона борта карьера до 30˚.

Достоинства данного способа вскрытия:

- высокая пропускная способность траншеи, обусловленная поточностью движения поездов;

- возможность вскрытия глубоких горизонтов месторождения при сравнительно небольших объемах работ;

- возможность увеличения глубины карьера без его реконструкции и нарушения нормального режима эксплуатационных работ.

Недостатком петлевых съездов является потребность в создании искусственной горизонтальной площадки для размещения железнодорожной или автомобильной петли, объем работ и стоимость сооружения которой достигают значительной величины.

Способу вскрытия петлевыми съездами следует отдавать предпочтение перед способом вскрытия тупиковыми траншеями только в том случае, если тупиковые съезды не обеспечивают необходимой производительности карьерного транспорта.

 

При вскрытии месторождения общими внутренними траншеями спиральной формы трассы капитальные траншеи сооружают на бортах карьера, находящихся на своем предельном положении. С поверхности или с какого-либо рабочего горизонта по предельному положению контура карьера проходят первую траншею с уклоном, соответствующим принятому виду транспорта. При достижении траншеей основания первого уступа (при железнодорожном транспорте) её проходят на расстоянии 800 – 300 м в виде горизонтальной траншеи, образующей горизонтальную площадку от которой начинают развитие горных работ на горизонте.

Для вскрытия нового горизонта по предельному положению карьера на данном уступе проходят следующую наклонную траншею до основания нового уступа. Далее вскрытие происходит аналогичным образом.

При вскрытии спиральными траншеями горные работы на каждом новом горизонте начинают от разрезной траншеи, пройденной по предельному контуру карьера на данном горизонте, т.е. работы начинают в различных участках периметра карьера. Из-за этого нельзя одновременно вести разработку большого числа уступов. Подвигание фронта горных работ обычно развивается по веерной схеме с поворотным пунктом в точке примыкания горизонтальных путей данного горизонта к наклонным путям спиральной траншеи.

Вскрытие спиральными траншеями при железнодорожном транспорте обеспечивает одновременную работу трех-четырех рабочих уступов, что для карьеров большой производственной мощности не всегда достаточно. При увеличении глубины карьера и уменьшении его размеров в плане снижается и число уступов в зоне одного витка спирали. В настоящее время при вскрытии месторождений спиральным траншеями широко применяют автомобильный транспорт , который может преодолевать более крутые подъемы, чем локомотивный транспорт и позволяет иметь одновременно в работе большое число уступов.

Автомобильный транспорт допускает вскрытие спиральными траншеями месторождений с ограниченными размерами в плане при относительно большой глубине карьеров, что исключено при железнодорожном транспорте.

Спиральные траншеи с железнодорожным транспортом применяют для вскрытия месторождений с большими размерами в плане, по форме приближающиеся к кругу.

Достоинства способа:

- непрерывность движения поездов без маневров на площадках, что позволяет увеличить пропускную способность карьерных путей;

- возможность применения большегрузных вагонов и мощных локомотивов;

Недостатки:

- жесткость условий применения;

- невозможность одновременной работы на большом числе уступов, что ограничивает производственную мощность карьера;

- необходимость осуществлять основные работы по вскрытию в начальный период эксплуатации карьера, для чего сразу требуется большое количество оборудования;

- увеличения объема вскрытия в следствии наличия широких транспортных берм, опоясывающих иногда все борта карьера, что уменьшает глубину открытых работ, особенно при ограниченных размерах месторождения;

- необходимость заложения спиральной траншеи по предельному контуру бортов карьера, что невозможно при недоразведанности месторождения.