Основные термины и понятия

План

Конспект 5. Основы теории потребления

  1. Общая и предельная полезность экономического блага. Потребительские предпочтения.
  2. Структура спроса. Функциональный и нефункциональный спрос.

Полезность блага –способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Предельная полезность – полезность каждой дополнительно потребляемой единицы блага.

Закон убывающей предельной полезности –потребляемые последовательно части и единицы блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность – каждой дополнительной единицы блага – неуклонно уменьшается (см. рис. 5).

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода).

Кривая безразличия –показываетальтернативные варианты потребления набора двух благ, обладающие одинаковой полезностью для потребителя (см. рис. 6).

Бюджетное ограничение –прямая, ограничивающая предпочтения потребителя, показывающая доступные наборы благ при данном уровне бюджета (см. рис. 6).

Предельная норма замещения – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор, без учета эффекта дохода.

Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага, без учета эффекта замещения. В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.

Товар Гиффена – это низкокачественный товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

Функциональный спрос –часть спроса, обусловленная потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу.

Нефункциональный спрос – часть спроса, обусловленная факторами, непосредственно не связанными с потребительскими качествами экономического блага.

Социальные эффекты спроса – связаны с внешними воздействиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп.

Эффект присоединения к большинству – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.

Эффект сноба – эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает.

Эффект Веблена – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую цену (престижное потребление).

Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос – незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза; спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.

Индивидуальный спрос – спрос одного лица, субъекта рынка.

Рыночный спрос – совокупный спрос на конкретном рынке.

Кривые Энгеля – показывают объемы потребления товаров различных групп, при разных уровнях доходов потребителя (см. рис. 7).