Билет 4
1.Мировоззрение и его роль в жизни человека
1.Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
2.Структура внутреннего мира:
· познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
· эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
· чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
· мировоззрение
· направленность личности
3.Мировоззрение– система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:
1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности
2. Пути формирования: стихийный, осознанный.
3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;
4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.
5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.
6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.
4.Убеждения– устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.
Типы мировоззрения:
· Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
· Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)
· Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.
5.Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
2. Многообразие социальных групп
Любое крупное сообщество людей делится на разнообразные группы и слои. Причины такого расслоения общества могут быть самыми различными: наличие собственности или ее отсутствие; различие социального престижа и отношения к власти; неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе; генетические черты и предписанные статусы (происхождение, родственные связи, личные качества, способности); разное гражданство; специфический род занятий; религиозная или национальная принадлежность и т.д. Социальная группа — это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена в отношении других. Таким образом, основной отличительной чертой социальной группы является взаимодействие между ее членами. Люди, находящиеся в вагоне метро не будут социальной группой до тех пор, пока какая-либо внешняя причина не заставит их взаимодействовать друг с другом. Группы могут быть первичными и вторичными: Первичные группы — каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компания). Здесь обычно формируется личность, каждый находит интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. Вторичные группы — социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер — бригада, тренер — команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. Социальная структура общества – совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. Основные элементы социальной структуры общества: • Классы (рабочие, служащие, интеллигенция); • Жители города и деревни; • Представители умственного и физического труда; • Сословия (средний класс, духовенство, предприниматели, богема); • Социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); • Национальные общности (нации, народности, этнические группы). Понятно, что в разное время социальная структура общества была не одинаковой. В этой связи выделяют типы социальных структур: • Рабовладельческого общества (рабы и рабовладельцы); • Феодальное общество (феодалы, крепостные крестьяне, духовенство, ремесленники, купцы); • Капиталистическое общество (рабочие, крестьяне, служащие, бизнесмены, промышленники, банкиры, духовенство); • Социалистическое общество (рабочий класс, кооперативное крестьянство, интеллигенция, предприниматели, другие профессиональные группы). Надо заметить, что с развитием общества его социальная структура усложняется. Также и связи и отношения между людьми становятся все глубже и сложнее. Этническая группа — группа людей, имеющих общие культурные, языковые или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия — язык, культура, религия, а расовые черты передаются по наследству. Как правило, в современных государствах живут многочисленные этнические группы. Характерная черта этнической группы — ее члены классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую они всеми способами стремятся сохранить. Таким образом, этническую общность можно охарактеризовать как объединение людей, имеющих общие культурные, языковые, религиозные или расовые черты, общее происхождение и осознающих свою причастность к единой группе. Большинство ученых выделяют три основных вида этнических общностей, существовавших в истории человечества — племена, народности и нации. Племена считаются исторически первым этническим объединением. С возникновением государств племена стали превращаться в народности — более крупные общности с единством языка, территории, экономическими и культурными связями. Под нациями понимается устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культуры, совместного проживания и тесного общения между собой. Самым главным при возникновении наций являются налаженные отношения — экономические, политические, культурные и межличностные. Исторически они появились с распространением торговых отношений.