Все снежинки полетели
И снежинки с веток сдул(воздушная струя).
Физминутка
В этот период лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями, холодными ветрами и снегом.
Зрительная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Основная часть
Логопед.
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(поздняя осень)
Логопед:
Ребята, о каком времени года говорится в загадке? (об осени)
Логопед. Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Какой месяц осени заканчивается?
1-й р е б е н о к. Заканчивается ноябрь.
Логопед. Какой месяц завершает осень?
3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.
Логопед. Правильно. Значит, сейчас у нас последний месяц осени.
- Ребята, а вы знаете, что осень делится на периоды? (да, знаем).
Сентябрь обычно называют ранней осенью. В этот период часто бывает тепло днем, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края.
Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. Это самый красивый период осени. Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золотой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет.
«Листья шелестят»
Предлагаются полоски тонкой цветной бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами).
Слева - сосны, справа – ели. (Выполняют движения глазами влево – вправо).
Дятел сверху, тук да тук. (Выполняют движения глазами вверх – вниз).
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
Логопед.А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью.
Психогимнастика "Снежинки"
- А теперь влево покружитесь и в снежинки превратитесь.
- "Сильный ветер вдруг подул
И на землю тихо сели".
- Теперь вправо покружитесь и в детишек превратитесь.
Логопед:Посмотрите пожалуйста на картину.
- Какой период осени изобразил художник на этой картине? (позднюю осень)
Почему? (Деревья стоят голые, на земле лежат листочки и кое-где снег)
- Поздней осенью уже опали листья.
- Выпадает снег.
- Река покрывается льдом.
- Перелётные птицы улетели на юг.
- День намного короче, а ночь – длиннее.
- Мы с вами подробно рассмотрели картину. А сейчас каждый из вас придумает по картине свой рассказ. (Дети описывают картину)