Организация работы и производительность автотранспорта.

Работа автомашин в течении смены может осуществляться по закрытому или открытому циклу. В первом случае за каждым экскаватором закрепляется определенное количество автомашин работающих с ним всю смену. Во втором случае машины в каждом рейсе направляются диспетчером к тому забою, где они могут быть загружены с наименьшими потерями времени. При открытом цикле снижаются простои экскаваторов и автомашин, однако применение его требует организации на карьере четкой диспетчерской службы с непрерывно поступающей информацией о местонахождении всех машин и условиях погрузки в каждом забое.

Режим работы автомашин в течении суток обычно принимают двухсменный. При круглосуточной работе карьера график выхода на линию строят так, чтобы одна смена отводилась для осмотра и ремонта машин.

Сменная производительность автосамосвала определяется по выражению:

где Т – продолжительность смены, час;

Тр – время рейса, мин.;

Р – грузоподъемность автосамосвала, т.;

η – Коэффициент использования сменного времени, равный отношению времени работы к продолжительности смены (η = 0,7 – 0,9).

Время рейса автомашины определяется по выражению:

где tп- время погрузки, мин; tдв – время движения груженой и порожней автомашины; tр –время разгрузки (1 – 1,2 мин); tм – время маневров при погрузке и разгрузке (1,5 – 3 минуты); tо – время простоев в ожидании погрузки и разгрузки, принимаемое равным 0,5(tп + tр ).

Время погрузки определяется по выражению:

где Tц – продолжительность рабочего цикла экскаватора, с; nк –число ковшей, загружаемых в кузов автомашины.

Число загружаемых ковшей рассчитывают по грузоподъемности машины и по емкости её кузова:

 

где Е – емкость ковша экскаватора, м3 ;

Кр и Кн – соответственно коэффициент разрыхления породы и наполнения ковша экскаватора;

γ – плотность породы, т/м3;

V – емкость кузова автомашины, м3 .

Рассчитанные по выражениям (1) и (2) значения nк округляют до целых чисел и принимают меньшее из них.

Время движения автомашины:

Lг и Lп – расстояние транспортирования соответственно в грузовом и порожнем направлениях, км;

υср.п. и – υcр.г.- динамические скорости движения соответственно порожних и груженных машин, км/час.

Среднетехническая скорость движения определяется в зависимости от количества и длины участков дороги с разным дорожным покрытием и скорости движения по ним:

 

где l1; l2; …; ln-длина участков дороги с одинаковыми условиями движения, км;

υ1; υ2 ; …; υn– скорости движения на этих участках дороги, км/час.

Для упрощения расчетов трасса карьерной автодороги может быть разделена на четыре характерных участка, в пределах которых скорость движения автомашины принимается постоянной: по рабочим уступам; по капитальным съездам и траншеям; по поверхности карьера; по отвалам.

Годовая производительность автомашины:

 

где nсм- число смен работы машины в сутки;

nсут – число дней работы машины в год (240 – 260).

Число автомашин в работе в связи с неодинаковыми расстояниями перевозок от отдельных экскаваторов и условиями погрузки определяют как сумму машин, необходимых для обслуживания всех экскаваторов:

где N1; N2;…;Nn – число машин, необходимых для обслуживания первого, второго, n-го экскаватора, определяемое по выражению:

где Qэ.с.- сменная производительность экскаватора, т;

Qк –сменная производительность карьера, т/см:

Nэ- число рабочих экскаваторов;

Кн- коэффициент неравномерности работы карьера (Кн = 1,15 – 1,2).

Рабочий парк машин определяют с учетом числа смен работы их и карьера в сутки:

где ncм.к.- число смен работы карьера в сутки.

Инвентарный парк автомашин:

где Кт.г. – коэффициент технической готовности автопарка, равный отношеничисла технически исправных автомашин к их общему числу в автопарке (Кт.г.= 0,7 – 0,9).

 


Перемещение пород конвейерами.