План-конспект

Утверждаю

Ход занятия

Учебные вопросы и время Действия руководителя занятия Действия обучаемого
Вступительная часть: 5 мин. Принимаю рапорт дежурного по взводу. Проверяю наличие личного состава по журналу взвода, внешний вид и готовность личного состава к практическому занятию. Довожу требования техники безопасности, контролирую их соблюдение. Объясняю тему, цель и учебные вопросы. Личный состав в одношереножном строю. Записывают, слушают, устраняют указанные недостатки.
Основная часть: 35 мин. 1.КО автомобильной техники командиром подразделения 2. Проведение ТО-1 тормозной системы КамАЗ -4310 и его модификаций Контрольный осмотр. -Паспорт автомобиля. Проверить наличие и правильность ведения всех разделов паспорта. Паспорт должен быть заполнен согласно инструкции (разд. XV пас­порта автомобиля), а записи—соответствовать состоянию и данным автомобиля. -Внешний вид автомобиля. Внешним осмотром. Автомобиль должен быть чистым. Неокрашенные поверхности, корро­зия и внешние повреждения не до­пускаются. Номерные и опознавательные зна­ки должны быть закреплены и нане­сены установленным порядком (приказ Министра обороны 1975 го­да № 305) -Укомплектован­ность, состояние и ук­ладка (крепление) та­бельного имущества: инструмент и принад­лежности для техничес­кого обслуживания ав­томобиля водителем, ведро для заправки системы охлаждения, канистра 10 л для масла, воронка заправочная, бачок для питьевой воды, шанцевый инструмент (лопата саперная, топор, пила поперечная), буксир жесткий, трос буксирный, светомаскировочное устройство (СМУ) и подкузовная подсветка, аптечка медицинская(комплект), знак аварийной остановки(комплект), огнетушитель, утеплительный чехол капота двигателя и радиатора, канистры 20-л или другие емкости под дополнительное горючее, цепи противоскольжения мелкозвенчатые, мостик колейный для преодоления траншей, колодки горные, индивидуальный комплект и канистра 20-л под жидкость для специальной обработки. Укомплектованность табельным имуществом должна соответство­вать требованиям приказа Министра обороны 1978 года № 195, а нали­чие—записи в разд. XII паспорта автомобиля и ведомости ЗИП. Та­бельное имущество должно быть исправно и уложено (надежно закреп­лено) на установленных местах. Инструмент должен быть заправ­лен, наличие коррозии не допуска­ется Запасные части и материалы дол­жны быть обвернуты водонепрони­цаемой бумагой и уложены в спе­циальный ящик (пенал) Ведро брезентовое (резиновое) должно быть целым, разрешатся ис­пользовать канистры или ведра ме­таллические. Канистра должна быть покраше­на и заполнена маслом, соответствующим сезону эксплуатации. наличие коррозии не допускается. Саперная лопатка и топор должны быть на каждом автомобиле, попе­речная пила — одна на десять ав­томобилей. Рабочие поверхности должны быть заправлены и смазаны смаз­кой ПВК, рукоятки очищены от зау­сенцев и проолифены Буксир должен быть один на 10 автомобилей, окрашен, деформация и трещины не допускаются Наличие — согласно ведомости ЗИП. Трос должен быть надежно закреплен в коуше и смазан. Обрыв прядей троса не допускается Металлические детали не долж­ны иметь коррозии. На автомобилях транспортной группы разрешается СМУ и подкузовную подсветку не устанавливать, а хранить на авто­мобильном складе части. Комплектность аптечки должна соответствовать описи. Автомобили боевой и строевой групп эксплуатации укомплектовываются из расчета один знак на дна автомобиля, для остальных групп - на каждый автомобиль. Автомобиль должен иметь один огнетушитель типа ОУ-2. Огнетушитель должен быть заряжен и опломбирован. Масса эаряда 1,3-1,4 кг. На квадрате запорно-пускового устройства или корпуса баллона долж­ны быть выбиты масса незаряженного баллона и дата освидетельст­вования, которая, но должна превы­шать 5 лет. Недостача (утечка) углекислоты 10% и более от массы, ука­занной на баллоне, не допускается. Комплектность должна соответ­ствовать ведомости ЗИП. Чехлы должны быть чистыми и сухими, в летний период эксплуатации долж­ны храниться на автомобильном складе части Канистры (емкости) должны быть покрашены и заполнены горючие. Указанным оборудованием автомобили укомплектовываются исходя из их предназначения и условий их эксплуатации. Место хранения опреде­ляется командиром воинской части. -Автомобиль спе­реди: -работа жалюзи (для автомобиля КрАЗ-255Б— шторки радиатора) Жалюзи (шторки) радиатора должны открываться (закрываться) полностью и фиксироваться в проме­жуточных положениях. - крепление и действие внешних световых при­боров; фар, передних фонарей, габаритных огней, указателей пово­рота. Приборы должны быть чистыми и надежно закреплены. Рассеиватели не должны иметь трещин. Све­томаскировочные насадки должны быть исправны и закреплены. Не до­пускается провисание и нарушение изоляции проводов, коррозия фар и передних фонарей. Фары и фонари (огни) должны излучать устойчивый белый свет; цвет указателей поворота и боковых повторителей указателей поворота, за исключением автомобилей, указа­тели поворота которых совмещены с габаритными огнями, должен быть оранжевый, а лампы должны го­реть мигающим светом. На крыше кабины автомобиля, предназначенного для эксплуатации с прицепом или полуприцепом, дол­жен быть установлен опознаватель­ный знак автопоезда. -состояние и крепление буфера и облицовки ра­диатора(Внешним осмотром, дополнительной затяж­кой гаек ключами) На буфере и облицовке радиатора не должно быть коррозии, разрывов, трещин и деформации. Гайки и бол­ты крепления должны быть затяну­ты. -крепление буксирных крюков Буксирные крюки должны быть исправны и надежно закреплены. - крепление лебедки и правильность укладки троса (автомобили ЗИЛ-131)( Дополнительной за­тяжкой гаек ключами и внешним осмотром) Лебедка должна быть надежно закреплена, трос смазан и ровно уложен. - уровень масла в кар­тере редуктора лебедки автомобилей ЗИЛ-131.(Вывернуть пробку кон­трольного отверстия) Уровень масла должен быть до контрольного отверстия. - состояние рулевого привода. Гайки и болты крепления деталей рулевого привода должны быть за­шплинтованы, а шарниры рулевых тяг смазаны. -уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре ав­томобиля ГАЗ-66.( Вывернуть пробку на­ливного отверстия) Уровень должен быть на 15— 20 мм ниже наливного отверстия. Загрязнение отверстия в пробке главного тормозного цилиндра не допускается. - состояние ветровых стекол кабины. Ветровые стекла не должны иметь трещин, сколов и помутнения. Моторное отделе­ние: - состояние и крепление капота. (Внешним осмотром, подъемом и опусканием капота) Капот должен удерживаться в закрытом положении запором или застежками, в открытом — механиз­мом откидывания или упором, шар­нирные соединения должны быть смазаны. - действие запорного механизма и ограничи­теля подъема кабины (автомобили ГАЗ-66, МАЗ-500, КамАЗ-5320).(Внешним осмотром подъемом и опусканием кабины). Запорный механизм должен на­дежно удерживать кабину в тран­спортном положении, а упор — огра­ничивать угол опрокидывания каби­ны и фиксировать ее в опрокинутом положении. - состояние пробок ра­диатора и расширитель­ного бачка(Внешним осмотром, нажатием на клапан пробки). Пробки должны надежно фиксироваться на горловинах, уплотнительные прокладки должны быть ис­правны. клапаны — свободно переме­щаться. - уровень охлаждающей жидкости. (Снять пробку радиато­ра или расширительно­го бачка и определить уровень) Уровень охлаждающей жидкости должен соответствовать норме. - чистота двигателя и нет ли течи охлаждаю­щей жидкости, горючего и масла. Двигатель должен быть чистым. Течь охлаждающей жидкости, горю­чего и масла ее допускается. - проверить крепление сборочных единиц (ком­прессора, насоса гидро­усилителя руля, карбю­ратора, топливного на­соса, генератора, старте­ра, катушки зажигания, фильтров радиопомех). ( Внешним осмотром, покачиванием рукой и дополнительной затяж­кой гаек ключами (вин­тов — отверткой). Сборочные единицы должны быть надежно закреплены и не иметь повреждений. -состояние и крепление вентилятора Вентилятор должен быть надежно закреплен. Люфт вала вентилятора, коррозия и механические повреждения шкивов не допускаются. -натяжение и состоя­ние приводных ремней(Проверять нажатием большого пальца руки на среднюю часть ремня, прогиб замерять линей­кой). Прогиб ремнейдолженсоответствоватьнорме (приложе­ние 2). Не до пускается разрушениеткани, расслоение изамасливаниерабочейповерхности ремней. - состояние воздушного фильтра.( Отсоединить масляную ванну н проверить чисто­ту и уровень масла в ней. Наличиегрязи на дне маслянойванны не допускается. Уровень мас­ла в масляной ванне должен бытьдо меток на стенке ванны. - стояние тяг и рыча­гов привода управления двигателем. Рычаги итяги управления долж­ны быть надежносоединены и пе­ремещаться беззаедания. - уровень и состояние масла в картере двига­теля.(Вынуть указатель уровня и обтереть его). Уровеньмасла в картере про­гретого двигателя должен соответствовать меткам на указателе уровня: двигателей ГАЗ и УАЗ — «П»; двигателей ЗИЛ — «Полно»; двигателей ЯМЗ — «В». Содержание механических приме­сей и воды в масле не допускается. - уровень масла в бачке насоса гидроусилителя руля.( Снять крышку бачка и определить уровень визуально) Уровень масла должен быть: ЗИЛ-131— до сетки за­ливного фильтра; на автомобилях Урал-4320 и КамАЗ-4310 — между метками ука­зателя уровня -уровень масла в кар­терерулевого механиз­ма (КамАЗ-4310) - состояние в крепление электропроводов и эк­ранирующих шлангов.( Внешним осмотром, крепление винтов от­верткой) Электропровода должны быть на­дежно закреплены. Повреждение изоляции и отсутствие наконечников проводов не допускается. Экраниру­ющие шланги должны быть исправ­ны и не иметь скручиваний. - состояние и крепление топливного бачка, электровентилятора и котла предпускового подогре­вателя. Сборочные единицы подогревателя должны быть надежно закреплены. Течь горючего и охлаждающей жидкости не допускается. Автомобиль спра­ва: -состояние и крепление двери кабины(Внешним осмотром, покачиванием открытой двери рукой в вертикаль­ной плоскости) Дверь должна быть надежно зак­реплена и при закрывании платно прилегать к кабине. Неокрашенные поверхности и коррозия не допуска­ются. Проем двери должен иметь исправные герметизирующие и уплотнительные прокладки. Зажим поворотного стекла, ручки двери к стек­лоподъемника должны быть ис­правны и закреплены. - действие замка двери. Замок должен надежно запирать дверь и легко открываться, замок и петли двери должны быть смазаны. - работа стеклоподъем­ника, состояние стекол двери.( Нажатием на кнопку наружной ручки или по­воротом внутренней ручки, открыванием и за­крыванием двери. Вращая ручку стекло­подъемника, поднять и опустить стекло двери) Стекло должно свободно переме­шаться в пазах двери и удерживаться в промежуточных положениях. Трещины, сколы и помутнения стекол и разрушение уплотнителей не допускается. - состояние и крепление зеркала заднего вида Зеркало заднего вида должно быть исправно и надежно закреплено. - состояние и крепле­ние подножки, крыла и их кронштейнов Подножка, крыло и их кронштей­ны должны быть закреплены. Вмя­тины, разрывы и коррозия крыла не допускаются. - передняя подвеска(Внешним осмотром и дополнительной затяж­кой гаек ключами) Рессора должна быть надежно за­креплена и иметь хомуты с распор­ными втулками, листы и пальцы рес­соры смазаны, резиновые буфера подвески исправны. Амортизатор должен быть надежно закреплен. Коррозия, трещины, продольное и поперечное смешения листов рессо­ры, течь жидкости и повреждения корпуса амортизатора не допуска­ются. - колесо переднее (Внешним осмотром, до­полнительной подтяжкой гаек ключами) Гайки крепления колеса к ступице и бортового кольца к диску колеса должны быть надежно затянуты. Коррозия металлических поверхнос­тей, течь масла из-под фланца (кры­шки) полуоси или колпака ступицы не допускаются. - состояние шины пе­реднего колеса. Остаточная глубина рисунка про­тектора по центру беговой дорожки должна быть не менее 1 мм наличие нефтепродуктов на повер­хности шины; отслоения протектора и боковины; твердые включения на боковинах и протекторе. -давление воздуха в шине (шинным манометром)Давление воздуха в шине должно соответствовать норме. -состояние и крепление топливного бака Топливный бак должен быть заправлен полностью и закреплен. Пробка топливного бака должна иметь исправную уплотнительную прокладку , цепочку и надежно фиксироваться на наливной горловине, а горловина исправную сетку фильтра. Течь горючего и вмятины топливного бака не допускаются. -запасное колесо и действие механизма подъема Запасное колесо должно быть исправно и надежно удерживаться держателем. Подъемный механизм должен обеспечивать легкость опускания и подъема колеса, шарнирные соедине­ния держателя должны быть смазаны. Шина запасного колеса должна быть исправна, давление воздуха — соответствовать норме; вентиль ши­ны должен иметь колпачок. - борт платформы и тент, крепление тента и платформы, наличие и состояние дуг при снятом тенте.( Внешним осмотром, дополнительной затяж­кой гаек ключами) Борт, брусья платформы, тент и дуги не должны иметь повреждении. Тент должен быть надежно закреп­лен (может находиться на автомо­бильном складе части). Гайки стре­мянок крепления платформы долж­ны быть затянуты» брызговики ко­лес — исправны и закреплены, инст­рументальный ящик должен быть чистым и надежно закрываться. - задние колеса (требования те же, что и для переднего) -наличие масла в ступице (вывернуть пробку и определить визуально) Уровень масла должен быть до нижнего края наливного отверстия. Автомобиль сзади. -Крепление и действие внешних световых приборов: задних фонарей, фонаря освещения номерного знака, световозвращателей. Задние фонари и электропровода должны быть надежно закреплены, рассеиватели не должны иметь трещин. Провисание и нарушение изоляции проводов, коррозии задних фон а рей не допускается. Габаритные и стояночные огни, сигнал торможения и световозвращатели должны иметь красный цвет. Светомаскировочные насадки, вставки и фонарь подкузовной подсветки должны быть исправны и закреплены.Фонари заднего хода и освещения номерного знака должны излучать устойчивый белый свет. Цвет указателей Поворота за исключением автомобилей, у которых указатели поворота совмещены с габаритными фонарими (огнями), должен быть оранжевый, а лампы — гореть ми­гающим светом. Световое пятно от фонаря подкузовной подсветки не должно выхо­дить за габариты платформы - состояние и крепление тягово-сцепного устрой­ства Тягово-сцепное устройство долж­но быть надежно закреплено, шар­нирные соединения — смазаны. Тяго­вый крюк должен свободно вра­щаться вокруг своей оси, защелка крюка — иметь шплинт с цепочкой. Лебедка должна быть надежно закреплена, трос лебедки смазан и ровно уложен. Уровень масла в картере редукто­ра лебедки должен быть до кон­трольного отверстия - состояние бортовой платформы (кузова), сидений и дуг тента (при наличии тента) Задний борт платформы должен быть исправен и надежно запирать­ся крюком с цепью, на цепи запира­ния заднего борта должен быть че­хол; петли борта и запоры должны быть смазаны; пол платформы не должен иметь сквозных щелей» сло­манных досок и брусьев; сиденья платформы должны быть исправны и фиксироваться в транспортном а рабочем положениях. Дуги тента должны быть исправ­ны. - наличие и исправность сигнализации из кузова в кабину(Нажатием на кнопку сигнализации в кузове). В кабине должен звучать сигнал. Автомобиль сни­зу: - состояние переднего моста Мост и сапун должны быть чис­тыми, трубопроводы (шланги) при­вода тормозов не должны иметь повреждений и скручиваний. Гайки крепления рычагов, тяг рулевой тра­пеции и привода тормозов должны быть зашплинтованы. Течь масла и тормозной жидкости не допускается - уровень масла в картере переднего моста и картерах колесных ре­дукторов. Уровень масла в картере моста и картерах колесных редукторов дол­жен быть до контрольного отверстия. - состояние коробки пе­редач, раздаточной ко­робки, пломбы вала спидометра Коробка передач и раздаточная коробка должны быть чистыми, сое­динения тяг и рычагов привода управления зашплинтованы, вал спидо­метра опломбирован - уровень масла в ко­робке передач и разда­точной коробке Уровень масла должен быть до контрольного отверстия, а в короб­ке передачавтомобилейУрал-4320иКамАЗ-5320 между метками пробки-указателя. Течь масла через уп­лотнения не допускается - состояние, крепление и установка валов карданной передачи(Внешним осмотром, покачиванием рукой и дополнительной затяж­кой гаек ключами) Люфт валов и шарниров кардан­ной передачи не допускается. Болтовые соединения карданной переда­чи должны быть надежно затянуты. Стрелки выбитые на трубчатом валу и скользящей вилке карданного вала, должны совпадать (расположены одна против другой). Масленки крестовин долж­ны быть обращены в сторону вала; шлицевые соединения и подшипни­ки - смазаны, защитные муфты шлицевых соединении (обоймы саль­ников) — исправны и закреплены. - состояние и крепление глушителя Глушитель должен быть надежно закреплен и не иметь повреждений. - состояние и крепление воздушных баллонов. наличие конденсата в них. Воздушные баллоны должны быть исправны и закреплены, а конденсат из баллонов слит. -состояние промежуточного и задних мостов Мосты и сапуны должны быть чистыми, трубопроводы (шланги) привода тормозов не должны иметь повреждений и скручиваний. Течь масла и тормозной жидкости не до­пускается -уровень масла в картере промежуточного и заднего мостов Уровень масла в картерах должен быть до контрольного отверстия, а на автомобиле ЗИЛ-131—до метки на указателе. -рама. Трещины, деформация и коррозии лонжеронов и поперечин рамы, ос­лабление болтовых и заклепочных соединений не допускаются. Автомобиль слева. - на автомобилях Урал 375Д и Урал 4320 уровень тормозной жидкости в бачках гидро­привода тормозов. (Визуально или с помощью линейки) Уровень тормозной жидкости в бачках должен быть на 15—20 мм ниже верхнего края наливного от­верстии Загрязнение отверстия в пробке бачка не допускается. -крепление рулевой сошки(резким поворотом рулевого колеса в обе стороны) Люфта сошки на валу не должно быть. -состояние и крепление поворотной фары. Фара должна быть закреплена. Трещины на рассеивателе и коррозия металлических частей фары не допускаются. Аккумуляторные батареи. Аккумуляторные батареи должны быть закреплены, иметь сухую и чистую поверхность и отверстия в пробках без загрязнения. Открытые поверхности наконечников проводов, выводов и межэлементные перемычки батареи должны быть смазаны смазкой ПВК, а наконечники проводов надежно закреплены на выводах батареи. -уровень электролита(стеклянной трубкой). Уровень электролита и аккумуля­торах должен быть на 10—15 мм выше предохранительного шитка. -плотность электролита(денсиметром аккумуляторным) Плотность электролита полностью заряженной аккумуляторной бата­рея при плюс 15"С должна г/см*: для южных районов: — 1,25; для центральных районов-1,27; для северных районов—1,29; для районов с резко континентальным климатом: зимой — 1.31; летом —1,27 Понижение плотности электролита на 0,01 соответствует разряженности аккумуляторной батареи на 5—6%, Разница в плотности электролита в аккумуляторах проверяемой батареи не должна превышать 0,01. Кабина внутри: - свободный ход педа­ли сцепления и рабочего тормоза.( Проверить с помощью приспособления или ли­нейки) Педали должны перемещаться без заедания и под действием усилия пружины возвращаться в исходное положение. Свободный ход педали рабочего тормоза у автомобилей с пневматическим (пневмогидравлическим) приводом тормозов проверять при наличии сжатого воздуха. У автомобилей с гидравлическим приводом педаль не должна дохо­дить до пола кабины на 1/3—1/2 полного хода, причем нога должна ощущать «жесткую» педаль. Ощуще­ние «мягкой» педали свидетельствует о неисправности тормозного привода. Свободный ход педали сцепления и тормоза должен соответствовать норме (приложение 3). - действие стояночного тормоза(Перемещением рычага (рукоятки) стояночного тормоза) Рычаг стояночного тормози дол­жен фиксироваться в заторможенном положении, а перемещение рычага соответствовать норме (приложе­ние 3). На автомобиле МАЗ-500 полный ход рычага стояночного тормоза дол­жен быть 110—160 мм. На металлической обшивке кабины не допускаются вмятины, разры­вы, неокрашенные места и коррозия. - состояние кабины, си­дений, противосолнечных козырьков. Внутри кабины должно быть чисто. Пол кабины должен, закрыт резино­вым ковриком. Обивка кабины, сиде­ний и спинок не должна иметь пов­реждений. Противосолнечные козырьки должны быть исправны и удерживаться в заданном положении. Наличие не предусмотренных кон­струкцией автомобиля ковриков, ру­чек, занавесок и других предметов не допускается -состояние и крепление контрольных приборов, опломбирование спидометра. Контрольные приборы и лампы, выключатели и переключатели долж­ны быть исправны и закреплены; спидометр — опломбирован; электро­провода — надежно соединены с вы­водами приборов и изолированы. Нарушение изоляции проводов не допускается. -действие переключателей режимов СМУ. Переключатель режимов СМУ дол­жен обеспечивать переключение на все режимы светомаскировки. -действие ножного переключателя действия фар. Ножной переключатель должен обеспечивать переключение ближнего и дальнего света фар. При включении дальнего света должна гореть сигнальная лампа на щитке приборов Работоспособ­ность сборочных единиц и автомобиля: - легкость пуска, работа двигателя и контрольных приборов устить и прогреть двигатель, изменяя час­тоту вращения коленчатого вала на слух, ипо приборам проверить его работу. Двигатель должен легко пускать­ся стартером, работать устойчиво без перебоев и стуков. При резком нажатии и отпускании педали управления дроссельной заслонкой (уп­равлении подачей топлива) двигатель не должен останавливаться. Давление масла в системе смазки и Воздуха в пневматической систе­ме тормозов должно соответствовать норме (приложение 3). Контрольные приборы должны быть исправны, а их показания при различных режимах работы двигате­ля стабильны. Сигнальные лампы давления мас­ла, температуры охлаждающей жид­кости и аварийного состояния тор­мозов (при давлении воздуха в сис­теме более 4 кгс/см2) гореть не дол­жны, остальные должны гореть пои включении соответствующих прибо­ров. - действие стеклоочисти­теля. Щетки стеклоочистителя должны плотно прилегать по всей длине к поверхности ветровых стекол, пере­мещаться без заедания. - действие звукового сиг­нала.( Нажатием на кнопку (выключатель) звукового сигнала) Звук должен быть сильным, без дребезжания. - действие отопителя кабины. В кабину должен подаваться воз­дух. - герметичность пневматической системы. Утечка воздуха из пневматической системы не допускается. - угол свободного поворота рулевого колеса (у автомобилей с гидроусилителем руля). Проверять при работа­ющем двигателе с по­мощью прибора модели НИИАТ К-402 (К-187). Угол свободного поворота рулево­го колеса не должен превышать нормативных значений (приложе­ние 3). - давление воздуха в шинах автомобилей, оборудованных системой регулирования давления воздуха в шинах(Проверять по маномет­ру при нейтральном по­ложении рычага крана уп­равления, открытых шин­ных и колесных кранах) Давление воздуха в шинах соответствовать норме. - действие устройства для обмыва ветрового стекла Струя жидкости, вытекаемая из жиклеров омывателя, должна попа­дать на стекло в верхнюю часть сек­торов, описываемых щетками стек­лоочистителя. - установка зажигания на автомобилях с карбю­раторным двигателем. При движении автомобиля по ров­ной дороге на прямой передаче со» скоростью 20—30 км/ч и резком на­жатии на педаль управления дрос­сельными заслонками должна появиться легкая кратковременная де­тонация (стуки), исчезающая при скорости 40—50 км/ч. - работа сцепления Спидометр должен показывать скорость движения и пройденный путь. - работа сцепления, ко­робки передач, раздаточ­ной коробки, колесных редукторов, карданной передачи, ведущих мос­тов. Не должно быть резко выделяю­щихся шумов, стуков, вибрации ав­томобиля и самопроизвольного вык­лючения передач. - действие рабочего тормоза(Нажатием на педаль тормоза при пробеге) Автомобиль должен затормажи­ваться с одного нажатия на педаль тормоза. Неодновременное заторма­живание колес и «увод» автомобиля не допускаются. - действие стояночного тормоза. Стояночный тормоз должен на­дежно удерживать автомобиль на уклоне 16% (9°). После остановки авто­мобиля проверить: - степень нагрева ступиц колес итормозных бара­банов. Касанием тыльной стороной ладони поверхно­сти ступицы колеса или тормозного барабана. Ступицы колес и тормозные бара­баны нагреваться не должны (ощу­щения ожога не должно быть) - нет ли течи горючего масла и рабочих жидкос­тей. Течь горючего, масла и других рабочих жидкостей не допускается. - работу центрифуги (фильтра очистки масла) После остановки двигателя ротор центрифуги должен продолжать вращение 2—3 мин (издавать харак­терное постепенно затихающее гу­дение) Книга осмотра (проверки) машин под­разделения. -Записать результат осмотра в книгу и установить срок устранения обнаруженных недостатков и неисправностей. Проведение ТО1 тормозной системы КамАЗ 4310 и его модификаций 1.Внешний осмотр элементов тормозной системы автомобиля КАМАЗ 4310: Используя предоставленное оборудование, показываю основные элементы тормозной системы автомобиля и объясняю их назначение. Пневматический привод автомобиля КамАЗ-4310 скомплектован из приборов, которые не нуждаются в обслуживании и регулировке. В случае неисправности их разборка и устранение дефектов могут производиться только в мастерской квалифицированными специалистами. 2.Проверка герметичности тормозной системы на слух: При обслуживании пневматических систем автомобилей прежде всего надо следить за герметичностью системы в целом и ее отдельных элементов — соединений трубопроводов, гибких шлангов. Места сильной утечки определяются на слух, а места слабой утечки — с помощью мыльной эмульсии. Проверка герметичности проводится при номинальном давлении в пневмоприводе (620...750 кПа), выключенных потребителях сжатого воздуха и неработающем компрессоре. Падение давления воздуха от номинального в воздушных баллонах не должно превышать 15 кПа (0,15 кго/см2) в течение 15 мин при исходном положении органов управления тормозного привода. Для обеспечения нормальной работы пневматического привода необходимо постоянно сливать конденсат из воздушных баллонов при помощи краников. При высокой влажности конденсат сливается ежедневно. Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора. 3.Проверяю крепление колес: Гайки крепления колес должны быть затянуты равномерно (через одну гайку) в два-три приема. Порядок затяжки гаек колеса с моментом 54-67 кгс.м. После 100-150 км. пробега следует проверить крепление колес и при необходимости подтянуть до указанного момента. Для затяжки используется ключ для гаек колес 27 мм. 4. Регулировка хода штоков тормозных камер: Ход штоков тормозных камер регулируйте при холодных тормозных барабанах и выключенном стояночном тормозе. Измеряйте ход штоков линейкой, установив ее параллельно штоку, оперев торцом в корпус тормозной камеры. Отметьте место нахождения крайней точки штока на шкале линейки. Нажмите тормозную педаль до упора (при номинальном давлении воздуха в системе) и снова отметьте нахождение этой же точки штока на шкале линейки. Разность полученных результатов даст ванн величину хода штока. Поворачивая ось червяка регулировочного рычага, установите ход штока тормозной камеры 20 мм. После регу­лировки убедиться, что при включении и выклю­чении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро, без заедания. Проверьте вращение барабанов. Они должны вращаться свободно и равномерно, не касаясь колодок. Необходимо, что бы штоки правых и левых камер на каждом мосту имели по возможности одинаковый ход (разница не более 2-3 мм) для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес.   Личный состав выполняет все необходимые операции по проверке, регулировке и исправлению найденных недостатков.     Л/с внешним осмотром проверяют состояние автомобиля     Л/с проверяет состояние, укладку и крепление табельного имущества     Л/с внешним осмотром проверяют состояние автомобиля спереди     Л/с проверяет состояние моторного отделения   Л/с осматривает автомобиль справа   Л/с проводит осмотр автомобиля сзади     Л/с осматривает автомобиль снизу и проверяет состояние крепления узлов и агрегатов   Л/с внешним осмотром проверяют состояние автомобиля слева   Л/с проверяет состояние узлов и агрегатов внутри кабины   Л/с проверяет работоспособ­ность сборочных единиц и автомобиля     Личный состав определяет расположение и назначение основных агрегатов и узлов тормозной системы автомобиля КАМАЗ 4310.     Личный состав слушает и записывает основные моменты, затем по указаниям руководителя проводят работы с автомобилем. Осматривают состояние шлангов и трубопроводов гидропривода, не допуская их перекручивания и контакта с острыми кромками других деталей. Сливают конденсат из ресиверов, отводя в сторону шток сливного крана (не в коем случае не тянут вниз и не жмут его вверх).   С помощью предоставленого материального обеспечения личный состав проводит затяжку гаек крепления колес.     С помощью предоставленого материального обеспечения (линейки и ключей) личный состав проводит регулировку хода штоков тормозных камер автомобиля.
Заключительная часть: 5 мин. Подвожу итоги занятия, объявляю оценки. Указываю на замеченные недостатки. Отвечаю на интересующие вопросы. Даю задание на самоподготовку. Обьявляю перерыв Личный состав в одношереножном строю.    

Руководитель занятия: студент Паршин В.В.

«___» _______________ 2010 г.

преподаватель цикла ППРАТ

п/п-к запаса Г.Антонов

«___» _____________ 2010г.

 

 

проведения занятия по эксплуатации военной автомобильной техники

 

Тема№7. Техническое обслуживание автомобильной техники.

Занятие№4. Проведение ТО-2 автомобиля ЗиЛ-131

Учебная цель: практическое проведение ТО-2 автомобиля ЗиЛ-131.

Учебные вопросы: - выполнить ТО -2 автомобиля ЗиЛ-131

- получить навыки работы с техникой

Время: 270 минут.

Место: автопарк.

Метод: практическое

Руководства и пособия:

1. Автомобиль ЗИЛ 131, М., Главное Бронетанковое управление, 2002г

2. Устройство автомобильной техники, Роговцев

3. Сборник технической документации постов ПТОР, Воениздат, 1981г

Материальное обеспечение: автомобиль ЗИЛ 131-1 ед.; сумка инструментальная малая; плакаты и стенды, посвященные ТО-2; комплект ЗИП.

Самара 2010 г.