Основная часть занятия

Части занятия

Общие методические указания к проведению подготовительной

 

При проведении подготовительной части занятия преподаватель должен уметь:

1. Пользоваться различными способами информирования занимающихся об упражнениях;

2. Оказывать помощь;

3. Исправлять ошибки;

4. Размещать занимающихся на площадке.

Преподаватель может пользоваться различными способами информирования:

· Обычный способ информирования - это сочетание показа с одновременным рассказом. Этот способ доступен для любого состава занимающихся.

· Расчлененный способ информирования. При этом способе преподаватель показывает и объясняет упражнение, расчленяя его на элементарные движения, и предлагает выполнять их одновременно с показом.

· Информирование только рассказом. Преподаватель называет упражнение, не показывая его. Такой способ способствует большей самостоятельности занимающихся в выполнении упражнения.

· Информация только показом. Преподаватель показывает упражнение, не называя его. После показа он может показать все необходимые команды для начала и окончания упражнения, а может предложить занимающимся копировать все его действия. Этот способ чаще всего применяется при проведении поточных упражнений под музыку.

 

Оказание помощи занимающимся

 

Для обеспечения точности и согласованности выполнения упражнений преподаватель оказывает помощь занимающимся, пользуясь при этом подсказом, зеркальным показом упражнения и подсчетом.

 

Исправление ошибок

 

В процессе выполнения упражнения преподаватель указывает на допускаемые ошибки, не прекращая выполнения упражнений. Указания следует давать, согласуя их с ритмом и темпом выполняемого упражнения. Если ошибки допускают многие занимающиеся, в этом случае целесообразно прекратить выполнение упражнения и внести соответствующие поправки.

 

Размещение занимающихся на площадке

 

Занимающиеся должны быть размещены на площадке для выполнения упражнений так, чтобы не мешать друг другу, видеть показ преподавателя, быть не ближе чем в 1,5-2 метрах от ближайшего препятствия в шеренгах, колоннах, в разомкнутом строю, кругах. Преподаватель должен расположить занимающихся таким образом, чтобы они не могли нанести травму друг другу при выполнении упражнений.

 

Общие задачи

 

· Воспитание волевых и физических качеств занимающихся.

· Формирование жизненно необходимых и спортивных двигательных навыков.

В каждом занятии гимнастикой, с каким бы контингентом оно не проводилось, решаются обе эти задачи.

 

Средства

 

В основной части занятия гимнастикой применяются такие упражнения, для выполнения которых требуются значительные волевые и физические усилия:

1. Упражнения на гимнастических снарядах;

2. Опорные прыжки;

3. Акробатические упражнения;

4. Прикладные упражнения;

5. Общеразвивающие упражнения повышенной интенсивности;

6. Игры и эстафеты.

Выбор упражнений для конкретного занятия зависит от частных задач основной части занятия, возможностей занимающихся и других условий.

Чередование упражнений

 

Программа занятий гимнастикой предполагает формирование у занимающихся большого количества разнообразных двигательных умений и навыков. Правильное определение количества различных упражнений и их чередование в пределах одного занятия во многом предопределяет его успех. При решении этих вопросов помимо задач занятия, состава занимающихся и других условий его проведения следует учитывать:

· Условия сохранения высокой работоспособности занимающихся к выполнению всех упражнений основной части. Нужно так чередовать их, чтобы упражнения физической подготовки во всех случаях заключали основную часть занятия; игры с бегом, прыжки следовали после видов, в которых занимающиеся овладевают техникой упражнений на гимнастических снарядах; однотипные по характеру нагрузки упражнения не следовали бы непосредственно одно за другим.

· Степень овладения занимающимися упражнениями, которые намечены в плане. Не следует в программу основной части одного занятия включать большое количество еще не освоенных упражнений.

 

Общие требования к проведению основной части

 

Для проведения основной части занятия гимнастикой действия преподавателя сводятся к тому, чтобы обеспечить:

1. Четкое представление заданного упражнения. Если ученик четко представляет как нужно выполнять упражнение, его действия становятся более осмысленными и целеустремленными. Он проявляет при этом большую активность и интерес к занятиям.

2. Доступность выполнения упражнения для каждого занимающегося. Если упражнение для кого-либо из занимающихся окажется недоступным, то безуспешные попытки к его выполнению могут привести к возникновению стойких ошибок, в отдельных случаях - к травмам, к потере интереса и разочарованию в гимнастике.

3. Повышение качества выполнения заданного упражнения в каждой очередной попытке. По степени выполнения этого условия можно судить о качестве процесса обучения вообще.

4. Оптимальное количество повторений заданных упражнений каждым занимающимся.

5. Безопасность выполнения упражнений. Надежная гарантия безопасности выполнения упражнений обеспечивает более быстрый рост спортивного мастерства.