Правила применения терминов

Способы образования терминов

Наиболее распространенный способ образования терминов - придание нового терминологического значения существующим, словам (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике относятся, например, мост, вход, переход, выход.

Нередко термины образуются путем словосложения, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки).

В качестве терминов используются корни отдельных слов, например: вис, упор, мах, сед.

Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры, например: упор, упор на предплечьях, упор на руках; стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках и положения тела (взаимное расположение его звеньев), например: вис, вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись.

Термины маховых упражнений образуются с учетом особенностей того или иного двигательного действия, например: подъем махом вперед из упора на предплечьях, подъем разгибом, подъем двумя или одной.

Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике определяются в зависимости от положения тела в фазе полета, например: прыжок согнув ноги, ноги врозь. В художественной гимнастике - от положения тела и ног: закрытый, открытый, шагом, скачок, перекидной, выпадом, подбивной, кольцом и др.

 

Гимнастическую терминологию следует применять с учетом квалификации занимающихся. Так, при проведении производственной гимнастики, утренней гигиенической гимнастики и других форм оздоровительной гимнастики используют лишь основные термины общеразвивающих упражнений (ОРУ), дополняя их словами разговорного литературного языка.

Начинающим заниматься спортивными видами гимнастики необходимо овладеть терминологией одновременно с изучением упражнений.

Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным специальным языком.

Все термины целесообразно разделить на следующие группы:

1. Общие термины - для определения отдельных групп упражнений, общих понятий и т. п. Например: строевые упражнения, вольные и др.

2. Основные (конкретные) термины, позволяющие точно определить смысловые признаки упражнения. Например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, наклон, выпад и др.

3. Дополнительные термины, уточняющие основные и указывающие направление движения, способ выполнения, условия опоры и т.п. Например: разгибом, дугой, переворотом. Название упражнения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность.

Правила сокращений (опускание отдельных обозначений)

В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей.

Например, опускаются слова:

· “спереди”, “вперед” - при указании направления движения выполняются кратчайшим, единственно возможным путем (например, дугами вперед); при нахождении гимнаста передней стороной тела к опоре (например, горизонтальный вис без слова “спереди”);

· указание положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует установленному стилю;

· “туловище” - при наклонах;

· “нога” - при перемахах, движениях ногой в ОРУ, выставлениях ее на носок;

· “поднять”, “опустить” - при движении руками или ногами;

· “продольно”, “поперек” - в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;

· “хват сверху”, как наиболее распространенный, “перемах внутрь” или положение внутри;

· “соскок” или “прыжок”, если по названию снаряда это очевидно;

· “прогнувшись”, если техника выполнения предопределяет это положение. Например, на брусьях: подъем махом вперед - махом назад соскок;

· “ладони внутрь” - в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;

· “ладони книзу” - в положении руки в стороны или влево (вправо),

· “дугами вперед”, если руки поднимаются или опускаются движением вперед.

Исходное положение указывается только в начале упражнения.

Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.