Связь между ценой и количеством товара

Таблица 4-2

Рис. 4-1. Формы общественного хозяйства

Раздел 2. Микроэкономика

Основные понятия

Собственность, собственность в юридическом смысле, собственность в экономическом смысле, право собственности, субъекты собственности, объекты собственности, типы собственности: частная собственность, общая долевая собственность, общая совместная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность, общая семейная собственность, национализация, разгосударствление, приватизация, государственный сектор экономики.


Тема 4. Рыночная система. Взаимодействие спроса и предложения1 Рынок: определение, функции, механизм, инфраструктура

2 Спрос

3 Предложение

4 Равновесие спроса и предложения

 

1 Рынок: определение, функции, механизм, инфраструктура

Эволюция общественных форм производства привела к возникновению современной рыночной системы, в основе которой лежит функционирование товарного производства и рынка.

Условия возникновения товарного производства:

А. Общественное разделение труда, при котором каждый производитель специализируется на производстве какого - либо продукта и для удовлетворения своих многообразных потребностей ему необходимо обменивать продукты своего труда на продукты других производителей.

Б. Хозяйственное обособление товаропроизводителей, т. е. наличие собственности на средства производства и результаты труда.

Характерные черты товарного производства, как одной из форм общественного хозяйства, представлены на рисунке 4-1.

 
 


 

Рынок – это система отношений между продавцами и покупателями. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, защитой прав собственности, заключением контракта и т. д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен, которые передают информацию, служащую стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. В развитом обществе рынок представляет собой механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.

 

Функции рынка:

· связующая - связь производства и потребления, связь экономики в единое целое, а на международном уровне - в единое мировое хозяйство;

· санирующая - реализуется через банкротства;

· информационная - информирует о спросе через цены, о перспективах эффективности вложения средств в ту или иную отрасль;

· регулирующая - приводит к равновесию, регулирует пропорции, движение ресурсов, развитие отраслей, формирование конкурентной среды;

· оценочная - через цены определяет эффективно работающие отрасли, фирмы;

· стимулирующая - обеспечивает восприимчивость к техническому прогрессу, стимулирует эффективное распределение ограниченных ресурсов на основе колебания цен, стимулирует снижение затрат, улучшение качества через конкуренцию и цену;

· контролирующая - контролирует через конкуренцию эффективное использование ресурсов.

 

На рис. 4-2 представлен механизм функционирования рынка.


 

 

 

 


 

Под инфраструктурой рынка понимают всю совокупность предприятий, организаций, служб, обеспечивающую нормальное и бесперебойное функционирование конкретных рынков в частности, а благодаря этому и рынка в целом.

В инфраструктуру рынка потребительских товаров входит сеть складов, оптовых баз, холодильников, торговая сеть (включая магазины, рынки, ярмарки) и т.д.

Система бирж обслуживает разные рынки.

Биржи труда функционируют на рынке рабочей силы.

Фондовые рынки обслуживают рынки ценных бумаг.

Товарно-сырьевые биржи действуют на рынках потребительских товаров и рынках товаров производственного назначения.

Биржи валютные обслуживают рынок валют.

Финансовый рынок функционирует благодаря деятельности банковской системы, различных финансовых, страховых организаций и фондов.

Инфраструктура также включает юридическую, рекламную, информационную и другие организации обслуживания функционирования рынка.

В зависимости от критерия классификации выделяют типы рынков, представленные в табл. 4–1.

Таблица 4–1

Классификация рынков по различным критериям

Критерии классификации Типы рынка
1. Степень развития Развитой, формирующийся
2. По территории Мировой, региональный, национальный, местный
3. По объектам продаж Потребительский, технологий, информационный, рабочей силы, финансовый, фондовый, услуг, средств производства и т.д.
4. По соответствию законодательству Легальный, нелегальный («серый», «чёрный» рынки или теневая экономика)
5. По насыщению товарами Равновесный (насыщенный), дефицитный (ненасыщенный), избыточный (перенасыщенный)
6. По уровню регулирования Свободный, регулируемый
7. По конкурентной среде Чистая конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция

2 Спрос

Спрос (Demand, D) - это форма выражения потребности, представленной на рынке и подкрепленной денежными средствами.

Величина спроса (или объем спроса) - количество товара Q1, которое готовы купить при некоторой цене Р1.

Связь между ценой и количеством товара, которое потребитель готов купить, может быть представлена в виде таблицы (см. табл. 4-2), графика (см. рисунок 4-3) и аналитической функции (4-1).

 

Цена Индивидуальный спрос Рыночный спрос  
10+10=20
10+10+15=35
10+10+15+20=55
10+10+15+20+25=80

Графическое представление спроса – это кривая спроса. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Чтобы получить рыночный спрос, надо сложить величины Q для каждой из цен (см. табл. 4-2 и рис. 4-3).

Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и величиной спроса - чем больше цена, тем меньше величина спроса и наоборот:

Qd = f (1/P). (4-1)

Объяснение закона спроса, варианты:

1) при низкой цене товар доступен большему количеству покупателей;

2) из-за действия закона убывающей предельной полезности;

3) из-за эффекта дохода, т.е. при неизменном доходе человек может купить больше дешевых товаров;

4) из-за эффекта замещения - приобретение дешевого товара вместо дорогого.

При изменении цены товара P изменяется величина спроса, имеет место перемещение на графике вдоль кривой спроса (см. рисунок 4-4):

- повышение цены сопровождается понижением величины спроса;

- понижение цены сопровождается повышением величины спроса.

 

 

 

 

 

На спрос влияет множество других факторов, помимо цены.

Функция спроса (аналитическое представление спроса) - зависимость величины спроса (но не покупок), от цены и других факторов (детерминантов спроса):

Qd = f (P,N, I, T, W), (4-2)

P- цена данного товара, N - число покупателей, I - денежный доход, T - вкусы, W - ожидания.

При изменении факторов спроса, других переменных в формуле (4-2) кроме P, перемещается вся кривая спроса вправо-вверх (увеличение спроса) или влево-вниз (уменьшение спроса), как показано на рисунке 4-5.

 

 

Эластичность спроса по цене выражает чувствительность, реакцию покупателя на изменение цены. Наклон кривой спроса зависит от степени реакции величины спроса на изменение цены, т.е. определяется эластичностью спроса.

Для количественной характеристики эластичности спроса служит коэффициент эластичности Ed , он равен отношению процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены:

Ed = Q [%] / P [%].

Он может быть определен двумя способами:

точечная эластичность: Ed = (dQ / dP) / (Q0 / P0);

дуговая эластичность: Ed = ((Q2-Q1)/ Qср) / ((P2-P1)/ Pср), где Pср = (P2+P1)/2.

Хотя коэффициент эластичности спроса – величина отрицательная, часто в анализах используется его положительное значение (по модулю).

Существуют следующие характеры спроса и соответствующие им коэффициенты эластичности, показанные на рисунке 4-6.

 
 

 


Абсолютно эластичный спрос имеют товары отдельной фирмы на рынке совершенной конкуренции.

Эластичный спрос имеют товары длительного пользования, менее необходимые товары.

Неэластичный спрос имеют товары первой необходимости, товары, у которых нет заменителей, относительно недорогие товары.

Абсолютно неэластичный спрос имеет, например, соль или билеты на престижный финал.

Если спрос на товар эластичен, то продавец может увеличить доход некоторым снижением цены, как показано на рисунке 4-7 a). Прямоугольники CBG0, AFH0 соответствуют доходу (выручке). При переходе из B в F можно увеличить доход, если площадь S1< S2 (спрос эластичный).

Если спрос на товар неэластичен, то продавец может увеличить доход некоторым повышением цены, показано на рисунке 4-7 b). S1> S2 (спрос неэластичный).

 
 


 

 

Факторы, влияющие на эластичность:

значимость (товары первой необходимости - например, хлеб) - приводит к неэластичности;

удельный вес товара в доходе потребителя (если удельный вес большой, например, мясо, то спрос эластичный);

доступность и заменяемость (напиток Кока-кола и Пепси-кола, но не молоко) - приводит к эластичности;

дифференциация, она делает товар более эластичным (спрос на зубную пасту неэластичен, но на каждый вид зубной пасты - эластичен);

наличие дополняющего товара, который редко покупается (автомасло), - приводит к неэластичности;

временной фактор (эластичность увеличивается со временем, т.к. покупатели постепенно приспосабливаются, находят заменители менее эластичным товарам);

ситуационный фактор (бензин в пути) - приводит к неэластичности.

На эластичность спроса влияют также размер дохода, ожидание потребителя.


Неэластичность спроса, как правило, - выгода продавца, можно повышать цену, увеличивать доход даже при уменьшении производства. Неэластичность спроса - потенциальный фактор повышения цен.

Наоборот: эластичный спрос - фактор потенциального снижения цен, потребители заинтересованы в эластичном спросе.

Примеры применения эластичности:

1) Товары бытовой техники, компьютеры имеют эластичный спрос (ED >1), поэтому продавцы добиваются увеличения продаж и выручки снижением цен при праздничных и других акциях.

2) Сельскохозяйственная продукция имеет неэластичный спрос (ED=0,2 - 0,25), поэтому при высоком урожае даже при снижение цен все равно невозможно значительно увеличить сбыт продукции. По этой причине в развитых странах нередко ограничивают фермерское производство в интересах самих же фермеров.

Перекрестная эластичность - эластичность спросана одно благо (x) относительно цен на другое благо (y):

Exy = DQx [%] / DPy [%]- перекрестная интервальная эластичность.

Exy = (dQx / dPy) / (Qx / Py) - перекрестная точечная эластичность.

Если Exy > 0, то блага взаимозаменяемые (субституты), Exy < 0 – взаимодополняемые (комплементы), Exy = 0 – нейтральные (индифферентные).

Эластичность спроса по доходу: EI = DQ [%] /DI [%].

Если EI < 0, увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, это - низкокачественное благо.

Если 0 < EI < 1, спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости.

Если EI > 1, спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения, это - предметы роскоши.