Ленинградской области

Введение 5

 

Глава 1. Краеведение как наука о крае. Основные направления

И содержание краеведческой деятельности.

1.1.Понятие краеведения 10

1.2.Этапы краеведческого исследования. Функции и организационная структура краеведения. 13

1.3.Топонимика. 19

 

Глава 2. Географическое положение и природные особенности Невских земель.

2.1.Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые 23

2.2.Климат 27

2.3.Гидрология: от Финского залива к Онежскому озеру. 29

2.4.Почвы, растительный и животный мир. 33

2.5.Охрана природы. 37

 

Глава 3.Административно-хозяйственные районы

Города и области

3.1.Из истории административного деления территории края. 49

3.2.Районы Ленинградской области. Города и крупные поселки. 51

 

Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга.

4.1.История заселения и освоения Невских земель до Петра I. 59

4.2.Военно-оборонительные сооружения Ленинградской области. Крепости. 63

4.3.Становление Петербурга как столицы России. 74

4.4.Петроград – Ленинград – Петербург: события и люди. 78

 

Глава 5. Население Петербурга XYIII-XXI вв.

5.1.Демографические особенности города за три века 84

5.2.Многонациональный Петербург 92

5.3.Петербург – город веротерпимости. 101

 

Глава 6. Историко-архитектурные памятники

Санкт-Петербурга

6.1.Городские постройки первой половиные XYIII века.

Петровское и аннинское барокко. 104

6.2. Архитектура второй половины XYIII века.

Елизаветинское барокко и классицизм. 112

6.3.Формирование городских ансамблей в первой половине

XIX века. Эпоха ампира. 117

6.5.Архитектура второй половины XIX- начала XX века.

Эклектика и модерн. 123

 

Глава 7. Культурные центры Петербурга и

Ленинградской области

7.1. Петербург – культурная столица России. 127

7.2.Старинные усадьбы Ленинградской области 147

7.3.Монастыри Санкт-Петербурга и Ленинградской области 159

7.4.Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга. 166

Заключение.175

Введение

С возрождением интереса к национальному духовному наследию и поисками "национальной идеи" возросло внимание к отечественной истории и культуре. При этом наряду с разработкой глобальных концепций исторического развития России активно исследуются отдельные проблемы конкретных регионов. Выявляются новые источники, идет переоценка уже известных фактов. Особая роль в этой деятельности отводится краеведению – научной дисциплине, созданной выдающимися отечественными учеными – гуманитариями и естественниками.

Под краеведением принято понимать совокупность знаний о крае.

"Край", в свою очередь, имеет много значений. Но применительно к краеведению о крае говорят как о части территории страны, местности (регион, город, район, село).

В некоторых публикациях, особенно прошлых лет, краеведение называют отечествоведением или родиноведением. Но это расширительная (и потому неправильная) трактовка краеведения. Если уж пользоваться понятиями "отечество", "родина", то краеведение можно назвать малой родиной, малым отечеством. В этом смысле Пушкин писал о Царском Селе как своем отечестве, а Булат Окуджава – об Арбате (Ах, Арбат, мой Арбат, ты – мое отечество).

Наш край – это Санкт-Петербург и Ленинградская область. История города и области неразрывно связаны с историей России. Древний город Ленинградской области Ладога сыграл важную роль в истории всей Руси. В его курганах хранится память о первых русских князьях и дружинах. Крепости на Невской земле защищали новгородские и московские владения от иноземных захватчиков. Петербург боле 200 лет был столицей России. Здесь создавался военно-морской флот России, здесь родились идеи, которые позже нашли воплощение в масштабах всей страны. Но при этом наш край сохранил свои традиции, самобытность, которые призвано изучать краеведение.

Краеведение относят к типу комплексных, полидисциплинарных наук. География, экономика, политика, история, искусство – это все краеведение.

Но и здесь нужно внести некоторые уточнения. Во-первых, речь идет не о науке вообще, а о локальной (местной) науке, например, о локальной (местной) экономике, политике, истории. Во-вторых, и это самое главное, - множественность (даже локализованных) наук дробят цельность краеведения на части. Появляется множественность объектов краеведения – природа, население, хозяйство, история, искусство, культура и т.д.

Но наука возникает тогда, когда исследователю удается вычленить единственный объект исследования. Это будет не механическое соединение частей. Выделенный из окружающей среды объект должен обладать свойствами целостности. Как говорил один из основоположников краеведения И.М.Гревс "целокупным знанием" (наиболее полным). Это означает, что целое – больше суммы своих частей. Чем существеннее целое разнится от совокупности частей, тем оно органичнее организовано.

Во многих исследованиях соединяющим звеном, возвращающим краеведению цельность и самобытность объявляют местность. Но местность вне проживающих на ней людей похожа на мертвое царство. Поэтому, правильнее бы было делать акцент не на местности, а на сообществе людей, проживающих в данной местности. Край может быть интересен своими природными богатствами, развитой экономикой, девственной экологией, но как явление культуры он возникает только тогда, когда в эпицентре находится человек, проживающий в конкретной местности и впитавший в себя ее особенности. Вот этот не абстрактный, а вполне конкретный человек, тип личности, порожденный спецификой края, и является объектом краеведения.

В этой связи представляет особый интерес трактовка объекта краеведения, конкретизированная применительно к Петербургу, классиком краеведения Н.П.Анциферовым. Замечательных исследований по Петербургу начала XX века и до Н.П.Анциферова было немало. Это работы А.Н.Бенуа, В.Я.Курбатова, Г.К.Лукомского, П.Н.Столпянского и др. Но в этих работах Петербург изучался в историко-архитектурном аспекте, на вещно-объектном уровне. Анциферов впервые предпринял глобальную попытку осмыслить город как синтез материально-духовных ценностей. Он поставил перед собой задачу постичь душу Петербурга. Душа Петербурга и есть объект исследования Анциферова, и чтобы не было никаких разночтений, он вынес объект в заголовок монографии. Под душой Петербурга Анциферов понимал исторически проявляющееся единство всех сторон жизни города (сил природы, быта населения, его роста и характера его архитектурного пейзажа, его участие в общей жизни страны, духовное бытие его граждан).

Душа города, местности несет отпечаток художественного образа, романтически-поэтического начала. В более строгой концепции гуманитарного краеведения И.М.Гревс и Н.П.Анциферов рассматривали местность и город как собирательную личность.

"Человеческий фактор" краеведения делает эту дисциплину, как справедливо подметил академик Д.С.Лихачев, воспитывающей наукой, требующей от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения. География, например, обходится без оценок. География как наука спокойнее, строже и бесстрастнее. Краеведение пристрастная дисциплина. "Моральная отдача" ее исключительно велика.

Своеобразие региона порождает определенный тип личности. Среднерусская полоса с радиусом всего-то в 150-200 километров породила великую плеяду художников слова – Тютчева, Кольцова, Тургенева, Фета, А.К.Толстого, Л.Н.Толстого, Лескова, Бунина, Пришвина, Есенина. Такое обилие имен заставляет исключить случайность и думать о закономерности.

Расстояние между Москвой и Петербургом – 650 километров. Но это очень разные города, с разным менталитетом жителей (и даже с разным говором). Если бы Пушкин, Блок жили в Москве, они бы писали по-другому. Поэтому и говорят о петербургских (не по месту жительства, а по своеобразию творчества) поэтах, художниках, композиторах.

Но не только своеобразие края порождает тип личности (степная ширь – степенность русского человека). Но и тип личности влияет на особенность края. Местный промысел жителей - опознавательный знак края (вологодское кружево, оренбургский пуховый платок, тульские самовары и оружейное искусство, дымковская игрушка, палехская миниатюра, гжельская керамика и т.д.).

В разные исторические периоды краеведение меняло свою сущность. В зависимости от политической, экономической ситуации в стране оно приобретало либо ярко выраженную географическую направленность (период создания Русского географического общества), гуманитарную – рубеж XIX-XX веков. После октября 1917 года акцент в краеведении стал делаться на экономике, политике, национальных особенностях края. Так, Н.К.Крупская говорит о краеведении не в старом смысле, когда центр внимания краеведной работы был направлен только на археологию, фольклор, памятники старины и т.д., а в новом его понимании, когда в понятие краеведения входит в первую очередь изучение экономики, общественной жизни, недавнего прошлого и т.д.

В современных условиях в связи с проявляющимися тенденциями регионального сепаратизма, обособления вплоть до отделения регионов от Федерации, перед краеведением встают новые задачи.

Д.С.Лихачев рассматривал краеведение не только как науку, но и как массовый вид общественной деятельности – основу для развития добровольных обществ по сохранению того или иного памятника, объединения молодежи на почве "добрососедства" с историей, культурой, природой. Краеведение придает местности, не имеющей "авторского происхождения", историзм. Когда мы изучаем, кто жил в крае, он наполняется иным духовным содержанием.

Преобразуется, - учил Д.С.Лихачев, - ландшафт, если мы знаем, какие события в нем происходили, какие битвы разыгрывались, чьи судьбы решались.

Природа Плеса приобретает особую красоту от сознания того, что именно ее изображал Левитан. Места приобретают особую ценность от осознания, что они связаны с творчеством Гоголя, Некрасова, Шишкина, Айвазовского.

Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может существовать.

Краеведение справедливо называют самой массовой наукой. В ней принимают участие профессионалы и любители.

И изучение ее требует активности не только педагога, но и студента.

Этот тезис нашел отражение в представленном учебном пособии. В каждой главе студентам предложено ответить на вопросы и самостоятельно выполнить задания, предварительно изучив рекомендуемую литературу.

Такая работа требует творческой самоотдачи, любви к своему краю, личной заинтересованности в происходящих событиях, желания занять активную позицию краеведа-исследователя.

На рубеже XIX-XX веков семинары (их тогда называли семинарии) предполагали настоящее небольшое исследование, в котором педагог помогал поставить проблему, а потом он вместе со студентами искал пути ее решения. Речь шла о получении нового, оригинального знания.

Для написания реферата необходимы были богатство идей, свободная ориентация в литературе и источниках, щедрость, наконец, - ведь кладовую идей надо было бескорыстно открыть для всеобщего пользования, сформулировать темы, снабдить библиографией.

Хочется верить, что изучив эту книгу, студенты продолжат освоение краеведения в виде тех семинарий, которыми когда-то так славилась высшая школа России.