Основная часть занятия
Части занятия
Общие методические указания к проведению подготовительной
При проведении подготовительной части занятия преподаватель должен уметь:
1. Пользоваться различными способами информирования занимающихся об упражнениях;
2. Оказывать помощь;
3. Исправлять ошибки;
4. Размещать занимающихся на площадке.
Преподаватель может пользоваться различными способами информирования:
· Обычный способ информирования - это сочетание показа с одновременным рассказом. Этот способ доступен для любого состава занимающихся.
· Расчлененный способ информирования. При этом способе преподаватель показывает и объясняет упражнение, расчленяя его на элементарные движения, и предлагает выполнять их одновременно с показом.
· Информирование только рассказом. Преподаватель называет упражнение, не показывая его. Такой способ способствует большей самостоятельности занимающихся в выполнении упражнения.
· Информация только показом. Преподаватель показывает упражнение, не называя его. После показа он может показать все необходимые команды для начала и окончания упражнения, а может предложить занимающимся копировать все его действия. Этот способ чаще всего применяется при проведении поточных упражнений под музыку.
Оказание помощи занимающимся
Для обеспечения точности и согласованности выполнения упражнений преподаватель оказывает помощь занимающимся, пользуясь при этом подсказом, зеркальным показом упражнения и подсчетом.
Исправление ошибок
В процессе выполнения упражнения преподаватель указывает на допускаемые ошибки, не прекращая выполнения упражнений. Указания следует давать, согласуя их с ритмом и темпом выполняемого упражнения. Если ошибки допускают многие занимающиеся, в этом случае целесообразно прекратить выполнение упражнения и внести соответствующие поправки.
Размещение занимающихся на площадке
Занимающиеся должны быть размещены на площадке для выполнения упражнений так, чтобы не мешать друг другу, видеть показ преподавателя, быть не ближе чем в 1,5-2 метрах от ближайшего препятствия в шеренгах, колоннах, в разомкнутом строю, кругах. Преподаватель должен расположить занимающихся таким образом, чтобы они не могли нанести травму друг другу при выполнении упражнений.
Общие задачи
· Воспитание волевых и физических качеств занимающихся.
· Формирование жизненно необходимых и спортивных двигательных навыков.
В каждом занятии гимнастикой, с каким бы контингентом оно не проводилось, решаются обе эти задачи.
Средства
В основной части занятия гимнастикой применяются такие упражнения, для выполнения которых требуются значительные волевые и физические усилия:
1. Упражнения на гимнастических снарядах;
2. Опорные прыжки;
3. Акробатические упражнения;
4. Прикладные упражнения;
5. Общеразвивающие упражнения повышенной интенсивности;
6. Игры и эстафеты.
Выбор упражнений для конкретного занятия зависит от частных задач основной части занятия, возможностей занимающихся и других условий.
Чередование упражнений
Программа занятий гимнастикой предполагает формирование у занимающихся большого количества разнообразных двигательных умений и навыков. Правильное определение количества различных упражнений и их чередование в пределах одного занятия во многом предопределяет его успех. При решении этих вопросов помимо задач занятия, состава занимающихся и других условий его проведения следует учитывать:
· Условия сохранения высокой работоспособности занимающихся к выполнению всех упражнений основной части. Нужно так чередовать их, чтобы упражнения физической подготовки во всех случаях заключали основную часть занятия; игры с бегом, прыжки следовали после видов, в которых занимающиеся овладевают техникой упражнений на гимнастических снарядах; однотипные по характеру нагрузки упражнения не следовали бы непосредственно одно за другим.
· Степень овладения занимающимися упражнениями, которые намечены в плане. Не следует в программу основной части одного занятия включать большое количество еще не освоенных упражнений.
Общие требования к проведению основной части
Для проведения основной части занятия гимнастикой действия преподавателя сводятся к тому, чтобы обеспечить:
1. Четкое представление заданного упражнения. Если ученик четко представляет как нужно выполнять упражнение, его действия становятся более осмысленными и целеустремленными. Он проявляет при этом большую активность и интерес к занятиям.
2. Доступность выполнения упражнения для каждого занимающегося. Если упражнение для кого-либо из занимающихся окажется недоступным, то безуспешные попытки к его выполнению могут привести к возникновению стойких ошибок, в отдельных случаях - к травмам, к потере интереса и разочарованию в гимнастике.
3. Повышение качества выполнения заданного упражнения в каждой очередной попытке. По степени выполнения этого условия можно судить о качестве процесса обучения вообще.
4. Оптимальное количество повторений заданных упражнений каждым занимающимся.
5. Безопасность выполнения упражнений. Надежная гарантия безопасности выполнения упражнений обеспечивает более быстрый рост спортивного мастерства.