Арбитражный управляющий.

Кредиторы.

Должники

Субъекты

а) ИП и крестьянские (фермерские) хозяйства.

б) коммерческие организации, кроме казенных предприятий (ибо у них отсутствует уставной капитал).

в) некоммерческие организации в форме фондов и потребительских кооперативов

 

По закону о банкротстве – кредиторы только по денежным обязательствам (конкурсные кредиторы) + обязательные платежи (фонды, бюджет). При товарных долгах – только ответственность. Так что понятие кредитора по ФЗ о банкротстве частично уже (только денежные), а частично шире (не ГП обязательства)

Инд удовлетворение требований отд кредиторов не допускается. Делается для очередности, пропорциональности, соразмерности удовлетворения требований.

Вводятся 2 института:

а) Собрание кредиторов – представляет интерес всех кредиторов. Участниками собрания кредиторов могут быть лица с правом голоса и без права голоса. С правом – только конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Каждый кредитор имеет голос, определяемый в зависимости от величины его требования в размере от совокупного требования. Тем самым согласуются их интересы.

Без права голоса могут участвовать представители должника, представители учредителей должника, представители собственников имущества должника унитарного предприятия.

Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более 50% от числа голосующих лиц (конкурсных кредиторов и уполномоченных органов). Решение на собрании кредиторов принимается простым большинством голосов от числа, имеющих права голоса.

б) Комитет кредиторов – избирается собранием кредиторов из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Как правило, КК создается, если количество конкурсных кредиторов превышает 50 единиц (лиц). Количественный состав КК не может менее 3, более 11 чел. Решение комитета принимается большинством голосов.

Кредиторы – не лица, участвующие в деле, их требования по обжалованию действий управляющего – отд производство.

Отношения банкротства – отношения между должником и кредиторами, но арбитражный управляющий – то лицо, которое организует весь процесс: созывает собрания, проводит анализ фин состояния должника. Его правовое положение определяется той процедурой, которую он должен организовать.

Арбитражный управляющий

Ø ФЛ, гражданин РФ (иногда агентство по страхованию вкладов для банков).

Ø Член СРО арбитражных управляющих, кот предъявляет соотв требования к своим членам. Для вступления в организацию нужно стать просто арбитражным управляющим. Для этого

o Высшее профессиональное образование. Но какой профиль?! Заборостоительное подойдет? Получается, что оно не имеет значения.

o Стаж руководящей работы не менее 2 лет.

o Сдача теор экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих

o Пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего

o Не должен иметь судимости по определенным категориям правонарушений

Ø Не должен быть заинтересован в отношения должника или кредиторов.

Ø Должен застраховать свою ответственность в организации при СРО при назначении в конкретное дело. Но что при этом страхуется: предпринимательский риск (но это противоречит целям деятельности АУ, не направленные на извлечение прибыли в собственных интересах) или ответственность?!

Ø Внести взнос в 50.000 руб для формирования компенсационного фонда СРО. Он рассчитан на возмещение убытков от деятельности СРО.

 

Фигура арбитражного управляющего. Практическое значение: как моделировать законодательство и какими полномочиями можно наделить, как определить недостатки (пробелы) закона. А на политику это законодательство очень чутко реагирует: прокредиторская или продолжниковская позиция. Споры о фигуре:

1. представитель кредиторов

2. представитель должника

3. орган гос власти, действующий под контролем суда (Шершеневич). Сегодня преобладает, ибо окончательное решение о его назначении принимает суд.

Из ст 182 ГК: Не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени (коммерческие посредники, конкурсные управляющие при банкротстве, душеприказчики при наследовании и т.п.), а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок.

\ => правильного ответа нет.

 

Правовая природа:

- орган ЮЛ. Но цели иные, полномочия иные. Да и вообще в ФЗ об ОПФ не упоминается.

- ТД между государством и арбитражным управляющим. Аналогии возможны, но он действует самостоятельно, самост отвечает за свои действия перед кредиторами, должником и СРО. Да и з\п (вознаграждение) не от государства. Так что трудовых отношений тут нет без вариантов. И не только с государством, но и с должником \ кредиторами и пр.

- самост субъект ГП и процедуры банкротства в силу специфики своих функций. В чем-то сие аналогично доверительному управлению по иным основаниям, предусмотренного законом (соотв ст ФЗ О несостоятельности). Его деятельность же аналогична исполнительному производству.

 

Процедура назначения. Назначает его не суд, лишь кредиторы (их собрание) могут просит конкретную кандидатуру или не называет ее. Тогда СРО сама предлагает из своих членов того единственного, кто жаждет, и у кредиторов выбора нет.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган могут выдвигать ряд требований:

1) Наличие высшего юридического или экономического образования или по специальности соответствующей должнику. АУ выполняет функцию руководителя предприятия, а там опытные работники. Практический опыт работы наиболее важен.

2) Проведение в качестве АУ (абсурдная норма) определенного количества применяемых процедур в деле о банкротстве.

 

Проверка члена на соответствие требованиям по общему правилу не проводится, только при оспаривании его правомочий. Участник, желающий убедиться в полномочиях, должен искать подтверждение своих сомнений => перераспределение обязанности по доказыванию. При предоставлении недостоверных сведений СРО возмещает убытки, но хрен докажешь.

 

По общему правилу вознаграждение АУ состоит из фиксированной суммы и суммы %. Размер фиксированной суммы для всех видов управляющих определен прямо в законе: для временного управляющего – 30 тыс. рублей в мес. Для административного управляющего – 15 тыс. р./мес. Для внешнего управляющего – 45 тыс. А для конкурсного – 30 тыс. Собранием кредиторов может быть установлено дополнительное вознаграждение.

Величины сумм % по вознаграждению каждого из управляющих. Сумма % зависит от балансовой стоимости активов должника.