Виды писем

Классификация переписки

Раздел 3. Особенности подготовки и оформления отдельных видов организационно-распорядительных документов (ОРД)

Лексические и грамматические проблемы, которые возникают при составлении и редактировании официальных текстов

Лексика · Сочетаемость слов · Использование терминов · Использование иностранных слов · Плеоназм · Тавтология · Различение паронимов Словарь сочетаемости слов русского языка/Под ред. П.Н.Денисова, В.В.Морковкина – М., 1983   Словари иностранных слов
Орфография · Правописание имен собственных · Имена прилагательные, образованные от имен лиц · Географические названия · Названия учреждений, организаций, предприятий · Названия документов, памятников культуры · Наименования должностей и званий · Словообразование: · Аббревиатуры · Графические сокращения · Правила графического сокращения слов · Правила аббревиации · Правила использования сокращений и аббревиатур · Определение грамматического рода аббревиатур Новый словарь сокращений русского языка. – М., 1995   ГОСТ Р 1.5-92. Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. – п. 4.12. Сокращения.
Грамматика (морфология) · Использование предлогов · Выбор падежа существительного при синонимичных словах · Склонение сложных составных слов · Склонение числительных Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка, изд. 3-е. – М., 1989   Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка, изд. 3-е. – М., 1984   Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка, изд. 3-е. – М., 1974
Грамматика (синтаксис) · Действительный, страдательный, безличный оборот · Расщепленное сказуемое · Согласование сказуемого с подлежащим · Порядок слов · Использование деепричастных оборотов · Нанизывание косвенных падежей · Структура сложного предложения
Композиция документа · Целесообразное количество информации · Структурирование текста в соответствии с содержанием  

 


ТЕМА 1. СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ ДОКУМЕНТАЦИИ

Один документ – это единичный акт документирования факта или действия.

Система документации – совокупность документов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих.

Самая общая, занимающая верхнюю позиции в комплексе систем — общегосударственная система документации, охватывающая все документы, возникающие и обращающиеся в стране. Их классифицируют по разным признакам: функциональному, отраслевому, уровням управления и т.д. Примеры функциональных систем документации: бухгалтерская, кадровая, архивная, организационная и др. Примеры отраслевых систем документации: медицинская, учебная, научно-исследовательская и др.

Однотипность значительного числа решаемых задач, единообразные технологии их документирования, повторяемость значительного объема обязательной информации позволили выделить ряд систем документации и сформировать единые требования к этим системам документации.

Государственная система стандартов и технических условий (ГГС)

была разработана в 1965 г., включает государственные стандарты, которыми определяются основные цел и задачи стандартизации; организация и методика проведения работ по стандартизации в стране; порядок разработки и внедрения стандартов; внесения в них изменений; государственного надзора и контроля за внедрением и соблюдением.

Единая система технологической документации (ЕСТД)

установила общие требования, связанные с разработкой форм технологических документов, правила выполнения основных надписей, правила оформления документов с учетом их автоматизированной обработки, комплектность документов, терминологию требования к составу применяемых в документах системы классификаторов технико-экономической информации.

Единая система конструкторской документации (ЕСКД)

Единая система проектной документации на капитальное строительство

Единая система технической подготовки пр-ва

Единая система стандартов автоматизированных систем управления (ЕСС АСУ)

Единая система программной документации (ЕСПД)

Система стандартов по управлению, библиотечному и издательскому делу (СИБИД)

Единая система внешнеторговой документации

Единая система классификации и кодирования технико-экономическойи социальной информации (ЕСККТЭСИ)

Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД)

Унифицированные системы управленческой документации

Унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД)

Унифицированная система банковской документации

Унифицированная система отчетно-статистической документации

Унифицированная система финансовой учетной и отчетной документации бюджетных учреждений и организаций

Унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятия

Унифицированная система документации по труду

Унифицированная система документации Пенсионного фонда РФ

Унифицированная система внешнеторговой документации.

Каждая система включает в себя комплексы документов.

УСОРД включает в себя:

  • Организационные документы
  • Распорядительные документы
  • Информационно-справочные документы
  • Документация по личному составу.

Цель создания систем документации – привести к единообразию процессы создания, изготовления, обработки документной информации, использованной на предприятиях и организациях независимо от форм собственности, практикующих как традиционные, так и компьютерные технологии обработки документации, в пределах РФ.

ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Организационно-правовые документы – комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи и функции предприятия, организацию его работ, права и обязанности, ответственность руководства и специалистов предприятия.

Устав– правовой акт, определяющий права, функции, структуру организации в сфере государственной, коммерческой или общественной деятельности.

Положение – нормативный акт, определяющий порядок образования, структуру, функции, права и обязанности организации, структурного подразделения, коллегиального органа (комиссии).

Структура и штатная численность – документ, который закрепляет наименования структурных подразделений организации и должностей, а также количество штатных единиц каждой должности.

Штатное расписание - документ, содержащий список структурных подразделений организации, должностей сотрудников и их окладов, утверждаемый руководителем или вышестоящим органом. Штатное расписание применяется:

Инструкция – нормативный акт, регулирующий организационные, производственные, финансовые и иные вопросы деятельности организаций, предприятий и должностных лиц.

Договор(контракт)– документ, представляющий собой соглашение сторон об установлении и регулировании каких-либо отношений.

Правила внутреннего трудового распорядка – документ, детально регламентирующий вопросы повседневной деятельности организации. Содержание документа должно полностью отвечать нормам и требованиям Трудового кодекса РФ, действующего с 02.02.2002.

ТЕМА 3. РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Приказ — правовой акт, издаваемый руководителем в целях разрешения производственных задач.

Приказы предприятия делятся на две основные группы:

  • Приказы по основной деятельности (производственным вопросам);
  • Приказы по личному составу (персоналу предприятия).

Распоряжение— правовой акт, издаваемый руководителем для разрешения оперативных вопросов.

Решение — документ, принимаемый коллегиальным органом в целях разрешения производственных задач, вопросов.

Решения могут приниматься по разнообразным вопросам, входящим в компетенцию коллегиальных органов (собрания акционеров, совета директоров, научно-технического совета и др.),

ТЕМА 4. ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Справочно-информационные документы предназначены для передачи информации от одного адресата к другому либо для фиксации каких-то информационных сведений. Эти документы могут не требовать исполнения, информации, заключенная в них, может побуждать к действию, а может быть только принята к сведению.

Протокол – документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях, конференциях.

Протокол оформляется на основе записей, которые велись на заседании секретарем вручную или с использованием диктофона.

В зависимости от вида заседания и статуса коллегиального органа выбирается форма протокола: краткая, полная или стенографическая.

Акт – это документ, составляемый группой лиц (преимущественно комиссией), подтверждающий установленные ими факты или события.

Акты составляются при ревизиях и обследованиях, инвентаризации, передаче товарно-материальных ценностей, передаче дел при смене должностных лиц, проведении испытаний новых изделий, оборудования, при сдаче в эксплуатацию законченных объектов и т.д.

При ревизии финансово-хозяйственной деятельности, проверке наличия товаров акт составляет одно должностное лицо.

Докладная записка – документ, адресованный руководителю данного или вышестоящего учреждения и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями.

Виды докладных записок: инициативная, информационная, отчетная, внешняя, внутренняя.

Объяснительная записка – документ, составляемый для пояснения отдельных положений выполненной работы (не содержит выводов и предложений).

Разновидностью является документ, который составляют при возникновении нештатных ситуаций, нарушениях трудовой и производственной дисциплины, дисциплинарных нарушениях, проступках (составляется рукописным способом).

Справка – документ, содержащий описание и подтверждение фактов и событий.

ТЕМА 5. СЛУЖЕБНАЯ ПЕРЕПИСКА

Письмо (служебное письмо, деловое письмо, деловая корреспонденция)

– обобщенное название различных по содержанию документов, служащих средством общения между учреждениями в процессе осуществления их деятельности.

Основной признак, по которому письма выделяются в особую группу документов, — пересылка их по почте, с использованием телеграфа, аппаратов факсимильной связи, компьютерных сетей (электронная почта).

По тематическому признаку:

  • деловое письмо (экономические, правовые, коммерческие и др. формы деятельности);
  • коммерческое письмо (заключение и выполнение коммерческих сделок, вопросы сбыта и снабжения)

По функциональному признаку:

  • требующие ответа (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация, письмо-обращение)
  • не требующие ответа (сопроводительное письмо)

По признаку адресата:

  • обычные
  • циркулярные (в несколько адресов, обобщенный адресат)
  • Сопроводительное письмо (выполняет функцию этикетки, прикладываемой к отправляемым документам для фиксирования факта отправки), письмо-подтверждение, письмо-напоминание, письмо-извещение, письмо-заявление,
  • Письмо-просьба, запрос;
  • Информационное письмо (сообщение о каком-то факте или мероприятии или пропаганда деятельности организации или различной продукции)
  • Письмо-извещение (Ставим Вас в известность; Сообщаем Вам...)
  • Рекламное письмо (описание рекламируемых товаров и услуг)
  • Письмо-напоминание (Напоминаем; просим ускорить)
  • Гарантийное письмо (2 части; просьба + подтверждение гарантий). (Просим изготовить... Оплату гарантируем)
  • Письмо-рекламация (претензия) (О возмещении ущерба).
  • Письмо-ответ.
  • Письмо-предложение (оферта) – предложение одного лица (оферента) о заключении договора с другим лицом (акцептантом) с указанием срока действия
  • Этикетные письма (поздравления; приветствия, приглашения, извинения, прощания, благодарственные письма, соболезнования) (рекомендуется оформлять рукописным способом).

Требования к тексту служебного письма:

ü ясность

ü простота изложения

ü полнота информации

ü грамотность

ü уважительный тон изложения

ü четкость

ü краткость изложения

ü обоснованность аргументов.

Письмо оформляют в 2-х экземплярах (1-й экз. на бланке отправляется адресату; 2-й подшивается в дело);