Й день 2 декабря пятница

9:45

 

Конспект ?

подгруппового логопедического занятия по коррекции заикания

с детьми дошкольного возраста старшей группы

Время занятия – 30 мин.

Подготовлен студенткой 5 курса, группы лого-2 Банзе Изабель

Лексическая тема: Зимующие птицы.

Грамматическая тема: словообразование: образование уменьшительно-ласкательных им. существительных (с суффиксами -онок-, -ишк-, -к-).

Логопедическая тема: развитие фразовой речи без заикания.

Цель: дестабилизация устойчивого патологического состояния.

 

Задачи:

- коррекция общей и мелкой моторики средствами логоритмики и релаксации;

- работа над просодическими компонентами речи;

- постановка диафрагмального дыхания;

- работа над правильной артикуляцией;

- формирование плавной, свободной от судорог речи (речь под метроном);

- активизация словаря на материале лексической темы «Зимующие птицы»;

- развитие ориентировки на листе бумаги и самоконтроля.

 

 

Оборудование:X метроном;

X запись голоса снегиря;

u корзинка с пальчиковыми игрушками-птицами из бумаги с прорезями для указательного и среднего пальцев: воробей, ворона, снегирь, синица;

0 игровое поле (дерево) для пальчиковой игры;

0 игровое поле «Найди скворечник» для ориентировки на листе бумаги;

X мелодия для релаксации.

 

 

Ход занятия

 
 


Деятельность логопеда Деятельность детей


I. Организационный момент

(речь под метроном X)

- Ручки, ножки, глазки … Акцентируют внимание.

Сели красиво. Смотрим на меня. Сидят в позе кучера в полукруг.

Здравствуйте, ребята …

Меня зовут Изабель Б.-на. Вдох … - Здравствуйте, Изабель Б.-на.

II. Развитие мелкой и общей моторики,

работа над голосом

- Поиграем пальчиками. Приготовили правую

ручку. Делайте как я: Пальцы поочередно соединяются в

кольцо на правой, затем левой руке;

Этот пальчик хочет спать. далее между собой: на обеих руках.

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик лишь вздремнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура! Поднимают кисть, встряхивают.

В детский сад идти пора. «Идут» указательным и средним

пальцами.

Левая ручка … Повторяйте стихи за мной. Синхронизируют соединение

Обе ручки … пальцев с произношением стихов.

 

- Поиграем с метрономом. Ловим стрелочку. Каждый ребёнок подходит и ловит

Ноги на ширине плеч. Двигаем рукой. стрелку правой, затем левой рукой.

Голова и тело неподвижные.

 

- Ладошки хлопают по ногам. Дети выполняют движения, сидя на

Топаем правой ногой. стульчиках под ритм.

Левой ...

Обе ножки топают …

Добавляем ручки, «воробей», Кисти рук на плечах. Машут руками.

Вперед полетел … Вращают руками вперед.

Назад полетел … Вращают руками назад.

 

III. Работа над дыханием голосом,

плавным длительным выдохом

- Подышим животом. Плечи не поднимаем.

Вдох … Выдох … Дышат по команде.

А теперь неслышно: вдох … выдох …

 

- Сделаем скворечник. Соедините пальчики Ладошки вертикально поставлены

(показ). друг к другу, мизинцы прижаты, а

большие пальцы загнуты вовнутрь.

Локти разведены.

 

 

Снегирь в скворечнике живет

И песню тихую поет.

 

«Проткнули» щечки. Поем тихую песню: Вдох …

У-у-у … - У-у-у … (тихо).

 

- Сделаем снова скворечник.

 

Снегирь в скворечнике живет

И песню громкую поет.

 

Поем громкую песню: Вдох … - У-у-у … (громко, низко).

 

- Вы слышали, как поют снегири? Слушают запись.

(включается запись голоса снегиря X)

 

IV. Формирование плавной,

свободной от судорог речи (речь под метроном X)

- Вспомним стишок про снегиря: Повторяют за каждой строчкой под

Вдох … (быстро зачитывается построчно) метроном за логопедом, затем сами.

 

Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.

 

- Сегодня у нас новость. Вылупились птенцы.

(показывается u корзинка с пальчиковыми

игрушками: снегирем, воробьем, вороной, синицей).

Доставайте из гнезда по одному. Одевайте их. Берут каждый по игрушке. Одевают

Отвечаем по метроном: чьи птенцы? на пальцы.

- Илюша, чей это птенец? Полно: «Это птенец…» - Это птенец воробья.

- Тая, чей это птенец? - Это птенец вороны

- Настя, чей это птенец? - Это птенец снегиря.

- Алина, чей это птенец? - Это птенец синицы.

 

V. Развитие мелкой моторики

- Поиграем с птенцами. Покормим их.

У меня есть дерево.

(показывается M дерево – пальчиковая игра)

На нем ягоды. Соберите ягоды.

Но смотрите, тут вороны. Ходите через них.

Широкий шаг. Вот так … (показ).

Не прыжками, а идем. По очереди дети идут пальчиками

Поиграем с воробьем. У кого воробей? с птицами по игровому полю.

Воробей пошел: раз-два, раз-два …

Поиграем с вороной. У кого ворона?

Ворона пошла: раз-два, раз-два …

Поиграем со снегирем. У кого снегирь?

Снегирь пошел: раз-два, раз-два …

Поиграем с синицей. У кого синица.

Синица пошла: раз-два, раз-два …

 

Илюша, с кем ты играл? Ответь полно:

«Я играл …» Вдох … - Я играл с воробьем.

А как «воробей» ласково …? Ответь с «это» … - это воробушек

Тая, с кем ты играла? - Я играла с вороной.

А как птенец вороны ласково …? Это … - это вороненок

Настя, с кем ты играла? - Я играла со снегирем.

Алина, с кем ты играла? - Я играла с синицей.

Назови «синицу» ласково …? Ответь с «это» … - это синичка

А как ласково птенец «совы», «чижа», «галки»? - это совенок, чижонок, галчонок

 

VI. Ориентировка на листе бумаги

- Покормили птенцов. Вернем по домам.

Покажите мне правую руку … Левую … Показывают.

У меня дорожка. (показывается 0 игровое поле

«Найди скворечник»)

Это центр. Самая серединка.

Покажите, где тут верх? … низ? право? лево? Показывают.

Узнаем, где чей дом. Пойдем по кочкам от центра.

Слушаем внимательно. Отсчитываем кочки.

Домик воробья:

3 кочки налево и 1 наверх Отсчитывают пальцем дорожку

Домик вороны: каждый для своего птенца.

3 кочки вниз и 2 налево

Домик снегиря:

2 кочки наверх и 1 направо

Домик синицы:

2 кочки вниз и 2 направо Находят свой домик.

 

VII. Релаксация

- Птенцы улетели домой отдыхать.

И мы отдохнем. Ложимся.

(выключается свет, включается музыка X)

Реснички опускаются… Лежат расслабленно на коврике.

Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем...
(Два раза)
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают... ноги тоже отдыхают...
Отдыхают... засыпают...
(Два раза)
Шея не напряжена и рассла-а-бле-на...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется.
(Два раза)
Дышится легко... ровно... глубоко...

Напряженье улетело...

И расслаблено все тело...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык!
Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали...
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Потянуться! Улыбнуться!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Всем открыть глаза и встать!

Кулачки сжимаем. Ручки поднимаем.

Потянулись. И тихонько сели.

VIII. Артикуляторная гимнастика

- Садимся к зеркалу. Поиграем с язычком.

Ручки на коленочках. Берут стулья, садятся возле зеркала.

Слушаем сказку «У бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости, надуваем щеки.

С ними худые – лишь кожа да кости. втягиваем щеки.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. губы в широкой улыбке, видны зубы

Поцеловать они всех потянулись. губы тянутся вперед

Утром проснулись – в улыбочку губы. снова широкая улыбка

Чистили мы свои верхние зубы широкий язык за верхними зубами

Вправо и влево, внутри и снаружи. движения широким языком

С нижними зубками тоже мы дружим. языком за нижними зубами

Губы сожмем мы и рот пополощем. поочерёдное надувание щёк

И самоваром пыхтим, что есть мочи. надувание обеих щёк свыпусканием

воздуха через губы

Блюдца поставим – положат блины нам. широкий язык лежит на нижней губе

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо. подуть на широкий язык

Блинчик жуем, завернем и прикусим. жуём распластанный язык, прикусы-

ваем, завернув за нижние зубы

Блинчик с вареньем с малиновым вкусным. облизать широким языком верхнюю

губу спереди назад

Чашки поставим, чтоб чаю налили. широкий язык кверху чашечкой

На нос подули мы – чай остудили. подуть с «чашечки» вверх

Чаю попили – никто не обижен. «чашечка» двигается вперёд-назад

Вкусный был завтрак – мы губки оближем. кончик языка облизывает губы по

кругу

Бабушка шила, а Барсик катушкой кончик языка зацепляем за нижние

Бегал как будто с живою зверюшкой. губы и двигаем язык вперёд-назад

Бабушке нашей всегда помогаем:

Нитки в иголки мы ей продеваем. узкий язык вытянут вперёд

Бабушка швы на машинке строчила узкий язык двигается вперёд-назад

И на зигзаг ее переключила. узкий язык двигается влево - вправо

Петли иголкой она обметала, кончик языка кругом за губами

Пуговки круглые попришивала. кончик языка упирается то в одну,

то в другую щёку, а палец пытается

втолкнуть его в рот

Дедушка сделал для внуков качели. широкий язык ставится попеременно

то за верхние, то за нижние зубы

Все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли, широкий язык под верхнюю губу

Прятались на чердаке и в подвале. широкий язык - под нижнюю губу

Дедушка скачет на лошади ловко, щёлкаем языком

Звонкие вязнут на глине подковки. цоканье на верхней губе

Вот замедляет лошадка шажочки, цоканье с натяжением связки­ языка

Вот на опушке мы видим грибочки. присасываем язык к нёбу,

открываем рот

Вот из сарая индюшка пришла, широкий язык ходит вперёд-назад

Важно сказала: «Бл-бл-бл-бла». по верхней губе, с голосом

IX. Подведение итогов занятия

(речь под метроном X)

- Ручки, ножки, глазки …

До свидания, ребята … (И.Б.) Вдох … - До свидания … Изабель Б.-на

С кем мы сегодня играли? - играли с птенцами

Чьи это были птенцы? Отвечают.

Похвалите себя: «Умница!» «Хвалят» себя с протяжным [у].