Тема 8. Социология политики

1. Понятие и концепции власти.

2. Государство как институт политической системы

3. Политические партии и партийные системы

4. Политическая культура человека и общества

5. Политическая модернизация: мировой опыт и российские проблемы

1. Понятие и концепции власти. Понятие и концепции власти. Категория "власть" - ключ к пониманию политических институтов, политических процессов и самой политики как одной. из важнейших сфер жизнедеятельности общества: в конечном счёте содержание политики сводится к борьбе за установление и осуществление государственной власти. В политической социологии сложились различные подходы (концепции) к определению власти: 1) бихевиористский: власть - особый тип поведения людей, их групп, основанный на возможности изменения их поведения другими субъектами; 2) телеологический: власть - это достижение определённых целей, связанных с мифами о власти; 3) инструменталистский: власть как возможность использования одними субъектами определённых средств воздействия на других (например, насилия); 4) структуралистский: власть - особого рода отношения между управляющими и управляемыми, это способ социальной организации, основанный на целесообразности разделения функций управления и использования; 5) психологический: тяга к власти - доминирующая черта человеческой психики (воля у одних - готовность подчиняться у других), власть как способность субъекта заставить кого-либо поступать нужным ему образом. (Макс Вебер: "Власть как возможность индивида осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других"); 6) функционалистский: власть - способность мобилизовать ресурсы общества для достижения целей, признаваемых обществом; 7) конфликтный: власть как возможность принятия субъектом решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях; 8) реляционистский: существует неравное распределение ресурсов в обществе и на этой основе возникает "рынок власти", где обладатели избыточных ресурсов передают их излишки' нуждающимся в обмен на желательное поведение и подчинение со стороны последних.

Несмотря на различие подходов, все в принципе согласны с тем, что власть - это особый вид социального взаимодействия. специфическое отношение как минимум двух сторон. одна из которых подчиняется распоряжениям другой; в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. (Созвучно с определением В.Даля: "Власть - это право, сила и воля над чем-то или кем-то, свобода действий и распоряжений, начальствование, управление. Властвовать - осуществлять господство, повелевать, распоряжаться... Власть даёт возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы").

Таким образом, власть всегда выступает как двухстороннее отношение (господство = подчинение) между объектом и субъектом; она немыслима без подчинения объекта субъекту. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: состояния подвластного объекта, характера предъявляемых к нему требований, от конкретной ситуации и средств воздействия, используемых властвующим субъектом, от его восприятия, наличия (отсутствия) у него авторитета.

Совокупность применяемых властвующим субъектом ресурсов образует механизм власти. Ресурсы власти определяют её потенциал и технологии. Часто основания и ресурсы власти классифицируют по сферам жизнедеятельности общества: экономические, общесоциальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные. Ресурсы власти производны от её оснований, но они шире и обладают относительной автономией. В их состав можно включить демографические, дипломатические, духовно-нравственные, психологические ресурсы.

Власть в обществе подразделяется на политическую, экономическую, духовно-информационную и т.д. Отличительные черты политической власти: а) легитимность в использовании силы и других средств воздействия в пределах страны; б) верховенство, обязательность её решений для всего общества и для всех других видов власти; в) публичность (всеобщность, безличность) -обращение к подвластным от имени общества с помощью закона; г) моноцентричность, т.е. один центр принятия решений (в отличие, например, от экономической власти); д) многообразие ресурсов.

По мере демократизации общества и развития общественного договора понятие власти усложняется. Сегодня власть - это не только отношение "господство = подчинение", но и договорённость учёта интересов находящихся в подчинении, отношение "распоряжение = принятие".

Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность. Политическая легитимность - это общественное признание власти и её права на управление. Легальность власти - это её нормативно-правовая закреплённость, узаконенность в соответствующих государственных документах. Легитимность - явление социально-политическое, легальность - юридическое. Легитимность и легальность власти чаще всего сопутствуют друг другу в период стабильного функционирования общества, когда плодотворно работают институты государства и гражданского общества, политика осуществляется с учётом общественного мнения, интересы групп согласуются путём достижения компромиссов. В периоды глубоких общественных преобразований легитимность и легальность далеко не всегда сочетаются между собой. Формирование новых общественных отношений и социальной структуры сопровождается ломкой законодательной системы, дезорганизацией институтов власти.

Легитимность как определённая степень совместимости власти и граждан, как мера доверия к ней - величина переменная; она во многом зависит от наличия (отсутствия) у власти реального авторитета. Показатели легитимности: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций и других акций в поддержку власти (оппозиции). Легитимность никогда не доходит до единодушия граждан в одобрении режима - в мире нет ни одной страны, где все граждане воспринимают существующую в ней власть как абсолютно легитимную. В любом обществе есть оппоненты режима, протестные субкультуры, аполитичные слои и большинство граждан, в той или иной степени убеждённых в легитимности власти.

Понятие "легитимность" впервые использовал М.Вебер. Он предложил различить три "идеального типа" легитимности и признавал наличие смешанной легитимности. Первый тип - традиционная легитимность, которая основывается на вере в обычаи и традиции, нередко освящается авторитетом патриархальных устоев. Второй тип - харизматическая легитимность (от греч. "харизма" -божественный дар). Этот тип основан на популярности политического деятеля, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Третий тип - рациональная легитимность - опирается на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Первые два типа легитимности характерны для государств с неразвитой политической системой, с невысоким уровнем экономического развития. Рациональная легитимность власти присуща государствам с демократическими режимами, высоким уровнем политической и экономической стабильности. Можно прогнозировать продолжительность рационально легитимной власти, опирающейся на законы и здравый смысл.

Помимо политических элит, в любом обществе существуют социальные и профессиональные группы, которые в силу своего особого положения являются своеобразными "центрами притяжения" власти. К числу таких групп (применительно к XIX-XX вв.) исследователи относят аристократию, плутократию, бюрократию, теократию, автократию, партократию, райтократию. технократию, кримократию. Очевидно, что в разных странах распределение власти между этими группами складывается по-разному. Это зависит от многих условий и факторов: уровня социально-экономического развития страны, её места в геополитическом пространстве, исторических, национально-культурных особенностей, политических традиций, степени зрелости гражданского общества.

 

2.Организационная сторона политики выражается в понятии "политическая система общества". Политическая система – это совокупность государственных и негосударственных организаций и отношений, посредством которых формируется и осуществляется политическая власть. Государство - основной институт политической системы, непосредственный субъект осуществления власти. Используя его, субъекты власти организуют, направляют и контролируют совместную деятельность и отношения индивидов, социальных групп и классов. Государство является официально признаваемой универсальной политической формой организации общества, характеризующейся наличием особой власти и суверенитета. Признаки государства: а) только оно обладает монопольным правом на осуществление власти по отношению ко всему населению и на всей территории страны; б) государственная власть предполагает существование особой категории людей, главным или единственным занятием которых является управление; в) это единственная политическая организация, обладающая правом принудительного подчинения своей власти посредством особых принудительных учреждений; г) государство обладает суверенитетом -верховенством внутри страны и независимостью вне её.

Внутреннее содержание современного (и более ранних) государства составляет борьба частных и общественных интересов. Выполнение внутренних и внешних функций обеспечивается системой государственных органов и учреждений, которая обычно именуется механизмом государства. В целом его структура одинакова для всех современных государств: везде имеются законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные органы (называться они могут в разных странах по-разному). Но имеются существенные различия в форме взаимоотношений этих структурных элементов государственного механизма. Отсюда разнообразие форм современных государств, в том числе по трём главным критериям.

Формы современного государства делятся по формам правления, формам государственного устройства и по формам политических режимов.

Формы правления делятся на монархии (абсолютные, конституционные) и республики (президентские, парламентские, президентско-парламентские).

Формы государственного устройства делятся на империи, конфедерации, федерации и унитарные государства.

Политические режимы делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные.

Форма правления - организация высшей государственной власти и система её взаимоотношений с населением. Организация высшей государственной власти включает состав высших органов государства, положение главы государства и систему их взаимоотношений между собой. Высшие органы государственной власти - это глава государства (монарх или президент), высший законодательный орган (парламент), правительство как высший орган исполнительной власти. Главный критерий формы правления - положение главы государства.

Монархия - власть передаётся по наследству и не производна ни от населения, ни от какого-либо государственного органа. Республика - глава государства сменяем; его власть производна либо от представительного органа, либо от населения. Сегодня в мире республик больше, чем монархий.

Абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ) характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. Большинство современных монархий - конституционные (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Япония и др.); полномочия монарха строго ограничены законодательными системами. Власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несёт ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной, а премьер является фактически главой государства. Как правило, монарх выполняет представительские функции на международной арене (в ряде стран он является верховным главнокомандующим). Монарх - верховный арбитр нации и символ её политического единства. Современные конституционные монархии устойчивы, обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.

Источниками власти в республиках является народное большинство, высшие органы власти избираются гражданами. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности.

1) Парламентская республика (Австралия, Германия, Греция, Индия, Италия, Швейцария и др.) - правительство формируется победившими на парламентских выборах партиями. Парламент по отношению к правительству осуществляет ряд функций: издаёт законы, утверждает гос.бюджет (устанавливает финансовые рамки деятельности правительства), осуществляет контроль над ним и может выразить ему вотум недоверия, что влечёт за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Парламент обычно представляет собственный вариант правительственных решений и всего политического курса. Правительство - исполнительная власть - обладает законодательной инициативой и правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и наиболее влиятельных представителей парламентского большинства. Тем самым обеспечивается контроль над парламентом и массовая партийная поддержка. Глава правительства (премьер-министр или канцлер) не является официально главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент занимает в ней более скромное место независимо от характера избрания - парламентом, собранием выборщиков или непосредственно народом. Его роль обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отличаясь от роли главы государства в конституционных монархиях. Однако он имеет право роспуска парламента, но лишь в особых случаях, связанных в основном с формированием правительства. Сам президент может быть смещён парламентом в исключительных случаях (нарушение конституции, государственная измена). Парламентская республика считается наиболее демократической формой правления, но отличается частой сменой правительств и внеочередными парламентскими выборами.

2) Президентская республика - во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим прямым или косвенным голосованием и сочетающий полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формируется не на основе парламентского большинства, а из состава той партии, к которой принадлежит сам президент; оно ответственно только перед ним. Отсутствует пост премьер-министра. Существует жесткое разделение властей, их значительная самостоятельность. У президента отсутствует право роспуска парламента, а парламент не может вынести правительству вотум недоверия. В случае серьёзных антиконституционных действий или преступлений со стороны президента ему может быть выражен импичмент - досрочное отстранение от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента законами и через утверждение бюджета. Президент обладает правом вето на решения парламента (преодоление вето требует не менее 2/3 голосов законодателей). Для успешного выполнения своих функций президент и парламент должны наладить взаимодействие, даже если оба института контролируются различными партиями.

3) Президентско-парламентская (смешанная) или полупрезидентская республика (Австрия, Болгария, Ирландия, Польша, Португалия, Финляндия, Франция и др.) сочетает в себе черты парламентской и президентской и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Её главная характерная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом. В качестве примера наиболее характерна Франция. Президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, но президент вправе распустить парламент при условии объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом вето на решения парламента, правом единоличного введения чрезвычайного положения (в период действия которого утрачивает право на роспуск парламента). Президент без согласования с парламентом, но учитывая расклад политических сил в нём, назначает премьер-министра, вместе с которым формирует правительство. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения. Сам президент не имеет права законодательной инициативы, но таковым пользуется премьер, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также путём вынесения ему вотума недоверия.

Форма государственного устройства - это внутри-территориальная организация государства, соотношение центра и мест, отдельных частей государства между собой и с центром. История знает такие формы государственного устройства, как империя и конфедерация (к настоящему времени не сохранились), унитарное государство и федерация.

Унитарное государство является исторически более древним, формируется, как правило, в странах экономически и национально однородных. Такое государство разделено на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и занимающие равное положение по отношению к центральным органам. Они не обладают политической самостоятельностью. Существуют одна конституция, единая система законодательства, единое гражданство, единая судебная система. Иногда в таких государствах (там, где имеется некоторое разнообразие национальных и социально-экономических отношений), допускается автономия отдельных частей, что означает расширение прав, но не меняет в целом унитарных принципов организации государства. Такие государства можно обозначить как усложнённые унитарные. Исходя из этого, с точки зрения внутреннего устройства все унитарные государства принято разделять на три группы. Первая - государства с жёсткой централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных (Греция, Ирландия, Исландия, Люксембург, Португалия). Вторая - относительно децентрализованные государства. В них территориальные единицы (земли, провинции, департаменты) обладают широкой автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, на политику центра они оказывают ограниченное влияние (Испания, Италия, Франция). Третья ("промежуточная") группа - полуцентрализованные государства. В них местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налогообразование, финансирование, лицензирование предприятий, социальное обеспечение и др.) они целиком зависят от центральных властей (Великобритания, Нидерланды, скандинавские страны).

Федерация - форма государственного устройства, при которой несколько государств образований, юридически обладающих определённой самостоятельностью (штаты, республики, кантоны, провинции), образуют одно союзное государство. Объединяющими началами выступают: единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, федеральное гражданство, федеральная конституция, федеральные органы власти и управления. Федеративный принцип призван обеспечить равноправное развитие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и иными особенностями; создать оптимальные возможности для выражения религиозных и иных интересов.

К числу федераций ныне относятся Австралия, Австрия, Бельгия,
Бразилия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ,
Швейцария. Практика показала, что федерации, созданные по
территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (СССР, Югославия, Чехословакия).

Кроме федераций, существуют и иные объединения государств.
Конфедерация - союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей (в компетенцию союза члены передают ограниченный круг вопросов, чаще всего в области внешнеполитической, военной, транспорта и связи, денежной системы) - проявила себя непрочной формой государственного объединения.

Функциональную сторону государства выражает понятие "политический режим", которое характеризует тип полит. системы с точки зрения содержания деятельности её институтов, методов полит. руководства. Само понятие подразумевает наличие той или иной степени полит. свободы, политико-правовое положение личности и в особенности - методы деятельности государственных органов. Выделяют демократические и диктаторские режимы.

В XX в. стали различать два типа политических режимов диктаторского толка - авторитарный и тоталитарный.Признаки тоталитаризма: 1) полное забвение принципа разделения властей; парламент превращается в придаток исполнительной власти; 2) единственная массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером; парт. организации пронизывают всю общественную структуру (формируются на производстве, по месту жительства); в партии -"монолитное единство", недопущение фракций; 3) сращивание государственного и партийного аппаратов, образование номенклатуры; 4) права государства приоритетны над правами личности; принцип "запрещено всё, что не разрешено государством", последнее берёт на себя ряд функций в социальной сфере; 5) господство официальной идеологии, подавление всяких проявлений "чуждой"; "тоталитаризм - идеология у власти и её проникновение во все сферы общественной жизни"; при этом режим объявляет себя вечным; 6) история трактуется как поступательное движение к "великой цели" ("коммунизм - светлое будущее", "мировое господство высшей расы"), базируясь на социальных мифах; 7) монополия государства на средства массовой информации; 8) гипертрофия армии и силовых структур, часто - милитаризация государственного аппарата; особая система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе, применение широкомасштабных репрессий; 9) жёсткая централизация управления экономикой, часто - широкомасштабная национализация экономики; 10) полит. социализация направлена на формирование "нового человека", преданного государству душой и телом, убеждённого, что "государство - источник всех благ"; 11) государственное устройство, по сути, всегда унитарно, ограничены права национальных меньшинств; 12) во внешних отношениях - агрессивность, попытки навязать свою идеологию, свои доктрины остальному миру.

Авторитаризм - политический режим, установленный или навязанный, является формой власти, которая сосредоточена в руках одного человека или органа. Это диктатура личности или группы, ограничивающих или не допускающих основную массу населения к управлению государством.

Демократия как политический режим характеризуется отказом от полит. насилия и диктатуры, признанием народного суверенитета, поиском консенсуса и готовностью к компромиссам. Выделяют две исторические формы демократического государства: античная демократия и европейская демократия Нового времени. В Античном мире под демократией подразумевалось непосредственное участие народа в управлении государством. Отмечалось 5 признаков демократии: всеобшее равноправие, отсутствие деспотизма, выборы на должности по жребию, ответственность выборных лиц, решение важнейших дел на народном собрании. Отличия античного понимания демократии от современного: а) демократическое государственное устройство не гарантировало свободу личности, которая рассматривалась как часть государства (общество-государство-индивид выступали в нерасчленённом виде); б) как естественное воспринималось существование рабства и сословное деление свободных граждан. Многие символы демократии пришли к нам из времён Древней Греции и Рима: идеи верховенства закона, равенства граждан перед законом, равенства политических прав.

Основные____компоненты____современной ("либеральной", "плюралистической") демократии: 1) Политическая власть легитимна и
осуществляется в соответствии с законами. Общество выбирает конкретных
носителей власти и контролирует их; 2) Ветви власти (законодательная,
исполнительная, судебная) независимы и сдерживают друг друга, отражают
баланс социальных сил; 3) юридически закреплены и в полном объёме
реализуются права человека, свобода личности; исходный принцип: "разрешено всё, что не запрещено законом"; 4) обязанность большинства - уважение к оппозиции, её право на свободу критики и право сменять, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти (оппозиция в современном обществе - "сторожевой пёс" демократии, защитница граждан от посягательства властей на их права); 5) реальная многопартийность; 6) СМИ независимы от государственной цензуры (самоцензура), общество признаёт в них "четвёртую власть"; 7) нет официальной идеологии; плюрализм, соперничество идеологических течений при сохранении общенациональных мировоззренческих ценностей; 8) открытость элит, высокая социальная мобильность, обратное воздействие масс на элиты (избирательные кампании и т.п.); 9) армия, силовые структуры, спец. службы - под контролем парламента, полит. партий, СМИ; внутренний правопорядок обеспечивается, прежде всего, полицией и судебной системой; 10) независимо от формы государственного устройства власть "на местах" имеет большие полномочия; в полном объёме обеспечиваются права национальных меньшинств; 11) во внешней политике - открытость, готовность к различным формам межгосударственного сотрудничества.

Демократический политический режим - база гражданского общества и правового государства; он даёт возможность стремления к личной свободе индивида с реализацией принципов законности. Этот режим устойчив, т.к. имеет глубокие гуманитарные и социальные корни и традиции; он придаёт социальной системе динамизм.

 

3.Этимологически термин партия означает «часть» (чёго-то целого, явления или процесса). Полит. партия - продукт длительного исторического развития. Это понятие уже в древнем мире использовалось для обозначения групп политических союзников, объединённых вокруг лидера, или групп людей, управляющих государством. В массовом порядке партии стали возникать с включением всё большего числа населения в процесс выборов представительных органов власти. Особую интенсивность этот процесс получил во второй половине XIX в. Сегодня в мире существует более 500 партий. Политическая партия - это организованное объединение части населения на основе определённой полит. программы для участия в организации власти и руководстве государственными делами. Отличия полит. партий от любых других общественных формирований: 1) особые организационные принципы; 2) идеология, выраженная в полит. программе; 3) стремление к реализации своих целей посредством борьбы за государственную власть. В своём развитии партии обычно проходят три этапа: партии как узкие группировки единомышленников; полит. клубы; партии как относительно массовые организации. Функции полит. партий: участвуют в полит. социализации, выражают и объединяют интересы, вырабатывают полит. решения в виде программ, являются важным элементом предвыборных кампаний. Партии формируют лидеров, выдвигают и поддерживают их в борьбе за власть. Из числа своих деятелей партии формируют правительства. "Партии - коллективные интеллигенты больших социальных групп" (А.Грамши). Партии участвуют в формировании полит. элит; им принадлежит существенная роль в идеологической жизни, в организации населения для полит. деятельности.

Существуют различные критерии типологизации политических партий. Тип партии - это система её существенных признаков, в которых выражается социальная природа партии, её идейная основа, главная социально-ролевая функция, особенности внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Иногда при типологии партий используют один наиболее существенный признак и из него выводят остальные характеристики. Если распределить партии по социальному признаку (по тем интересам, которые они выражают), можно выделить классовые, межклассовые, смешанные партии. Существуют партии буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские, рабочие, партии интеллигенции и служащих. Как правило, социальный состав партий более широк, чем их социальная предрасположенность. Часть партий вообще не пытается выражать прямо интересы определённых социальных групп, а говорит об интересах всего общества, пытаясь получить большое число голосов на выборах. Ряд партий ограничивают свою деятельность и идеологию сугубо национальными предпочтениями, абсолютизируя национальный фактор в политике.

По идейно-теоретическому признаку партии разделяют на либеральные, консервативные, социалистические, коммунистические, клерикальные, националистические. Часто идеологическая ориентация прямо выражена в названиях партий: Либеральная и Консервативная партии Великобритании, Христианско-демократическая партия ФРГ, Либерально-демократическая партия Японии и т.д. Иногда, чтобы подчеркнуть особую предрасположенность ряда партий к идеологии, их выделяют в особую группу фанатичных партий. Таковы коммунистические, фундаменталистские, религиозные (в ряде стран Востока), фашистские партии.

Выделяют кадровые и массовые партии (такой подход был предложен М. Дюверже в 50-е гг. и сегодня получил широкое распространение). К кадровым относятся Республиканская и Демократическая партии США, к массовым, например, социалистические и социал-демократические европейские партии. Характеристики кадровых партий: фиксированное членство в них невелико (ограничено функционерами), либо вообще отсутствует; к членам партии относятся все, кто голосует за неё на выборах, поддерживает её материально, выступает на организуемых её собраниях, митингах и т.д.; деятельность партий обычно ограничена предвыборной борьбой, они относительно пассивны между выборами; первичные организации пользуются значительной внутрипартийной свободой, а члены не испытывают особой зависимости от своих организаций.

Массовые партии более централизованы (отсюда выше их мобилизационный потенциал); имеют фиксированное индивидуальное членство с более жёсткой зависимостью отдельных членов от первичных организаций; проводят активную повседневную идеологическую и организационную работу; отмечается большая зависимость деятельности партийных фракций в парламентах от решений центральных партийных органов; механизм отбора парт. лидеров многоступенчат, и чем выше находится лидер в партийной иерархии, тем большую опасность приобретает его отрыв (с ближайшим окружением) от основной массы членов партии. (Закон олигархизации партий Р.Михельса).

Со времён Великой Французской революции деление политических сил на "левое", "правое" и "центр" стало общепринятым. Традиция закрепила за левыми партиями их предрасположенность к радикально-революционным методам деятельности, к социалистической и коммунистической идеологии. Правые партии - консервативные, буржуазные политические силы, ориентирующиеся на стабильность и отрицательно относящиеся к революциям. Центр занимают умеренные силы, стремящиеся к компромиссам, сотрудничеству, примирению крайних полит. полюсов. Такое деление является относительным и довольно подвижным, особенно для партий колеблющихся или расположенных "слева" и "справа", но ближе к "центру".

Совокупность легально действующих партий и отношений между ними определяется понятием "партийная система". Партийные системы формируются под воздействием разнообразных условий. Ясно, что там, где имеется огромное разнообразие социально-политических интересов, значительную часть которых невозможно или трудно объединить, формируется множество партий и организаций. Особенно это характерно для развивающихся стран и стран, находящихся в процессе кризиса и ослабления единства. В них наблюдается крайняя форма партийной раздробленности. Особое значение имеют исторические особенности стран, традиции демократических институтов. Там, где партии добиваются власти посредством выборов, на число партий и их взаимоотношений между собой оказывает большое влияние характер избирательной системы. Установлено, что пропорциональная система выборов (каждая партия получает количество депутатских мест пропорционально числу полученных голосов избирателей) влечёт за собой формирование большого числа мелких, неподвижных партий, т.к. возникает возможность вхождения в парламент любой партии. Если же устанавливается, в рамках пропорциональной системы, "проходной барьер" (например, не менее 5% голосов избирателей), число партий заметно уменьшается или идёт их блокирование. Система, при которой голосование проводится в два тура и необходимо набрать более 1/2 голосов избирателей (мажоритарная система в два тура), формирует множество относительно подвижных партий. Если голосование проводится в один тур и необходимо набрать относительное большинство голосов (мажоритарная система в один тур), возникает система с чередованием крупных независимых партий. Примерами систем с пропорциональными представительствами являются Италия и ФРГ, мажоритарной в один тур - США, Великобритания, Канада. В России выборы проходят по пропорциональной системе.

В различных странах в зависимости от числа партий, степени
поляризованности их соотношений и раздробленности партийной системы
можно отметить различную степень политического плюрализма. Тотальная
монополия существует в странах с руководящей ролью одной компартии (Куба, КНДР, бывш. СССР). Концентрированный плюрализм характерен для стран многопартийных, где фактически доминирует одна партия (Мексика, Япония, Индия).

При двухпартийной системе отмечается альтернативный
концентрированный плюрализм (США, Великобритания). В многопартийных системах с возможностью формирования блоков политический плюрализм включает альтернативность и фрагментарность (Италия, Франция, ФРГ). В системах с большим числом конкурирующих партий политический плюрализм может приобретать крайние формы. К числу таковых относятся (либо относились до недавнего времени) партийные системы многих постсоциалистических стран, включая Россию. Существующая в России партийная система ориентирована на содействие представителям элиты, стремящимся через выборы институонализировать своё участие в публичной политике. Партии существуют в основном за счёт средств банков и финансово-промышленных структур, которые стремятся заручиться поддержкой наиболее перспективных претендентов на власть, и уже сегодня используют их в качестве лоббистов своих интересов.

По мнению большинства специалистов, в обозримой перспективе вероятность превращения российских партий в существенный фактор политической и гражданской жизни незначительна. Слабость партий компенсируется формированием сети групп интересов, лоббирования и давления. Это свидетельствует о складывании в России элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии.

Факторы, негативным образом воздействующие на парт. строительство: 1) относительная неразвитость демократической полит. культуры и гражданского общества; 2) специфика протекания российского транзита, когда политические изменения опережают экономическую трансформацию; 3) слабость воздействия партий и парламента на исполнительную власть; 4) особенности российской избирательной системы, слабо способствующей консолидации партий; 5) федеративное устройство страны (в федерациях учреждение и консолидация партий протекают значительно труднее, чем в унитарных государствах). Однако за последние два-три года в развитии России появилось немало позитивных моментов (экономических, правовых, политических), дающих основание властям утверждать о возможности формирования более стабильной и дееспособной партийной системы.

 

4.Существенное влияние на функционирование политической системы оказывает политическая культура. Именно она определяет характер протекания полит. процесса, поведения в нём различных групп общества. Ввиду сложности феномена полит. культуры существуют многочисленные его интерпретации. Одно из наиболее популярных определений полит. культуры - это комплекс относительно устойчивых представлений социальных общностей и индивидов о политике, совокупность моделей поведения в сфере политических отношений. Основные компоненты политической культуры: а) ценности, составляющие мотивационный базис политики; б) нормы, регулирующие переход от ценностей к конкретным средствам; в) символы, т.е. условные образы важнейших полит. идеалов (гербы государств, национальные флаги, ордена, эмблемы партий и т.п.); г) традиции, передающиеся из поколения в поколение модели политического поведения; д) средства реализации полит. ориентаций.

Политическая культура - существенная часть культуры каждой нации, включающая те элементы последней, которые связаны с полит. процессом. Она испытывает влияние социокультурных, национальных, религиозных традиций, обычаев, стереотипов поведения и мышления, моральных установок. Важной характеристикой каждой полит. культуры является её степень однородности. Разнообразие потребностей и интересов разных групп формирует субкультуры: социальные, этнические, конфессиональные, региональные, возрастные. По степени согласованности во взаимоотношениях политических субкультур выделяют два типа полит. культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную). Существуют и другие критерии классификации политических культур: базовые ценности полит. процесса (культура высокой гражданственности, элитарная, архаическая); приоритет регуляционных механизмов (рыночный или бюрократический тип политической культуры); по характеру поведения людей в политической системе (патриархальный, подданический и активистский типы политической культуры). Различают также конфликтную политическую культуру и политическую культуру согласия. По этим критериям можно довольно подробно определить характерные черты англо-американской, французской, российской и любой другой политической культуры. Так, например, для политической культуры США характерны деидеологизированные ориентации граждан, низкая полит. активность уважение к правящей элите, использование легитимных форм полит. участия, религиозность, законопослушность, патриотизм и т.д.

Специфика политической культуры России обусловлена евразийским геополитическим положением страны, концентрацией и централизацией власти, скреплявшей в единый организм конгломерат регионов и народов, слабостью механизмов самоуправления и самоорганизации, доминировавшими коллективными формами образа жизни. В её формировании участвовали различные этноконфессиональные и социокультурные группы; каждая из них вносила опыт, ценности, традиции, предрассудки. На Россию не оказали существенного влияния те механизмы социальной эволюции, которые на Западе порождали гражданское общество и активистские полит. организации - частная собственность, рынок, конкуренция.

В политической культуре российского общества преобладают ценности подданического типа. Они отражают ориентацию значительной части населения на авторитарное правление и патронаж со стороны государства, неразвитость общегражданских позиций. Эти ценности ограничивают возможности усвоения опыта демократического развития, восприятия ценностей либерализма - рынка, частной собственности, конкуренции. Лишь у части городского населения, в среде предпринимателей и интеллигенции произошла переориентация на ценности рынка и демократии. Именно эти слои оказывают наибольшую социокультурную и политическую поддержку реформирования общества. Представители индивидуалистской ментальности преимущественно голосуют за правые партии.

В последние годы в содержании политической культуры российского общества произошли определённые изменения: 1. Формируется отношение к плюрализму как необходимому качеству политического процесса, важной гарантии обеспечения прав и свобод человека, открыто выражаются различные ориентации, сопоставляются позиции политических сил, ведётся полемика по наиболее острым вопросам бытия. 2. Набирает силу тенденция к консенсуальности общества. С сентября 1993 г. удаётся избегать сколь-либо серьёзных политических потрясений. Основные политические силы ориентируются на сохранение главных достижений демократии - права избирать, права на предпринимательскую деятельность, права выезда и возвращения. Стремление элит к консолидации совпадает со стремлением общества к стабильности.

Происходящему в России процессу смены политико-культурной парадигмы, видимо, будут присущи те же закономерности, которые проявили себя в опыте Испании, Португалии, Греции, Чили, а ещё раньше - в Германии, Италии и Японии: а) длительность, связанная с выдвижением на авансцену новых поколений и постепенным уходом старых; б) совмещение и наслоение в сознании людей элементов старой и новой полит. культур, что делает полит. культуру смешанной, фрагментарной; в) пространственная и временная неравномерность политико-культурной эволюции, которая в мегаполисах происходит более форсированно.

Таким образом, одна из важнейших задач реформирования Российского государства и общества - преобразование полит. культуры на основе демократических ценностей. Власть должна обеспечить сосуществование различных идеологий и стилей гражданского поведения, способствовать формированию ориентаций интегрального типа, ограничивая влияние политических экстремистов.

 

5.Исторически модернизация - это изменения в направлении тех типов социальной, экономической и политической систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XIX вв. и затем распространились на другие европейские страны, а в Х1Х-ХХ вв. - на южноамериканский, азиатский и африканский континенты. Типы модернизации: 1. "Первичная" - охватывает эпоху первой промышленной революции; разрушение традиционных наследственных привилегий, провозглашение равных гражданских прав, демократизация и т.п. 2. "Вторичная", "отражённая", модернизация "вдогонку", основным её фактором выступают социокультурные контакты отставших в своём развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры.

"Первичная" модернизация (Западная Европа, США, Канада) представляла собой непрерывный процесс, начавшийся в эпоху Возрождения и продолжавшийся до наших дней, хотя его развитие отмечено зигзагами типа правления Гитлера и Муссолини. При этом сначала шла модернизация в духовной сфере (Реформация, Возрождение, Просвещение), затем модернизировалась экономика, т.е. вызревали реальные интересы в обществе и происходила дифференциация форм собственности; в результате образовывалась новая горизонтальная структура - гражданское общество, и тогда уже осуществлялось изменение политической системы, закрепление в ней представительства реальных социальных интересов.

"Вторичная", "догоняющая" модернизация (Россия, Бразилия, Турция, Португалия) предполагает, что одни элементы общества "убежали" вперёд, более-менее соответствуют развитию в передовых странах, а другие ещё не "выросли", отстают в своём развитии или вовсе отсутствуют. Для стран "догоняющей" модернизации характерен "синдром развивающегося общества" - общества, где в экономической и социальной сферах постоянно воспроизводится тенденция разрыва, разрушения, а не органичной новации, присущей обществам развитым.

Политическая модернизация - это возрастание способности полит. системы постоянно и успешно адаптироваться к новым социальным целям и создавать новые виды институтов, обеспечивающих контроль за ресурсами (человеческими, материальными и др.) и каналы для эффективного диалога между правительством и населением.

Черты политической модернизации: 1) создание дифференцированной политической структуры с высокой специализацией полит. институтов; 2) возрастание согласования интересов с помощью заинтересованных групп ("группы давления"); 3) возникновение и быстрое увеличение рациональной полит. бюрократии; 4) ослабление традиционных элит и их легитимности, замена традиционных элит модернистскими и т.д.

Типы модернизаторских элит (типология отражает различное отношение правящих групп к реформам): 1) Традиционная элита: её власть вытекает из исторически сложившегося статуса и связана с одной из доминирующих форм собственности; она не расположена менять то, что могло бы угрожать её экономическому и социальному положению; 2) Либеральная элита выступает за реформирование традиционно ориентированной экономики, полит. системы и общества в целом; её представители рекрутируются обычно из средних слоёв, особенно из тех, кто закончил западноевропейские и американские университеты; 3) Авторитарные лидеры (как и либералы) принимают демократические идеалы и цели, но не верят в возможность их достижения с использованием основных черт западной системы; они различают "формальную" ("процедурную") демократию (альтернативные выборы, парламент, организованная оппозиция, группы давления) и "реальную" демократию (равные возможности, экономическое развитие и нравственное возрождение); могут пойти на либерализацию отдельных структур социальной, экономической и политической жизни, которая не ведёт к перераспределению власти в пользу оппозиции; 4) Радикальные руководители выступают за индустриализацию, но за счёт либеральных ценностей (прав человека, политических свобод); выше всего они ставят коллективные цели для общества и дисциплину масс для достижения этих целей; радикалы стремятся к более быстрым изменениям с большим социальным контролем и дисциплиной, они выходят из менее обеспеченных слоёв, более подозрительны к Западу.

"Золотой закон" политического развития, открытый французским учёным и общественным деятелем Токвилем на примере Великой Французской революции: "самый быстрый путь к свободе ведёт к наихудшей форме рабства". Он считал, что нет ничего опаснее для страны, где нет традиций демократии и свободы, чем слишком быстрые реформы и изменения. В этих случаях процесс модернизации может выйти из-под контроля. Народу не хватает времени освоить новшества, он не готов к новой системе, а изменения не успевают институционализироваться и закрепиться. По мнению С. Хангтингтона (США), в этих условиях участие масс в политике обгоняет развитие полит. институтов общества, которые могли бы обеспечить баланс интересов различных слоёв и направить высвобождающуюся энергию в общественно приемлемые формы. Бурный поток, направленный на разрушение старой системы, не удаётся затем остановить и регулировать. Сильная поляризация общества, отсутствие устойчивого политического центра и социальных сил, стоящих за этим центром, не способствует введению начавшегося движения в разумные демократические рамки. Этот процесс неминуемо ведёт к охлократии, к худшей форме тирании - тирании черни. Токвиль предупреждал, что в результате быстрой демократизации и завоевания свобод может быть установлена ещё более жёсткая тирания, которая придёт на смену охлократии.

Зрелая демократия возникает не сразу, а через одно-два поколения, когда происходят существенные изменения в полит. культуре и приверженность демократическому способу урегулирования конфликтов приобретает силу традиции. Попытка проведения реформ без учёта исторических предпосылок, существующей социально-экономической структуры, степени плюрализма субкультур, полит. культуры разных слоёв общества ведёт к дискредитации властей и затрудняет легитимацию демократии.

Переходный период в современной России - ситуация активной "запаздывающей модернизации" сверху, политическим путём, структурной перестройки экономики, попыток включиться в новую технологическую волну. Главная задача - не попасть в порочный круг "рецидивирующей" модернизации, постоянно находить оптимум темпов экономических и политических реформ и приемлемой социальной их цены. "Запаздывающая" модернизация не признаёт классического "оптимума по Парето", когда никто не проигрывает, но кто-то ещё и выигрывает. В этих условиях социальное управление обычно отслеживает несколько основных моментов: 1) пытается определить, насколько влиятельны, "опасны" для социальной стабильности проигрывающие группы, и в зависимости от этого компенсирует их проигрыш; 2) по возможности сопротивляется давлению всех групп, но особенно - находящихся на правом и левом политических флангах, поскольку они предлагают, как правило, наименее устойчивый баланс интересов; 3) спешит стабилизировать экономические структуры. Это особенно важно, т.к. только на основе таких структур формируются рациональные групповые интересы и группы давления, способные к достижению устойчивого баланса; 4) усиливая демократические институты, формирует плюралистическое общество, где полит. процессы являются выражением упорядоченного взаимодействия организованных и осознанных групповых интересов.

Главная особенность посткоммунистических обществ - представительные парламентские органы возникают и начинают действовать при отсутствии современной рыночной экономики и гражданского общества, т.е. при отсутствии достаточно развитой и расчленённой структуры экономических и социально-политических интересов и соответствующих им организаций. Т.е. речь идёт об обществе, где (почти) отсутствуют частные и групповые производительные интересы, а господствуют интересы потребительские. В этих условиях посткоммунистическая демократия, вынужденная осуществлять непопулярные меры, таит в себе опасность порождать недоверие к самой идее демократии, вызывать разочарование в ней и провоцировать поиск иных, альтернативных ей, ценностей.

До середины 50-х гг. полит. режим в СССР был "идеально" тоталитарен. После XX съезда КПСС (1956 г.) в экономике и политике сохраняется тоталитаризм, но в духовной сфере воцаряется классический авторитаризм: режим негласно заявляет о готовности не вмешиваться во внутреннюю жизнь тех, кто публично не выступает против власти и её официальных догматов. Наряду с официальной стала развиваться неофициальная культура. В 60-е -начале 80-х гг. происходит разложение тоталитарных структур. Нарастает урбанизация страны, формируется "теневая" экономика, складывается "диссидентское движение" и т.д. Всё более массивные области жизни уходят из-под контроля. Меняется и политический идеал: тоталитарная личность с её энтузиазмом и скромностью уходит в прошлое. Люди уходят в различные формы "социальной обороны" (семья, хобби, клубы по интересам, мафиозные структуры, национальные движения и т.д.). Но ни власть, ни общество не предлагали политической альтернативы. В то же время народ и власть уже более не были монолитом, а распадались на большие и малые группы, живущие внутренними интересами: одни пытались игнорировать власть (интеллигенция), другие (более успешно) старались освоить и подчинить власть (деятели "теневой" экономики). Символом разложения тоталитаризма и вытеснения его иным типом власти - авторитаризмом, стал приход к власти Ю.Андропова (1982 г.). Он достаточно хорошо понимал отношение народа к власти: любви нет и не стоит её добиваться, достаточно требовать послушания. Предложенный им рецепт: все наши беды от некомпетентности, коррупции и безделья.

Война в Афганистане, нарастание дефицита, серия катастроф (Чернобыль), коррупция, всеобщие признаки экологического кризиса, выход на нулевой экономический рост обусловили в конечном счёте либерализацию М.Горбачёва (1985-1991 гг.). Доминирующий принцип либерализации -позволено всё, что не ведёт к смене власти. Власть позволяет обществу и различным социальным группам влиять на принимаемые решения, сами же решения остаются прерогативой власти. Общество может влиять, но не может выбирать, может советовать, но не может требовать, может думать, но не может решать. Либеральное сознание преувеличивает роль гласности, просвещения, нравственности и вообще человеческого фактора. Недооценивается роль формальных структур власти, правовых и демократических процедур. Главное - убедить власть и воспитать народ, всё остальное приложится. Правящая элита идёт на признание демократической конкуренции с сохранением за собой контроля над государственной властью.

В конце 80-х гг. в правящей элите возникли два течения: сторонники "жёсткой линии" (группа Е. Лигачёва) с лозунгом "возродим ленинскую концепцию социализма"; приверженцы "мягкой линии" (группа А. Яковлева) – за приоритет "общечеловеческих ценностей". В условиях кризиса легитимности власти растёт правозащитное движение, появляются независимые профсоюзы, оформляется политическая оппозиция. Правящая элита идёт на признание демократической конкуренции с сохранением за собой контроля за государственной властью (выборы 1989 г.).

В условиях либерализации политические изменения свелись к смене элит и ориентаций. Формирующиеся новые полит. институты носили во многом декоративный характер. В экономической сфере происходила имитация реформ. Возникающие новые экономические отношения не имели широкого распространения и находились под жёстким административным контролем государства. Существенный момент либерализации - плюрализм в духовной сфере, но он пробуждает значительные социальные ожидания людей, которые, не имея возможности реализовываться в экономике, политизируются и создают в конечном итоге политически нестабильное, а в социальном плане непредсказуемое общество.

В России реформирование политической системы совпадает по времени с реальными рыночными преобразованиями экономики. Новая система начала формироваться в условиях, по существу, мгновенного разрушения СССР. Из-за размеров страны, разнообразия регионов, многоликости её этноконфессионального состава, последствий тоталитаризма и т.д. этот процесс протекает с множеством коллизий и пока далёк от завершения. Однако уже сегодня можно сделать некоторые выводы.

В России политические реформы усилили влияние бюрократии, в результате чего она оказалась практически единственной общественной силой, от действий которой зависит эффективность власти. Уникальность российской ситуации определяется рядом факторов:

1. Отсутствие сколько-нибудь значительного политического контроля над действиями администраторов;

2. Центральная исполнительная власть выступает единственным источником экономических и политических реформ;

3. Слабость политических организаций, представляющих социально-экономические интересы различных групп общества.

Абсолютизация независимости как от общества, так и от представительных органов привела к фрагментарности власти, которая принципиально отличается от западного плюрализма своей слабой институализированностью. Опыт реформ показал, что успешное формирование политической системы, адекватной требованиям времени возможно двумя путями при их оптимальном сочетании: а) сверху - путём строительства сильного, с авторитарными чертами, государства; б) снизу - путём создания гражданского общества (через социальную самоидентификацию различных групп, создание ткани естественного саморегулирования общества).

 

Контрольные вопросы:

 

1.В чем смысл политики, каковы ее функции?

2.У значительной части общества индифферентное и даже нигилистское отношение к политике. Однако без политики не обходится ни одно общество. Почему?

3.Что такое «политическая система» и какой аспект политики она отражает?

4.Что такое государство и каковы его функции?

5.Каковы виды государственного устройства?

6.Какие типы республик существуют?

7.В какой республике президент обладает большими полномочиями: президентской или смешанной?

8.Может ли в президентской республике президент распускать парламент?

9.Что такое импичмент?

10.Какую сторону деятельности государства и политической системы выражает понятие «политический режим»?

11.Что лежит в основе классификации политических режимов?

12.Какие свойства присущи авторитарному режиму?

13.Каковы основные принципы демократического политического режима?

14.Что такое реальная и идеальная демократия?

15.Что такое политическая социализация и как человек может оказывать влияние

на свою политическую социализацию?

16.Какой аспект политики характеризует политическая культура?

17.Что такое политическая культура? Какие элементы она включает?

18.Какая модель политической культуры с большим основанием может быть применена сегодня к России?

19.Каково социальное положение и государственность современной России?

 

ТЕСТ:

 

1.Укажите, какое из определений наиболее точно выражает сущность политики: 1) Политика – это сфера управления; 2) Политика – это когда одни люди подчиняются другим людям;

3) Политика – это деятельность и отношения людей по поводу государственной власти;

4) Политика – это установление целей общественного развития.

 

2.Определите, что входит в политическую систему общества. В политическую систему общества входят:

1) политические партии; 2) государство; 3) семья; 4) средства массовой информации; 5) нации; 6) классы; 7) город.

 

3.Укажите правильно, что означает политическая социализация:

1) воздействие государства на экономику;

2) деятельность партии по завоеванию власти;

3) процесс приобщения к политическим ценностям;

4) процесс воспитания детей в семье.

 

4.Укажите правильный ответ: Политическая социализация:

1) проходит только в детстве; 2) проходит только в юности; 3) начинается с момента, когда человек становится полностью самостоятельным; 4) сопровождает человека всю жизнь.

 

5.Политическая социализация:

1) означает, что человек приобретает политические качества стихийно; 2) это целенаправленный процесс со стороны государства, политических партий; 3) происходит тогда, когда человек сам влияет на приобщение к политическим ценностям;

4) человек рождается с набором политических качеств, а потом он их просто развивает.

 

6.Определите, какие суждения являются правильными, а какие нет:

1) Политическая система общества – это система государственных органов. 2) В политическую систему входят все организации, которые существуют в обществе;

3) В политическую систему включаются только те организации, которые созданы только для политических целей;

4) В политическую систему включены государство и те организации, которые занимается политической деятельностью;

5) Политическая культура не входит в политическую систему.

 

7.Какова, на ваш взгляд, главная причина, по которой все люди следуют нормам государственных законов:

1) привычка; 2) безразличие; 3) чувство совести; 4) боязнь санкций.

8.Какие из суждений являются правильными:

1) Все партии делятся только по классовому признаку;

2) Все партии имеют индивидуальное фиксированное членство;

3) Все партии имеют целью борьбу за государственную власть;

4) Некоторые партии ограничивают свою деятельность только выборами.

 

9.Какие из ниже перечисленных партий относятся к массовым партиям:

1) Демократическая партия США;

2) Лейбористская партия Великобритании;

3) Социал-демократическая партия Германии;

4) Французская коммунистическая партия.

 

10.Какое суждение является правильным?

1) Во Франции существует двухпартийная система;

2) В Индии существует однопартийная система;

3) В Соединенных Штатах существует многопартийная система;

4) В ФРГ существует двухблоковая многопартийная система.

 

11.Какая форма правления существует в России? Подтвердите свои рассуждения Конституцией РФ.

 

12.Определите, какие суждения выражает содержание президентской формы правления:

1) в государстве имеется президент;

2) президент имеет право распускать парламент;

3) президент является главой государства и правительства;

4) президент не может быть привлечен к ответственности.

 

13.Правительство формируется из членов партий, получивших большинство на выборах в парламент страны. Какой форме правления это свойственно?

 

14.Какие суждения неверны для демократических политических режимов?

1) Все демократические режимы соблюдает права человека;

2) Все демократические режимы допускают существование оппозиции правящим партиям;

3) Все демократические режимы характеризуются разделением властей;

4) Все демократические режимы основываются на президентской форме правления.

5) Для демократических режимов характерно федеративное, а не унитарное государственное устройство.

 

15.Опровергните или подтвердите суждение: «Все авторитарные политические режимы возникают в слабо развитых в социально-экономическом отношении странах». Приведите примеры, подтверждающие вашу позицию.

 

16.Определите правильно, что означает термин «легитимность»:

1) отставку лидера партии; 2) особенные качества лидера; 3) характер отношений между лидером и массами;

4) прием воздействия лидера на массы;

 

17.Определите черты лидерства в отличие от руководства:

1) четкие границы компетентности и ответственности;

2) формальный характер избрания на должность;

3) личностный характер отношений с массами;

4) меньшая устойчивость положения;

5) стихийность формирования.

 

18.Определите, какие люди обладают политической культурой участия:

1) кто информирован о политике и предъявляет политические требования;

2) кто является членом политической партии;

3) кто непосредственно управляет государством;

4) кто пассивно поддерживает правительство;

5) кто ничего не знает о политике и деятельности правительства.

 

19.Выберите правильный ответ. Консенсуальная политическая культура является той:

1) в которой наибольшее число граждан согласно, чтобы ими управляли;

2) где существует широкое согласие по политическом вопросам и в отношении основных политических ценностей;

3) где граждане не согласны с основными политическими нормами и ценностями;

4) при которой наибольшее число граждан принадлежит к одной политической партии.

 

20.Какой процесс М.Вебер назвал рутинизацией харизмы:

1) превращение харизматической группы в упорядоченную организацию;

2) замена харизматического лидера бюрократическим руководителем;

3) регистрацию общественного движения как политической партии;

4) утрату харизматическим лидером своего специфического авторитета.