Права чела и гр-на.

Историческое развитие института прав и свобод чела и гр-на.

История прав и свобод – это история прогрессирующего расширения правового признания в кач-ве чела тех или иных людей для того или иного круга отношений, история обогащения и распространения принципа правового равенства на все более широкий круг людей и отношений.

Великая идея естественноправового равенства и свободы всех людей была высказана уже античными мыслителями (софистами, Платоном, Аристотелем, стоиками, римскими юристами).

Ранняя страница распространения идеи прав и свобод на женщину связана с платоновской концепцией идеального строя, где женщины равноправны с мужчинами.

Интернационализация и универсализация идеи равноправия всех людей, связана с усилиями и римских стоиков (от Зедона до Сенеки), благодаря которым идея равенства людей как сограждан была выведена за узкополисные и этнические рамки и распространена на всех представителей чел рода.

На новой основе идея всеобщего равенства и свободы людей была развита идеологами христианства.

В средние века идея правового равенства продолжала развиваться, в различных формах и направлениях; вместо прежней поляризации между правосубъектностью свободного и бесправием раба складывается более разветвленная и детализированная структура права и правового общения. Принцип правового равенства стал распространяться на более широкий круг людей и отношений.

Практическое выражение этой идеи в правовых актах того времени неизбежно носило сословно-ограниченный хар-р и представляло собой закрепление сословных прав и свобод. Впоследствии, с т.зр истории прав чела нужно отметить содержательную связь, логику преемственности в частности актов, как английская Великая Хартия Вольностей (1215г), Билль о правах (1689г), Декларация независимости США (1776г), современные пакты о правах чела. Уже на материале этих правовых документов видна логика формирования юр норм, институтов прав и свобод чела, утверждение этих норм и институтов первоначально в сословно-ограниченном варианте, последующее развитие первичной модели, обогащение ее содержания, распространение ее (в разных модификациях) на др. соц слои и страны, наконец, признание универсального хар-ра прав чела современным мировым сообществом.

Во всем этом процессе постепенной универсализации (сначала на внутригос, потом на международном уровне) положений о правах чела существенную роль сыграли представления о прирожденных и неотчуждаемых естественных правах, которые сохраняясь в условиях гос-ти, должны быть признаны и гарантированы публичными властями и з-ми.

Важный составной момент новых представлений о неотчуждаемых естественных правах чела и их соблюдении в гос состоянии была концепция общественного договора как правовой основы деят-ти гос-ва и правового хар-ра его взаимоотношений с индивидами. В положение о естественном праве людей входило оказание сопротивления насилию властей, нарушающих условия общественного договора.

Последовательная либеральная доктрина прав и свобод чела была разработана Дж.Локком. Каждый чел, писал он, по з-ну природы имеет право отстаивать «свою собственность, т.е свою жизнь, свободу и им-во». Обеспечение этих неотчуждаемых прав и является главной целью договорного объединения в гос-во и передачи себя под его власть.

Эти и сходные идеи о правах и свободах чела постепенно получали официальное признание и закрепление в разного рода декларациях и конституционных актах.

 

Прежде чем рассматривать права чела и гр-на, важно соотнести между собой категории «чел», «личность», «гр-н».

Понятие «чел» хар-ет его с биологической стороны, как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.

Понятие «личность» хар-ет чела с социальной стороны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда чел не обладает качествами личности – признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).

Понятие «гр-н» хар-ет чела с юр стороны, находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным гос-м; выражается в совокупности взаимных прав, обяз-тей и ответственности и основанной на уважении и признании прав чела.

Права чела – это охраняемая з-м мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов чела.

Права чела – универсальная категория, представляющая собой, вытекающие из самой природы чела возможности пользоваться элементарными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе.

Права чела и гр-на зафиксированы во 2 гл. КРФ.

Правам чела присущи следующие признаки:

· они возникают и развиваются на основе природной социальной сущности чела с учетом постоянного изменяющихся условий жизни общества;

· складываются объективно и не зависят от гос признания;

· принадлежат индивиду от рождения;

· имеют неотчуждаемый, неотъемлемый хар-р, признаются как естественные (как воздух, земля, вода);

· являются непосредственно действующими;

· признаются высшей социальной ценностью;

· выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

· представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и гос-м, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

· их признание, соблюдение и защита являются обяз-тью гос-ва.

Для реализации таких прав чела, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения чела и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гр-на, а для реализации остальных прав требуется, чтобы чел был гр-м, личностью.

Права гр-на – это охраняемая з-м мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого чела, а лишь того, который находиться в устойчивой правовой связи с конкретным гос-м. В отличие от прав гр-н права чела не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последние могут существовать независимо от их гос признания и законодательного закрепления, вне связи чела с конкретной страной.

Свобода личности – это тоже право гр-на, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.