СХЕМЫ ОДНОСТОРОННИХ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ, УСТРОЙСТВА, ПОРЯДОК РАБОТЫ

НАЗНАЧЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ УСТРОЙСТВА И КЛАССИФИКАЦИЯ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

Поездная передаточная ведомость


 

Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонопотоков; формирования сквозных, участковых, сборных, вывозных и передаточных поездов. Кроме того, эти станции перерабатывают местные вагонопотоки. Также выполняют операции по обработке транзитных поездов без переработки, ремонт подвижного состава, экипировка локомотивов, осмотр. Пассажирские операции на сортировочных станциях выполняются в небольшом объеме (посадка и высадка пассажиров с пригородных и местных поездов у посадочных платформ, которые располагаются возле главных путей). Грузовые операции по погрузке и выгрузке грузов также выполняются в небольшом объеме на крайних путях сортировочного парка, на путях локомотивного хозяйства и вагонного хозяйства, на отдельных платформах между парками станции.

На сортировочной станции имеются устройства:

1) Парк приема (прием поездов, прибывших в расформирование);

2) Сортировочный парк (для накопления вагонов на составы и формирования поездов);

3) Парк отправления (для подготовки составов к отправлению и отправления);

4) Транзитные парки (для обработки транзитных поездов без переработки);

Группа, состоящая из парков приема, сортировки и отправления называется сортировочным комплектом.

5) Для расформирования составов имеется сортировочная горка большой или средней мощности, располагаемая между парком приема и сортировочным парком ( на отдельных станциях кроме основной горки имеется горка малой мощности для местных поездов);

6) Устройства локомотивного хозяйства и вагонного хозяйства, располагаемые параллельно парку приема или сортировочному парку;

7) Имеются вытяжные пути для расформирования и формирования составов; соединительные пути между парками; главные пути и подъездные пути промышленных предприятий.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ сортировочных станций.

I. По числу сортировочных комплектов:

1) односторонние;

2) двухсторонние (имеется два сортировочных комплекта, каждый из которых перерабатывает определенные направления).

II. По расположению парков:

1) с последовательным расположением парка приема, сортировочного парка и парка отправления;

2) с комбинированным расположением (например, парк приема и сортировочный парк расположены последовательно, а парк отправления – параллельно сортировочному);

3) с параллельным расположением всех парков.

III. По расположению относительно главных путей:

1) станции с объемлющим расположением главных путей;

2) с односторонним расположением главных путей;

3) с внутренним расположением главных путей.

IV. По размерам переработки:

1) станции малой мощности, которые перерабатывают от 200 до 2000 вагонов в сутки;

2) станции средней мощности, которые перерабатывают от 2000 до 5000 вагонов в сутки;

3) станции большой мощности, которые перерабатывают более 5000 вагонов в сутки.


 

Односторонняя сортировочная станция с последовательным расположением парков.

Парки приема, сортировки и отправления располагаются последовательно и обслуживают поезда всех направлений. Локомотивное и вагонное хозяйства располагаются на одной площадке параллельно сортировочному парку. Такое расположение сокращает число пробегов поездных и маневровых локомотивов. Возможно расположение локомотивного и вагонного хозяйства параллельно парку приема. В этом случае необходимо сооружение дополнительных экипировочных устройств параллельно сортировочному парку или парку отправления. Транзитные парки располагаются с обеих сторон парка отправления и парка приема. Наилучший вариант – возле парка отправления, т.к. на путях парка отправления и транзитного парка производятся аналогичные операции (обработка состава и отправление), и пути этих парков могут быть взаимозаменяемыми.

Односторонняя сортировочная станция с последовательным расположением парков имеет ряд ПРЕИМУЩЕСТВ: полная поточность операций, повышенная маневренность и перерабатывающая способность; и НЕДОСТАТКОВ: необходимость дополнительных затрат на сооружение путепроводных развязок и большая длина станционной площадки – 4-6 км.

У односторонней сортировочной станции комбинированного типа один из парков (приема или отправления) расположен параллельно сортировочному парку. Применяется при недостаточной длине станционной площадки. Наилучшим расположением является случай, когда приемо-отправочный и сортировочный парки расположены последовательно, а парк отправления – параллельно с сортировочным парком.

Локомотивное хозяйство располагается на одной площадке с парком приема, поэтому требуется строительство путепроводной развязки для связи локомотивного хозяйства и одного из парков отправления.

НЕДОСТАТКИ: сложность маневровых передвижений в хвостовой горловине сортировочного парка; множество пересечений поездных и маневровых маршрутов; ограниченная пропускная способность.

Односторонняя сортировочная станция с дополнительным сортировочно-группировочным парком кроме основных парков (приема, сортировки и отправления) имеет дополнительный сортировочно-группировочный парк для формирования поездов местного назначения (сборных, вывозных, передаточных). Между сортировочным парком и сортировочно-группировочным располагается дополнительная сортировочная горка малой мощности, которая облегчает работу основной горки по расформированию местных составов. Пути сортировочно-группировочного парка короче по сравнению с сортировочным. На горке малой мощности работает маневровый локомотив основной горки или локомотив, специально выделенный для этой работы.

Для сортировочной станции малой мощности допускается двухпарковая система (парк приема и последовательно ему расположенный сортировочный парк). Накопление вагонов на составы, формирование и подготовка их к отправлению производится на одних и тех же путях сортировочно-отправочного парка. Пути транзитного парка специализированы по направлению и располагаются по обе стороны парка приема. Локомотивное и вагонное хозяйства могут располагаться параллельно сортировочно-отправочному парку или парку приема.

Порядок работы. Транзитные без переработки поезда обрабатываются в транзитных парках, в соответствии с их направлением.

Транзитные с переработкой поезда обоих направлений поступают в объединенный парк приема, затем расформировываются на горке. Вагоны накапливаются на путях сортировочного парка, и после окончания формирования переставляются в парк отправления, где производится обработка по отправлению и отправление на линию.

Обработка местных вагонов производится на путях локомотивного и вагонного хозяйств, на подъездных путях, на отдельных площадках между парками, а также на крайних путях сортировочного парка.

 

Рисунок 31. Схемы односторонних сортировочных станций с последовательным расположением парков: