Фатимиды (X-XII вв.)
22.10.12
Период удельных королей в Испании.
Власть сменялась 14 раз. От 23-29 независимых эмиратов соперничали друг с другом в мусульманской Испании – период междоусобных войн.
1031 г. – распад халифата
1085 г. – крестьяне отвоевали г. Толедо.
Мусульманские богословы объяснили потерю города Толедо упадком веры, отступлением от благочестия. Они показывали на удельных королей, которые интриговали – вот в чем беда и причина того, что крестьяне взяли Толедо. Всё это вылилось в гонения на немусульман. Началась политика преследования. Как результат: представители иных конфессий стали содействовать христианским рыцарям – реконкисте. Учёные, врачи поставляли свои силы, деньги христианами.
От этой политики пострадали сами мусульмане. Идея возврата к чистой вере была сформулирована и заявлена на Севере Африки – движение аль-моравидов. Их называли марабуты (по-арабски) – от слова «ребат» - крепость. Такие крепости строили сторонники чистого ислама. Проповедников этого учения выступил Абдаллах ибн Иссин. Он был бербером и богословом – учёным, который занимался разработкой мусульманских догм. Он выступил за аскетизм и т.д. Строились крепости и монастыри. Всё было направлено на то, чтобы мусульмане не отступали от предписанного Кораном. У аль-моравидов была своя армия – 30 тыс. человек. Их сражения, как с берберами, так и с представителями…
Новый вождь Юсуф ибн Ташфин в 1060 г. возглавил движение марабутов. Храбрый, одарённый человек, прославился своей кипучей деятельностью.
г. Марракеш был выстроен марабутами. Юсуф вместе со всеми месил глину при строительстве города. В 1060 г. войска Юсуфа взяли г. Кеш.
К 1082 г. эти альмаравиды заняли всю северную Африку и западную часть Магриба.
В арабской Испании удельные короли пытаются противостоять реконкисте.
В 1086 г. Юсуф высаживается в Испании и разбивает кастильскую армию в битве при Залакки. Юсуф, оказавшись в Испании, увидел, что там происходит. Тот образ жизни, который ведут мусульмане, совершенно противоречит представлению о жизни.
Он взял власть в свои руки. В 1089-1091 гг. он завоевал практически все эмираты, кроме Валенсии и Арагосы. И снова начались жестокие репрессии и против иноверцев, и против мусульман.
Юсуф вернулся в Марракеш, в Испании остались его наместники. Они стали жить в чудных городах и т.д. Постепенно они забыли то, с чего начиналось движение аль-моракидов.
Снова появляется новое движение для очищения веры: альмохады (те, кто выступает за чистое единобожие). Гос-во стало ещё больше, это движение возглавлял Абу Абдаллах Ибн Тумарт (1080-1130).
Ещё более жёсткий парень – громил муз. инструменты, запрещал всё. Он был человеком очень начитанным и глубоко знающим устои религии.
Ибн Турмарт решил отправиться к Марракешу. Он с убогим караваном достиг столицы. Сын Юсуфа был в затруднительном положении. Он видит, что то, что проповедует Ибн Турмарт – хорошо, но Ибн Турмарт вносит смуту и угрожает его власти. Советники предлагают ему изгнать Ибн Турмарта. Он колеблется, это помогает Турмарту уйти.
В течение 3 лет он собирает своих сторонников (Турмарт), он проявляет себя как политический деятель. В Атласских горах он всё подготовил – фанатичные войска и т.д.
В 1130 г. Абдаллаха ибн Турмата сменил Абд аль-Мух Мин (1130-1163 гг.).
Аль-моравиды разлагаются. Абд аль-Му мин строит Рибат аль-Фатх – «крепость победы». Город Рабат построен.
Абд аль-Мумин берёт территорию до Триполи.
Абу Якуб Юсуф (1163-1184)
Якуб аль-Мансур (1184-1199)
Мухаммед ан Насир (1199-1214 гг.)
После: династии Зайяниды (Алжир), Хафсиды (Ифрикия), Мериниды (Марокко).
Литература: Дьяков Н.Н. «Мусульманский магриб», Жюльен Ш.А. «История северной Африки», Уотт «Влияние ислама на средневековую Европу».
Арабская Испания: г. Кордова (27 университетов, 70 библиотек). Именно здесь появляется Али Ибн Наффи – он приносит во дворец испанских правителей понятие об искусстве жить красиво – мыть руки, причёски, косметика, музыка и т.д. Он был и законодателем мод, и специалистом в кулинарии. Всё это потом перешло в Европу.
Вопросы к экзамены:
1. гос-во Сасанидов
2. Аравия накануне ислама
3. Мухаммед
4. Халифат при 4 халифах
5. Аббасиды
6. Распад Аббасидов
7. Фатимиды в Египте
8. Салах ад-Дин
Завершился процесс этногенеза в Египте: копты и арабы. Исмаилизм –любой новообращённый мог быстро сделать политическую карьеру и дойти до высших слоёв общества, вне зависимости от того, когда он принял ислам. Исмаилиты снова дают равенство.
Исмаилиты пришли к власти по всей территории халифата: омеййадская Испания и Багдада оставались под властью суннитов. Багдад правда захватили горцы (шииты -?).
Что представляли собой Фатимиды? Захватили территорию организацией сектантского типа.
6 шиитский имам, у него 2 сына: Исмаил и Муса. Старший ведёт себя не благочестиво. Одни считают, что должен стать наследником 2, а кто-то, что 1.
В чём было развитие Фатимидами доктрины Исмаилизма: Мухаммед, Али и Фатима, Мухаммед Исмаил, период сокрытия, период сокрытия закончился и теперь мы имамы-халифы.
Учение состояло из 2 частей. Внешней (доступной всем) – она мало отличалась от шиитской доктрины; внутренней (доступна только посвящённым – 7 ступеней посвящения). Аллегорическое толкование Корона и шариата – внешнее.
Внутренняя: существует Бог-Абсолют, у него нет атрибутов, он не доступен человеку, молиться ему нельзя. Предвечным актом воли Бог-Абсолют выделил из себя эманацию – Мировой Разум (его атрибут – знание) – ему и надо молиться. Эта первая эманация выделяет вторую – Мировую Душу (атрибут – жизнь; мировая душа несовершенна и стремясь к этому совершенству выделяет из себя новые э.): пространство, время и первичную материю (пассивность) à земля, планета, созвездия, живые твари
Если высшая ступень Мировой Разум, то и Разум, знание – это предел совершенства. Поэтому спасение – это возврат к Мировому Разуму. И рай исмаилиты толковали совсем не как сады, а рай – это знание. Рай – аллегория состояния совершенного знания.
Зло – это незнание. И это всё исчезнет, когда люди придут к совершенному знанию. Весь этот мир невежества погибнет и исчезнет, когда люди получат эти знания.
Смысл всего этого был в том, чтобы показать простым верующим – доктрина доступна только посвящённым, их нужно слушаться беспрекословно. Отсюда строгая дисциплина и иерархия. Исмаилиты отказались от этнического принципа формирования элиты. Преданный и идеологически стойкий, политически активный – мог подняться. Такая чёткая организация начала борьбу за власть Северной Африки.
Из Сирии прибыл проповедник Абу Абдаллах, вербующий. Был взят Кайруан (990 гг.). За ним появляется Убайдаллах Махди (910-934 гг) – провозглашают халифом. Он в меньшей степени стремится к реализации социальной программы. Хотел вернуть почёт и власть семьи Али.
X в. – существуют на БВ: 3 халифата: Аббасидский, Омеййадский в Испании и Фатимидский в Северной Африке.
Вскоре начался конфликт между проповедником и Убайдаллах. Абу Абдаллах был убит.
Триумф был связан с именем халифа аль-Муизза. Его войска достигли Атлантического океана на западе, присоединили гос-во Идриссидов, Рустамидов и Аглабидов. На востоке остаётся незахваченным Египет.
14,19 и 25 гг. окончились провалами.
Причины неудач: ещё багдадский халиф посылал свои войска на помощь египетскому наместнику, египтяне сами противостояли. В самом гос-ве Фатимидов – восстание хариджитов. Не удавалось закрепиться в Египте. Халиф аль-Муизз тщательно подготовил наступление на Египет. Он дождался изменения внешнеполитической ситуации: Багдад захватили буиды (шииты). Византии было нанесено поражение на Сицилии. Аль-Муизз заключил мирный договор с имп. Никифором. Карматы вывели из под контроля Сирию и Палестину. Египет был ослаблен. Аль-муизз подумал и о военной стороне похода. На всем пути были вырыты колодцы, всем солдатам были выданы значительные суммы денег, были им обещаны ещё большие суммы в случае успеха. Была создана особая гвардия рабов. У Фатимидов это были в основном славяне. Действия сухопутной армии были поддержаны флотом (бывшим аглобидским).
В самом Египте к моменту завоевания настали не самые лучшие времена. Местный правитель умер, начался период политического хаоса, тут же страшный голод. Затем эпидемия чумы. Завоевание Египта прошло достаточно быстро. Уже 1 июля 969 г. фатимидские войска вступили в столицу Египта аль-Фустат. 9 июля уже торжественно было объявлено имя фатимидского халифа аль-Муизза. Он решил создать свою собственную столицу - аль-Медина аль-Хахера – КАИР.
Аль-муизз продумал политику относительно завоеванного населения. Завоеватели принесли людям не только новый порядок, но и хлеб, стали раздавать зерно. Любые случаи спекуляции пресекались.
Закончилась чума, аль-Муизз приехал в 973 г.
Впервые Египет был завоёван с запада.
Исмаилиты не навязывали своей идеологии. В идеологическом плане, приход новой династии был принят достаточно спокойно. Империя на 2 континентах.
Аль-Муизза приняли местные богословы, и им он должен был предъявить доказательство происхождения от Али и Фатимы (дочери пророка).
Согласно легенде, аль-Муизз выхватил меч и сказал «Вот моя родословная», потом указал на золотые монеты и сказал … примерно тоже самое.
Без колебаний Фатимиды применяют силы и деньги.
Что же сделали Фатимиды, чтобы у них были 2 эти компонента.
Аль-Муизз продолжал строить: 2 порта вблизи Каира – на Ниле, активно развивались экономические связи (с Италией и с гос-вами по Красному морю в том и другом направлении). Одной из важнейших реформ была налоговая. Фатимиды установили строжайший контроль откупщиков и чиновников. Взаимная слежка одних за другими.
Упрочение финансовой системы сделало Каир центром торговли.
Государственные запасы на случаи голода.
Сдача в аренду помещений.
Жёсткий гос. контроль. Не запрещалось частное предпринимательство и в производстве, и в торговле. И в результате такого контроля, всё привело к подъёму экономической жизни в Египте при Фатимидах.
Внешняя политика: борьба с карматами. Фатимиды объявили себя халифами, а карматы такую власть признавать не хотели.
При Фатимидах выстроена мечеть аль-Азхар – главный мусульманский центр обучения.
Халиф аль-Азиз продолжает войны с карматами.
Халиф аль-Хаким (996-1021 гг.). Он пришёл к власти в 11 лет. Со временем стал издавать указы, которые потрясали всю страну. Он выступал снова за строгое возвращение к нормам ислама и в самой жесткой форме. Он требовал, чтоб женщины и девушки реже появлялись на улицах, запрещено играть в шахматы, на муз. инструментах. Виноградные плантации были вырублены, а земля была полита солью. Религиозные меньшинства подвергались гонениям.
В конце жизнь аль-Хаким отказался от всего, что делал.
Начались мятежи в гвардии.
У аль-Хакима было обыкновение кататься на ослике вокруг Каира, он исчез. Тело его так и не было найдено.
Мухаммад ад-Дарази: «Аль-Хаким вознёсся на небо». Мухаммад ад-Дарази вынужден был бежать в горы Ливана, там основал секту Друзов. Они и по сей день ждут возвращения аль-Хакима на землю.
Результаты правления аль-Хакима: восстановить мощь династии ему не удалось, после него начинается распад. Но в результате таких очень жёстких притеснений многие христиане почли за благо принять ислам. Но после правления аль-Хакима ислам занял окончательно прочное место в религиозной жизни египтян.
На правление Аль-Мустансира приходится упадок в гвардии, смута, голод, чума à все богатства раздали, деньги солдатам, даже библиотека была разграблена. Тюркские гвардейцы разжигали книгами костры.
В результате: конфликт старшего и младшего сыновей. Покинули Египет наиболее активно настроенные исмаилиты, они нашли убежище в Иране, где под именем Хасана ас-Сабаха был провозглашён … Освобождение исмаилитов от гнёта. Именно этих исмаилитов назвали асасинами, которые вели борьбу с суннитскими правителями.
Сельджуки и крестоносцы. Когда крестоносцы взяли Аскалон (1153 г.) – он защищал рубежи Египте, Египет остался беззащитным.
Жуков Константин Александрович