Формационная и цивилизационная парадигма в философии истории социума

Cultural stage

Стадия культуры - в эволюционистских теориях культуры - качественно различные ступени развития культуры: варварство, дикость, цивилизация.

Столкновение цивилизаций - гипотеза Самюэля Хантингтона, согласно которой в нарождающемся мире преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой, а не идеологией или экономикой.

Техногенная цивилизация - общество, для которого характерны:

- стремление преобразовать природу в своих интересах;

- свобода индивидуальной деятельности, определяющая относительную независимость по отношению к социальным группам.

Техногенная цивилизация возникла на развалинах средневековой цивилизации.

Традиционная цивилизация - общество, для которого характерны:

- высокая степень зависимости от природных условий бытия; а также

- жесткая связь индивида со своей социальной группой.

Центр цивилизации - исторически сложившийся центр, который характеризуется:

- общей художественной культурой, присущей роду, племени, союзу племен; а также

- общими языком и письменностью.

При этом центры цивилизации в достаточной мере независимы друг от друга.

Различают следующие центры цивилизации:

- Дальний Восток с центром в среднем и нижнем течении реки Хуанхэ;

- Средняя Азия;

- Восточное Средиземноморье;

- северная часть полуострова Индостан.

 

 

 

На сегодняшний день существует два методологических подхода к анализу истории социума. Первый - формационный, второй - цивилизационный. В рамках первого определяют две концепции - марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на понятии способа производства. Исходя из этого, происходит выделение определенных стадий в развитии общества - формаций. Концепция постиндустриального общества провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

Основная идея формационного подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Основная идея цивилизационного подхода - отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития.

К. Маркс в результате исследования всемирно-исторического опыта выделил новое понятие социальной философии - "формация". Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Учение об общественно-экономической формации показывает единство исторического процесса, что выражено, прежде всего, в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом, когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей формации, взаимодействуют и дополняют друг друга (Ф. Энгельс). Закономерно сменяя друг друга посредством революций, общественно-экономические формации оказываются, как правило, однозначно связанными со сменой религий, мировоззрения, искусства и культуры. При этом все общественные организмы воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации согласно способу производства.

Основным недостатком формационного подхода к истории называют выпадение из исторического познания множества элементов и связей общества как системы. Формационный подход, разработанный на основе анализа истории Западной Европы, охватывает особенности развития западной цивилизации. Но едва ли он применим к восточным обществам. Это почувствовал еще сам Маркс, выдвинувший проблему азиатского способа производства.

Второй подход к анализу исторического процесса - цивилизационный раскрывается сложнее, чем формационный. Это связано с тем, что не существует единой цивилизационной теории и единого понятия "цивилизация". Этот термин весьма многозначен. Сегодня цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия "культура" и "цивилизация" трактуются как синонимы. Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организационных инструментов, обеспечивающих людям достойную социально-экономическую организацию их общественной жизни. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.

Главное отличие цивилизационного подхода - отсутствие решающей детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает анализ общества "снизу", делая акцент на материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества "сверху", то есть с культуры (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.).

Классиками и наиболее яркими представителями этого направления являются Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.

Этот подход базируется не на выделении уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей в жизни общества. Сторонники цивилизационного подхода часто вообще не обращали внимания на материальную жизнь. К числу их заслуг следует отнести критику европоцентризма, идеи органической целостности каждой культуры, неповторимой индивидуальности культурно-исторических типов, практически полное исключение их взаимодействия и усвоения особенностей друг друга.

Цивилизационный подход еще развивается и совершенствуется как общеметодологический подход к анализу истории социума. Его сущность должна основываться на анализе общественно-исторического процесса. При этом необходимо применение достижений формационного подхода. Таким образом, произойдет смыкание цивилизационного и формационного подходов. На необходимость сохранения и использования формационного подхода к анализу общества и его истории указывают многие отечественные и зарубежные исследователи (Г. Макленнан). С ними нельзя не согласиться, поскольку каждый из рассматриваемых подходов необходим и важен, но недостаточен сам по себе. Цивилизационный подход не может объяснить причины и механизмы перехода от одной фазы цивилизационного развития к другой, а в рамках формационного подхода сложно описывать различие стран Запада и Востока.

Сегодня стоит задача предложить новую синтетическую социологическую парадигму, непосредственно связанную и с большинством прежних социологических теорий, и с современными проблемами.

 

 

Цивилизационный подход к изучению истории (теория "локальных цивилизаций" - является одним из критериев подхода к изучению истории. Существует несколько вариантов цивилизационного подхода. 1.Понятие "цивилизация" совпадает с индустриальной стадией развития. 2.Вместо понятия "цивилизация" вводится понятие "культурно - исторический тип". 3.Понятие "цивилизация" является основной типологической единицей истории. Принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия "цивилизация" разработаны английским историком, философом и социологом А.Д. Тойнби. По его мнению, история человечества - это совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые проходят через стадию возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Стимулом развития цивилизаций являются проблемы, встающие перед обществом ("вызов"). Это могут быть тяжелые природные условия, освоение новых земель, нашествие врага, социальный гнет и др. Общество должно найти "ответ" на этот вызов. Факторами, определяющими цивилизацию, являются: географическая среда обитания; система ведения хозяйства; социальная организация; религия и духовные ценности; политическая индивидуальность; особая ментальность, позволяющая воспринимать и осознавать мир и самих себя. Недостатком цивилизационного подхода является недоучет экономических и социальных характеристик развития истории отдельных обществ.

 

 

Эмиль Максимилиан Вебер (Макс Вебер нем. Max Weber; 21 апреля 1864, Эрфурт — 14 июня 1920, Мюнхен) — немецкий социолог, историк и экономист. Старший брат Альфреда Вебера.

В 1892—1894 годах приват-доцент, а затем экстраординарный профессор в Берлине, в 1894—1896 годах — профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 — в Гейдельбергском, с 1919 — в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономии в Вене. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских переговорах.

 

Макс Вебер (Max Weber) родился в 1864 г. в Эрфурте (Германия). Начальное и среднее образование получил в Берлине. В 1882 г. он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал юриспруденцию, историю и теологию. Прослужив год в армии, Макс Вебер продолжил свое образование в Берлине и Гёттингене. В 1889 г. он защитил докторскую диссертацию, а в 1893 г. стал профессором Берлинского университета. С 1894 г. Макс Вебер - профессор Фрайбургского университета, с 1897 г. он преподает в Гейдельберге. Однако вскоре тяжелое душевное расстройство заставило его отказаться от преподавательской деятельности. Он вернулся к ней только в 1919 г., заняв должность профессора Мюнхенского университета. Умер Макс Вебер в 1920 г. в Мюнхене.

Всемирную известность Максу Веберу принесла работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1905). Этим исследованием открывается серия религиоведческих публикаций Макса Вебера, которые после его смерти были собраны в трехтомнике «Сочинения по социологии религии» (1920 -1921).

Макс Вебер считается одним из основоположников социологии религии. При анализе религии Макса Вебера интересовала ее связь с другими социальными институтами, воздействие религиозных идей на общественную жизнь и на хозяйственную деятельность людей. Считая, что при изучении религии необходим исторический и функциональный подход, Макс Вебер придавал большое значение сравнительному анализу религиозных верований человечества.