В социальной и педагогической реальности.

Современные проблемы детства

«Проблема» - многозначное понятие, в его семантике – масса смыслов. По словарю русского языка (под ред.С. И.Ожегова) «проблема – это задача, которую невозможно решить из-за возникших непреодолимых препятствий».

Вопрос о жизненных проблемах современных детей в реальной ситуации с точки зрения социальной педагогики нужно рассматривать с двух сторон:

· при взгляде на проблемы в социальной реальности обязательно надо учитывать педагогический её смысл,

· при взгляде на проблемы в педагогической реальности надо учитывать их социальный аспект.

Вызовы социальной реальности всегда требуют постановки и решения педагогических задач.

 

На основе анализа Программы модернизации – 2020 можно выделить наиболее актуальные:

- усиление глобальной конкуренции

= необходимость развития конкурентной способности человека

- новая волна технологических изменений инеобходимость развития инновационной системы = развитие креативности и способности к принятию, осуществлению оригинальных решений.

- возрастание роли человеческого капитала

= повышение качества образованности и компетентности профессионалов.

- рост социальных и институциональных проблем =развитие и освоение молодыми людьми форм самоорганизации, саморегулирования иосвоение форм сетевого равноправного, равноценного взаимодействия.

Противоречия, которые мы наблюдаем в педагогической реальности, и которые требуют для разрешения применение социальных средств.

 

-Взрослое поколение по-прежнему ставит задачи воспитания на единых нормативах общественной жизни это часто не согласуется с интересами современных молодых людей, которые признают первичными собственные интересы и нормы индивидуальной жизни.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, одним из условийреализации основной образовательной программы, заявлено «создание социальнойситуации развития обучающихся, обеспечивающейих социальнуюсамоидентификацию посредством личностно значимой деятельности»

- Сегодня трудно строить педагогически целесообразное взаимодействие членов семьи, педагогов, родителей, так как каждое поколение жёстко утверждает свой эгоцентризм.

Единственным объединяющим стержнем, социальным средством может выступить гражданская позиция всех участников взаимодействия каксубъектов права и ответственности. И тогда Закон РФ должен стать в социальном государстве наиболее актуальным социальным средством решения педагогических проблем.

Новые отрасли познания проблем социальной жизни детей в науке, как признак их актуальности:

Девиантология

- предмет изучения - трудные дети, которые нарушают нормы и правила общежития;

-цель – изучение отклонений и обоснование мер их преодоления, реабилитации ребёнка перед обществом

Виктимология

- предмет изучения – дети, как - жертвы насилия; - цель – обоснование причин психической нестабильности, поиск механизмов преодоления последствий негуманного, преступного отношения к ребёнку взрослых и государственных органов.

Ювенальное право, ювенальная юстиция

- предмет - жизненные обстоятельства, позволяющие детям решать свои задачи самостоятельно;

-цель – разработка норм и мер надзора за исполнением Законов РФ, и содействия особенно в трудных жизненных ситуациях и социально – опасном положении.

Соционика или педагогика детского движения

-предмет - социальная активность детей в сообществе;

-цель – изучение условий для социального становления ребёнка в детском объединении.

Изучение причин возникновения проблем социальной жизни «на стороне ребёнка»

= главная: это регрессивные (разрушающие) воспитательные отношения к ребёнку в нашем обществе.

Оно не однородно и нет устоявшихся приоритетов, норм, когда взрослый:

- предлагает ребёнку самостоятельно выживать в очень неблагоприятных условиях;

- готов отказаться от трудного ребёнка, потому что он мешает ему жить;

- пытается любымпутём выбивать из ребёнка «первородный грех», считая его виноватым во всех жизненных неурядицах своей жизни;

- добивается, чтобы ребёнок стал конкурентоспособным, перегружает ребёнка освоением «всех тех богатств, которые выработало человечество»;

- так опекает дитя, что лишает его права быть самостоятельным человеком.

Очевидно, что все вышеперечисленные отношения являются неблагополучными условиями для развития личностных качеств ребенка, который вынужден в них жить.

Другие причины проблем социальной жизни детей:

· Нестабильность социальной жизни

(в семье, в школе, на улице)

= недостаток у взрослых и детейсоциально – правовой культуры, отсутствие механизмов стабилизации.

· Хаос в сознании, «разорванное сознание»

= эмоциональная и информационная перегрузка,преграда на пути здорового психологического развития ребёнка.

· Агрессия и асоциальная активность

= отсутствие возможности иметь равные права и участвовать в общественно полезной деятельности.

 

Сущность социального развития ребёнка

· Социальное развитие человека «социализация»,то есть вхождение в мир социальных связей и освоение нормативных отношений

= проблемысоциальной жизни - выход за пределы норм социальных отношений.

 

· «Социальное становление человека» или становление человека как субъекта социальной жизни, то есть обретение жизненной позиции: «Я – в себе», «Я – среди людей», «Я в сравнении с другими людьми».

= проблемысоциальной жизни

отсутствие жизненной позиции, (самоопределения, самореализации, самоидентификации)

Пути социального становления современного ребёнка, как субъекта социальной жизни.