Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

13.

12.

Договоры на передачу авторских, смежных с ними и патентных прав

12.1.

Договоры о передаче авторских и смежных с ними прав

 

Основанием приобретения прав на произведение издательствами, театрами, студиями, другими предприятиями, физическими и юридическими лицами служит договор с автором. Авторский договор представляет собой реализацию авторских правомочий, так как использование произведения автора другими лицами допускается не иначе, как на основании договора с автором или его правопреемниками.

 

Традиционно договоры, опосредующие передачу авторских и смежных прав, называют авторскими договорами. Следует отметить, что действующее законодательство не делает прямого различия между авторскими и патентными договорами, упоминая лишь о двух видах (ст. 1233 ГК РФ): договоре об отчуждении исключительного права и лицензионном договоре.

 

В литературе существует мнение, согласно которому авторский договор — это договор, по которому автор произведения литературы, науки и искусства или его правопреемники, с одной стороны, передают другой стороне, пользователю, имущественные права в установленных пределах, на срок, территорию, согласованные сторонами, и за определенное вознаграждение либо безвозмездно.

 

Авторский договор относится к гражданско-правовым договорам. По прямому указанию п. 2 ст. 1233 ГК РФ к нему применимы правила об обязательствах (ст. 307—419) и о договоре (ст. 420—453), поскольку иное не установлено правилами настоящего раздела и не вытекает из содержания или характера исключительного права.

 

Исходя из общепринятой классификации договоров в гражданском праве, авторский договор является двусторонним (по количеству сторон), при этом обязательства автора или иного обладателя авторского нрава, с одной стороны, и пользователя — с другой, взаимны. Авторские договоры могут быть и многосторонними, если в правоотношении участвуют несколько авторов или несколько пользователей, каждый из которых обладает определенными правами и обязанностями. Многосторонним договором является авторский договор, в котором каждый из соавторов выступает как сторона.

 

Авторский договор является консенсуальным, так как для его заключения и вступления в действие достаточно согласия автора и пользователя. Следующая характеристика авторского договора — это его, как правило, возмездный характер (ст. 1234, 1235 ГК РФ). Как по договору об отчуждении исключительного права, так и по лицензионному договору приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, не применяются.

 

На практике встречное удовлетворение может быть выражено в передаче издательством автору экземпляров готового произведения, хотя такая передача в судебном порядке будет расценена как предоставление авторских экземпляров.

 

В литературе неоднозначно решается вопрос о предмете авторского договора. По мнению многих исследователей, таковым может выступать произведение науки, литературы и искусства, по поводу которого стороны заключили соглашение, либо имущественные права, которые автор или иной правообладатель уступает пользователю.

 

В первом случае речь идет о предмете авторского договора заказа, во втором — предметом авторского договора является не само произведение, а права, которые по нему передаются, т.е. авторские права, действующие в отношении определенного произведения.

 

В законодательстве предмет авторского договора определен как права, передаваемые по договору (исключительное право или право использования). Таким образом, если в авторском договоре не указан объем передаваемых прав, договор может быть признан несостоявшимся.

 

По утверждению С.А. Чернышевой, предметом договора между автором и издателем стали конкретные права, которые передает автор. Произведение как предмет договора отошло на второй план. Смещение акцента с результата творческого труда автора на его права вряд ли оправданно.

 

Субъектами авторско-договорных отношений являются физические, юридические лица, государство — так сказать, субъекты в широком смысле. Первоначальные же субъекты авторского права, творцы — это физические лица (граждане, иностранцы и лица без гражданства), поскольку именно их творческим трудом создается произведение. Только в лице автора право является первоначальным, в лице других субъектов оно носит производный характер, стоит в зависимости от воли автора.

Дистанционное обучение для тех, кто ценит свое время по доступным ценам

12.1.1.

Классификация авторских договоров

 

Авторские договоры могут быть сгруппированы по различным основаниям, например, по способу использования произведения (издание — издательский договор, постановка — постановочный договор и др.).

 

Следующим основанием деления авторских договоров, закрепленным законодательно, является передача исключительных и неисключительных авторских прав.

 

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК РФ). Таким образом, отличительной характеристикой данного вида сделок является исполнение договора посредством передачи приобретателю полного объема исключительных прав на произведение.

 

Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора. В связи с тем, что авторские права не требуют государственной регистрации, она не требуется и в отношении заключенных договоров. Исключение составляют договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированные программы для ЭВМ или базы данных. Такие соглашения (а также и переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора) подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 5 ст. 1265 ГК).

 

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Как правило, переходит оно в целом. Однако автор или иной правообладатель может оставить часть этих прав за собой, разделить их поровну с покупателем. При этом всегда за автором сохраняются личные неимущественные права, которые могут принадлежать только автору произведения.

 

При существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю в установленный договором об отчуждении исключительного права срок вознаграждение, прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков, если исключительное право перешло к его приобретателю. Если исключительное право не перешло к приобретателю, то правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

 

Договор о передаче неисключительных прав разрешает покупателю использовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами, и всегда выгоден для автора. Такой договор в авторском праве называется лицензионным договором о предоставлении права использования произведения (ст. 1286 ГК РФ).

 

Согласно п. 1 ст. 1286 ГК РФ, по лицензионному договору одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) — предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.

 

Такой договор должен быть заключен в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен как в письменной, так и в устной форме. Это вызвано короткими сроками опубликования материала в газетах и журналах.

 

Отдельные положения указанной статьи ГК РФ посвящены порядку заключения лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных, которое допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Такой договор может заключаться устно, совершением конклюдентных действий. Начало использования таких программы или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора.

 

В соответствии с общими положениями ГК РФ об авторских договорах, лицензионный договор может быть как возмездным, так и безвозмездным. Если он указан сторонами как возмездный, цена является существенным условием. Специальными предписаниями п. 4 ст. 1286 ГК РФ устанавливается, что в возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения правообладателю за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения. В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме. При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. Лицензионный договор должен содержать следующие существенные условия:

 

1) предмет договора — путем указания на результат интеллектуальной деятельности, право использования которого предоставляется по договору с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство);

 

2) способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

 

Еще одно существенное условие лицензионного договора — территория, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности. Если территория, на которой допускается использование такого результата или такого средства, в договоре не указана, лицензиат вправе осуществлять их использование на всей территории Российской Федерации.

 

Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если ГК РФ не предусмотрено иное.

 

В случае прекращения исключительного права лицензионный договор прекращается.

 

Лицензионный договор может предусматривать (ст. 1236 ГК):

 

1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);

 

2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

 

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

 

Кроме этого, договор может носить смешанный характер. В одном лицензионном договоре в отношении различных способов использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации могут содержаться условия, предусмотренные для лицензионных договоров разных видов.

 

Ст. 1287 ГК РФ из общей группы лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения выделяет особый вид сделок: издательский лицензионный договор, который определяется как договор о предоставлении права использования произведения, заключенный автором или иным правообладателем с издателем, то есть с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение. В рамках этого договора лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков. В случае отсутствия в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования.

 

Еще одно основание классификации авторских договоров — наличие или отсутствие самого произведения на момент заключения договора. Авторский договор может быть заключен на уже существующее произведение или на произведение, еще не обретшее реальной формы.

 

Последний определяется в законодательстве как договор авторского заказа (ст. 1288 ГК). По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

 

Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.

 

Это соглашение может носить как исключительный, так и неисключительный характер. Соответственно, предметом договора может быть отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, либо же предоставление права использования этого произведения в установленных договором пределах. В первом случае к такому договору соответственно применяются правила Гражданского кодекса о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное, во втором — правила о лицензионном договоре.

 

Для заказчика имеет значение срок создания и представления автором произведения по договору заказа. Вследствие этого, как указано в п. 1 ст. 1289, условие о сроке создания произведения является существенным. Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным. Помимо этого стороны предусматривают сроки для устранения замечаний, сроки рассмотрения представленного произведения.

 

В случае, когда срок исполнения договора авторского заказа наступил, автору при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок. По истечении льготного срока заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа.

 

Заказчик также вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.

 

Авторским договором заказа может быть установлено и соглашение о «творческой неудаче», т.е. последствиях недостижения обусловленного результата. Если произведение не будет соответствовать требованиям, установленным в специальной заявке, то автор по требованию заказчика в пределах условий договора обязан осуществить доработку произведения. Стороны должны сами предусмотреть в договоре как сроки рассмотрения произведения, так и сроки рассмотрения доработок и поправок, сделанных автором. В противном случае произведение должно быть рассмотрено заказчиком в разумные сроки, которые в случае спора может установить суд. Сколько раз заказчик может возвращать произведение автору на доработку, лучше сразу оговорить в договоре.

 

На заказчике лежат следующие основные обязанности: рассмотрение представленного произведения, его дальнейшее использование и распространение, выплата автору вознаграждения.

12.1.2.

Содержание авторских договоров

 

Автор (правообладатель), заключая договор об использовании произведений, должен предупредить пользователя (покупателя) о том, что существуют другие пользователи, например, неисключительных прав, которым правообладатель (продавец) передал ранее эти права.

 

Не уведомив своих покупателей при заключении договора об использовании произведений о такой ситуации, автор тем самым нарушит существенные условия. Такое нарушение может повлечь либо изменение предмета авторского договора, либо изменение цены. Дело в том, что, согласно указанию ст. 1235 ГК РФ, переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности к новому правообладателю не является основанием для изменения или расторжения лицензионного договора, заключенного предшествующим правообладателем. Нарушение автором обязанности не заключать с другими пользователями (например, издательствами) новых договоров дает право покупателю-заказчику не только расторгнуть договор, но и взыскать с автора понесенные убытки.

 

Пользователь не вправе без согласия автора вносить в произведение какие-либо изменения, в частности, сокращать его объем, снабжать произведение предисловиями и комментариями и т.д. Организация-пользователь обязана соблюдать все личные неимущественные права автора. При заключении договора автор может дать согласие на изменение своего произведения, например, включение биографии самого автора, предисловия, работ фотохудожника и др. Но эти изменения необходимо осуществлять в пределах заключенного договора.

 

В качестве управомоченного лица договор от издательства может заключать главный редактор, директор или другие должностные лица. В учредительных документах любой организации указывается, кто имеет право подписывать договор или кому это поручается по доверенности либо внутренним приказом организации. Соответственно, автор при исполнении договора должен передать рукопись для принятия именно тому должностному лицу, который наделен такими полномочиями своей организацией.

 

Немаловажное значение как при договоре литературного, художественного заказа, так и при других авторских договорах, имеет личность автора. Автор не вправе без согласия заказчика передать обязанность создать произведение другому лицу либо пригласить соавтора, поскольку в этом случае фактически изменяется другая сторона договора. Кроме того, заказчик при этом вправе отказаться от принятия произведения на том основании, что оно выполнено не лично автором, и у заказчика не возникает перед соавтором обязанности выплаты вознаграждения за созданное произведение.

 

Специфические правила установлены для исполнения лицензионных договоров. В соответствии со ст. 1237 ГК РФ, лицензиат обязан представлять лицензиару отчеты об использовании результата интеллектуальной деятельности, если лицензионным договором не предусмотрено иное. Если в лицензионном договоре отсутствуют условия о сроке и порядке их представления, такие отчеты должны предоставляться лицензиару по его требованию.

 

В течение срока действия лицензионного договора лицензиар обязан воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление лицензиатом предоставленного ему права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах.

 

Ответственность автора по договору об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионному договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности автора (ст. 1290 ГК РФ).

 

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора авторского заказа, за которое автор несет ответственность, автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику.

12.2.

Договоры о передаче патентных прав

12.2.1.

Договор о передаче исключительных прав (уступки патента)

 

Как уже было отмечено выше, переход исключительных прав патентообладателя может происходить в порядке универсального или сингулярного правопреемства. Сингулярное правопреемство осуществляется на основании гражданско-правового договора — договора об отчуждении исключительного права (уступке патента).

 

Договор о передаче исключительных прав (уступке патента) — гражданско-правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (патентообладатель) передает или обязуется передать исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец (уступить патент) в полном объеме другой стороне (приобретателю патента) (ст. 1365 ГК РФ).

 

Договор может быть как консенсуальным, так и реальным. Он может быть как возмездным, так и безвозмездным. Несмотря на отсутствие запрета на безвозмездную уступку патента передача исключительных прав, как правило, осуществляется на платной основе, что связано, в частности, с тем, что патентообладатель несет финансовые затраты на получение патента.

 

Договор является двустороннеобязывающим, т.е. наделяет каждую из сторон и правами, и обязанностями.

 

Закон устанавливает возможность уступки патента любому юридическому или физическому лицу, которые и будут признаваться сторонами договора.

 

Единственным существенным условием договора является его предмет. Предмет договора составляет передача патента не как вещи, а как юридического документа, удостоверяющего приоритет, авторство на объект и исключительное право на его использование. Условие о предмете должно быть сформулировано таким образом, чтобы можно было установить имя или наименование патентообладателя, название объекта прав, номер патента и дату приоритета запатентованного объекта.

 

Цена не является существенным условием данного договора, однако в случае возмездной уступки патента она должна быть указана в договоре, поскольку в данной ситуации не может быть применено правило п. 3 ст. 424 ГК РФ (ст. 1234 ГК РФ).

 

Договор должен быть заключен в письменной форме, и подлежит обязательной регистрации в Роспатенте. Закон не устанавливает требования о том, чтобы договор был заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, однако другие способы, предусмотренные ст. 434 ГК РФ, являются неприемлемыми ввиду необходимости регистрации договора в Роспатенте. При несоблюдении правила о регистрации договор считается недействительным. Регистрации подлежат также изменение и расторжение договора об уступке патента.

 

В соответствии со ст. 1366 ГК РФ, заявитель, являющийся автором изобретения, при подаче заявки на выдачу патента на изобретение может приложить к ее документам заявление о том, что в случае выдачи патента он обязуется передать исключительное право на изобретение (уступить патент) на условиях, соответствующих установившейся практике, лицу, первому изъявившему такое желание и уведомившему об этом патентообладателя и Роспатент — гражданину РФ или российскому юридическому лицу. При наличии такого заявления патентные пошлины, предусмотренные законом, в отношении заявки на изобретение и патента, выданного по такой заявке, не взимаются. Роспатент публикует сведения об указанном заявлении. Патентообладатель обязан заключить договор о передаче исключительного права на изобретение (уступке патента) с лицом, изъявившим такое желание.

 

Лицо, заключившее с патентообладателем договор о передаче исключительного права на изобретение (уступке патента), обязано уплатить все патентные пошлины, от уплаты которых был освобожден заявитель (патентообладатель). В дальнейшем патентные пошлины уплачиваются в установленном порядке.

 

Для регистрации Роспатентом договора об уступке патента к заявлению о регистрации договора должен быть приложен документ, подтверждающий уплату всех патентных пошлин, от уплаты которых был освобожден заявитель (патентообладатель). В случае, если в течение двух лет с даты публикации сведений о выдаче такого патента в Роспатент не поступило уведомление в письменной форме о желании заключить договор, патентообладатель может подать ходатайство об отзыве своего заявления. В этом случае патентные пошлины подлежат уплате.

12.2.2.

Лицензионный договор о предоставлении права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца

 

В отличие от договора об уступке патента, в рамках лицензионных договоров происходит не полная, а частичная передача исключительных прав патентообладателя. Лицензионный договор — гражданско-правовой договор, в силу которого патентообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право на использование охраняемого изобретения, полезной модели или промышленного образца в объеме, предусмотренном договором (ст. 1367 ГК РФ).

 

Договор является консенсуальным или реальным, двустороннеобязывающим и, как правило, возмездным.

 

Стороны договора. Закон не устанавливает каких-либо специальных требований к лицензиару. В качестве лицензиата может выступать патентообладатель.

 

Существенным условием договора является его предмет — предоставление права на использование запатентованного объекта. Предмет должен быть сформулирован таким образом, чтобы определить объем передаваемых прав. Договором может быть предусмотрено право лицензиара заключать сублицензионные договоры (ст. 1238 ГК РФ).

 

Цена договора не является существенным условием, однако само легальное определение лицензионного договора предусматривает возможность внесения лицензиаром лицензиату платежей в порядке, установленном договором. Вместо или вместе с внесением платежей на лицензиара может быть возложена обязанность по поддержанию патента в силе (уплате патентных пошлин) и другие обязанности имущественного или неимущественного характера.

 

Закон ничего не говорит о сроке лицензионного договора. Лицензионный договор может быть заключен без указания срока действия, т.е. на период действия патента, либо с указанием срока действия. Таким образом, лицензионный договор всегда носит срочный характер.

 

Форма договора и его регистрация. К форме договора предъявляются такие же требования, как и к форме договора об уступке патента.

 

Виды лицензионных договоров. Существует несколько оснований для классификации лицензионных договоров.

 

По предмету:

 

лицензионные договоры на изобретения;

 

лицензионные договоры на полезные модели;

 

лицензионные договоры на промышленные образцы.

 

По объему передаваемых прав:

 

простые лицензии — лицензиар передает и разрешает использовать лицензиату право на запатентованный объект в пределах территорий, обусловленных соглашением, и на определенный срок, оставляя за собой право как самому использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец, так и предоставлять аналогичные лицензии другим лицам;

 

исключительные лицензии — лицензиар передает и разрешает использовать лицензиату запатентованный объект единолично в пределах территориальных ограничений, установленных соглашением, и на определенный срок, отказываясь от права предоставления лицензий третьим лицам и от права самому использовать запатентованный объект в тех же пределах, что и лицензиат;

 

полные лицензии — лицензиар передает и разрешает использовать запатентованный объект без каких-либо ограничений на срок действия лицензионного соглашения, полностью отказываясь от самостоятельного использования запатентованного объекта на тот же срок;

 

сублицензии — лицензиат, обладающий правом на запатентованный объект в силу полной или исключительной лицензии, передает и разрешает использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец сублицензиату в объеме, обусловленном соглашением, и на определенный срок, в пределах предоставленных ему прав по полной или исключительной лицензии.

 

По свободе заключения договора:

 

договоры, заключаемые на основе принципа свободы договора;

 

открытые лицензии — патентообладатель может подать в Роспатент заявление о предоставлении любому лицу права на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца (ст. 1368 ГК). Размер патентной пошлины за поддержание патента в силе уменьшается в этом случае на 50%, начиная с года, следующего за годом публикации Роспатентом сведений о таком заявлении. Лицо, изъявившее желание использовать указанное изобретение, полезную модель или промышленный образец, обязано заключить с патентообладателем договор о платежах.

 

13.1.

Понятие и правовой режим средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг)

 

Юридические лица испытывают необходимость в индивидуализации не только отдельных сторон или результатов своей деятельности, но и юридического лица как единого целого. Потребность в индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности обусловлена заинтересованностью самой организации как участника гражданского оборота, а также необходимостью защиты ее контрагентов, потребителей ее продукции (работ, услуг). Нельзя отрицать, что определенный интерес в вопросах индивидуализации существует и у государства.

 

Основная цель гражданско-правовой индивидуализации — обособление юридического лица среди субъектов гражданских правоотношений. В то же время наименование организации, использование зарекомендовавших себя товарных знаков и наименований места происхождения товара служат и защите прав потребителей. Таким образом, индивидуализация необходима в первую очередь лицам, участвующим в гражданском обороте в качестве предпринимателей. Поэтому субъектный состав прав на средства индивидуализации в зависимости от их вида может как включать физических лиц, так и ограничиваться только юридическими лицами.

 

Гражданско-правовая индивидуализация юридического лица и результатов его деятельности рассматривается в литературе как правомерная юридически значимая деятельность по применению предусмотренных законом средств индивидуализации, протекающая в определенных гражданско-правовых формах и направленная на обособление юридического лица и результатов его деятельности среди других участников гражданских правоотношений.

 

Под гражданско-правовой индивидуализацией юридического лица и результатов его деятельности понимается совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие между физическими, юридическими лицами и государством по поводу приобретения, использования, распоряжения и охраны средств индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности. В свою очередь, под средствами индивидуализации физических лиц понимают определенные условные обозначения (словесные, изобразительные, объемные, звуковые, комбинированные и др., а также знаки, символы), при помощи которых лицо выделяется среди массы остальных себе подобных. Сказанное можно отнести и к результатам деятельности физических лиц.

 

Средства гражданско-правовой индивидуализации могут быть как предусмотрены действующим законодательством (наименование юридического лица, место нахождения юридического лица), так и применяться в силу сложившихся обычаев.

 

В то же время правовой защите в качестве объектов исключительных прав подлежат не все средства индивидуализации участников оборота и результаты их деятельности. Исключительное право может быть установлено только на средства индивидуализации юридического лица, а также индивидуализации выполняемых работ и услуг, используемые участниками гражданского оборота в целях персонификации (идентификации) как самих себя, так и своей продукции, работ или услуг.

 

Фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак и другие средства индивидуализации являются нематериальными благами и одновременно объектами исключительных прав. Напротив, наименование места нахождения лица (одно из обязательных средств индивидуализации) к объектам исключительных прав не относится. Поэтому в дальнейшем речь пойдет лишь о таких средствах индивидуализации, которые могут выступать объектами исключительных прав.

 

К таковым относятся средства индивидуализации, являющиеся плодом умственной деятельности тех или иных лиц. Основное качество указанных средств состоит не в их самоценности, а, скорее, в их содействии созданию здоровой конкурентной среды путем различения как отдельных предпринимателей, так и изготовляемой ими продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.

 

В системе средств индивидуализации могут быть выделены следующие группы:

 

1) средства, направленные на индивидуализацию юридического лица как субъекта гражданского права (наименование юридического лица, место нахождения юридического лица, коммерческое обозначение, доменное имя);

 

2) средства индивидуализации результатов деятельности юридического лица: товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.

13.1.1.

Право на наименование юридического лица (фирменное наименование)

 

Действующее гражданское законодательство обязывает любое юридическое лицо иметь свое наименование (п. 1 ст. 54 ГК РФ). Оно определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц.

 

Законодательство связывает специфику правового режима наименования и соответственно предъявляемые требования к нему с принадлежностью организации к определенному виду юридических лиц. Согласно ст. 54 ГК РФ коммерческие организации должны иметь фирменное наименование (фирму). Под фирменным наименованием (фирмой) понимается то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди иных участников гражданского оборота.

 

К фирменному наименованию закон предъявляет ряд требований. Прежде всего, в соответствии с принципом истинности наименование предпринимателя должно правдиво отражать правовое положение, т.е. содержать указания на организационно-правовую форму предприятия, в необходимых случаях — на его тип, профиль деятельности, личность владельца (имена, наименования их участников). Указание на организационно-правовую форму юридического лица несет в себе информацию об основных признаках организации: является ли она коммерческой или некоммерческой, как строится ее ответственность и т.д. Законы об отдельных видах юридических лиц, в том числе и нормы ГК РФ, требуют включения дополнительных сведений в наименования юридических лиц соответствующего вида (см., например, п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107, п. 3 ст. 113, п. 3 ст. 115, п. 3 ст. 116, п. 4 ст. 118, п. 5 ст. 121 ГК РФ).

 

Кроме того, фирменное наименование должно обладать отличительными признаками, которые не допускали бы смешения одной фирмы с другой, т.е. должно быть новым и отличным от уже используемых наименований.

 

Фирменное наименование остается неизменным в течение всего времени, пока выступающий под ним предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус. Произвольное изменение фирменного наименования не допускается.

 

Выделяют две части фирмы:

 

1) основную (корпус фирмы);

 

2) вспомогательную (произвольную).

 

Корпус фирмы, являющийся обязательной частью фирменного наименования, содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях и на другие его характеристики. Например, обязательное включение в наименование указания на характер деятельности установлено для тех юридических лиц, которые в силу закона должны обладать специальной правоспособностью. Соответственно в наименовании такого лица требуется указать на специфические виды деятельности — банковскую, страховую, биржевую и др.

 

К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. В этом качестве чаще всего выступают различные условные обозначения в виде оригинальных слов, имен собственных, географических названий и т.п. Другие добавления, включая сокращенные наименования фирмы, относятся к числу факультативных, и могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца.

 

Ст. 1473 ГК РФ содержит перечень сведений, которые не могут включаться в фирменное наименование юридического лица:

 

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

 

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

 

3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

 

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

 

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

 

Кроме этого, включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Право на фирму охраняется на всей территории РФ, а также в соответствии со ст. 8 Парижской Конвенции по охране промышленной собственности во всех странах, являющихся участницами данной Конвенции. Таким образом, рассматриваемое право имеет экстерриториальную сферу охраны, выходящую за рамки национальных границ.

 

Еще одна его характеристика — неотчуждаемый характер. Согласно п. 2 ст. 1474 ГК РФ распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

 

Исключительное право на использование фирменного наименования включает в себя правомочия использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации, любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. При этом не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность, и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

 

Индивидуализация юридического лица в гражданском обороте осуществляется не только благодаря его наименованию, но и иными средствами, к числу которых в последнее время добавилось коммерческое обозначение. Ст. 1538 ГК РФ признает им обозначение, не являющееся фирменным наименованием и не подлежащее включению в Единый государственный реестр юридических лиц. Цель использования коммерческого обозначения — индивидуализация торговых, промышленных и иных предприятий. Коммерческое обозначение приобретает правовую защиту в случае, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

 

Исходя из целей, субъектами этого права могут быть только субъекты предпринимательской деятельности — коммерческие (реже — некоммерческие) организации и индивидуальные предприниматели. Владелец коммерческого обозначения обладает исключительным правом на его использование в гражданском обороте. В силу указанного права владелец вправе использовать коммерческое обозначение в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

 

Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

 

В отличие от фирменного наименования, исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом). Однако такой переход возможен только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется. Если же коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.

 

Исключительное право на коммерческое обозначение имеет срочный характер — оно прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.

 

Несмотря на схожесть, права на фирменное наименование и коммерческое обозначение различны — исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.

 

Момент возникновения исключительного права на коммерческое обозначение прямо не определен действующим гражданским законодательством. В литературе предложено считать, что право на коммерческое обозначение должно возникать с момента фактического введения такого обозначения в гражданский оборот, которым должен признаваться первый факт использования данного обозначения в предпринимательской деятельности. При этом правовая охрана права на коммерческое обозначение базируется на тех же правовых основаниях, что и охрана прав на наименование юридического лица.

13.1.2.

Права на товарный знак и знак обслуживания

 

Под товарным знаком и знаком обслуживания понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (ст. 1477 ГК РФ).

 

Представляется, что различие между товарным знаком и знаком обслуживания следует проводить только по объекту маркировки. Иных различий в правовом режиме данных категорий законодательство не устанавливает. Так, товарные знаки позволяют различить однородные товары, а знак обслуживания — однородные услуги.

 

Товарным знаком признается обозначение, т.е. условный знак, символ, который помещается на выпуске продукции, ее упаковке или сопроводительной документации. Зачастую такое обозначение заменяет собой длинное и сложное название изготовителя товара. Он выполняет ряд функций:

 

индивидуализирующую — позволяет отделить товар (услугу) одного производителя от другого;

 

рекламную — привлекает внимание к объекту, способствует продвижению его на рынке;

 

ограничительную — информирует о том, что другие лица не могут использовать его без разрешения.

 

Для признания обозначения товарным знаком оно должно отвечать ряду признаков. Обязательным признаком товарного знака называют оригинальность (выразительность): обозначение, символ должны быть запоминающимися, создающими в сознании потребителя устойчивые положительные связи между качеством продукции и знаком. В этом проявляется индивидуализирующая функция товарного знака.

 

Условием правовой защиты товарного знака является его новизна: обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тождественным или сходным с ранее зарегистрированными или заявленными в качестве товарных знаков обозначениями.

 

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовой комбинации. При этом изменение цветов элементов, составляющих товарный знак, может кардинально изменить впечатление от него. Так, одно и то же изображение, выполненное в другом цвете, уже будет восприниматься как различные изображения.

 

В зависимости от степени известности выделяют обычные и общеизвестные товарные знаки. В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, отвечающие всем критериям охраноспособности. В частности, необходимым условием их признания и охраны является обязательная государственная регистрация обозначения. В отличие от обычного общеизвестным товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначения определенных товаров. В соответствии со ст. 6 Парижской Конвенции по охране промышленной собственности общеизвестным товарным знакам обеспечивается правовая охрана еще до их регистрации.

 

Право на товарный знак имеет срочный характер (ст. 1491 ГК). Оно действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Роспатент. Срок действия исключительного права может быть продлен на 10 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Причем продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.

 

Обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно зарегистрировано в установленном законом порядке. Российское законодательство охраняет только зарегистрированные в Патентном ведомстве РФ обозначения, за исключением так называемых общеизвестных товарных знаков, которые охраняются в силу международных обязательств. Порядок государственной регистрации исключительного права на товарный знак устанавливается ст. ст. 1503, 1505 ГК РФ и Приказом Роспатента от 5 марта 2004 г. № 31 «О порядке ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ». Заявка на государственную регистрацию подается в Роспатент, где проводится ее экспертиза. Она включает в себя формальную экспертизу (проверяется содержание заявки, наличие и соответствие документов установленным требованиям), а также экспертизу заявленного обозначения (проверяется соответствие заявленного обозначения и устанавливается приоритет товарного знака). Формальная экспертиза должна быть проведена в течение месяца со дня подачи в Роспатент заявки (ст. 1498 ГК РФ). По результатам проведенной экспертизы обозначения могут быть приняты два решения:

 

1) о государственной регистрации товарного знака;

 

2) об отказе в государственной регистрации.

 

В случае принятия положительного решения Роспатент в течение месяца со дня получения документа об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляет его государственную регистрацию в Государственном реестре товарных знаков. На основании проведенной государственной регистрации в течение месяца правообладателю выдается свидетельство на товарный знак.

 

При использовании товарного знака рядом с обозначением проставляется предупредительная маркировка, указывающая на то, что применяемое обозначение является товарным знаком (М, ТМ, Reg. и т.п.). Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного в Российской Федерации товарного знака, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, образует уголовное преступление (ст. 180 УК РФ).

Высшее образование в МИЭМП по специальности «Маркетинг» дистанционно: 11900 руб. в семестр

13.1.3.

Наименование места происхождения товара

 

Этот способ индивидуализации продукции очень близко примыкает к товарным знакам. Наименование места происхождения товара — это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ст. 1516 ГК РФ).

 

Наименование места происхождения товара имеет определенные специфические признаки. В нем должно содержаться прямое или косвенное указание на то, что товар происходит из конкретной страны, области или местности, т.е. указание названия географической местности.

 

В наименовании места происхождения товара выявляется связь обозначения товара с его особыми свойствами, которые определяются характерными для данного объекта природными условиями и/или людским фактором.

 

Наконец, наименование места происхождения товара становится самостоятельным объектом правовой охраны лишь тогда, когда оно в установленном порядке зарегистрировано в Патентном ведомстве РФ. Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.

 

В отличие от вышеперечисленных исключительных прав, исключительное право использования наименования места происхождения товара в отношении того же наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами. Главное требование — чтобы производимый этими лицами товар отвечал требованиям, предъявляемым к наименованию места происхождения товара.

 

Заявка, поданная в Роспатент, проходит формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. В ходе экспертизы заявленного обозначения проверяется также обоснованность указания места происхождения товара, т.е. наличие у него специальных свойств, особенностей. В случае принятия положительного решения Роспатент осуществляет государственную регистрацию наименования места происхождения товара в государственном реестре наименований и выдает свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара.

 

После этого правообладатель приобретает исключительное право на наименование места происхождения товара. Оно предполагает использование наименования любым не противоречащим закону способом. Использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования:

 

1) на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

 

2) на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;

 

3) в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

 

4) в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

 

Исключительное право имеет неотчуждаемый характер. Согласно п. 4 ст. 1519 ГК распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования, не допускается.

13.2.

Субъекты прав на средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг)

 

Особенность прав на средства индивидуализации заключается в том, что они закрепляются не за их разработчиками, а за лицами, зарегистрировавшими их на свое имя.

 

По сравнению с иными исключительными правами субъектный состав прав на средства индивидуализации участников гражданского оборота и их деятельности, как правило, является ограниченным, поскольку указанные объекты прав используются, прежде всего, в предпринимательской деятельности.

 

В зависимости от вида средства индивидуализации к субъектам на соответствующее право могут предъявляться те или иные требования.

 

В качестве субъектов права на фирменное наименование выступают, прежде всего, коммерческие юридические лица (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Это закономерно, поскольку именно они испытывают практическую потребность в индивидуализации среди других участников гражданского оборота. Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обычно приобретают и осуществляют права и обязанности под своими собственными именами, что по общему правилу является достаточным для их индивидуализации.

 

В настоящее время товарный знак может быть зарегистрирован только на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, не может быть заявителем или правообладателем.

 

В отличие от товарного знака наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими юридическими или физическими лицами, причем от физических лиц не требуется, чтобы они были индивидуальными предпринимателями. При этом, однако, они должны находиться в той стране, населенном пункте, местности или другом географическом объекте, название которых используется для обозначения товара. Поскольку производством товаров, особые свойства которых исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, могут одновременно заниматься несколько лиц, право на пользование одним и тем же наименованием места происхождения товара закрепляется за всеми ними.

13.3.

Содержание прав на средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг)

 

Права на средства индивидуализации участников оборота и результатов их деятельности в той или иной мере относятся к группе личных неимущественных прав. Например, право на фирму органически связано с деловой репутацией юридического лица, а также правом на защиту чести и достоинства владеющих предприятием лиц.

 

В то же время любое средство индивидуализации нередко получает конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов предприятия, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причиненных убытков.

 

Субъективное право на средство индивидуализации носит, как правило, исключительный характер: владелец обладает монополией на реализацию тех возможностей, которые заложены в данном субъективном праве. Право на средство индивидуализации относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав, носителям которых противостоит определенное число третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения предоставленных владельцам правомочий.

 

Право на фирму состоит в предоставлении лицу гарантированной возможности выступать в обороте под собственным фирменным наименованием. Под своим фирменным наименованием лицо совершает гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои имущественные или неимущественные права и т. д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах и т.п.

 

Право на товарный знак дает его обладателю возможность неограниченного хозяйственного использования данного знака для обозначения производимых и реализуемых товаров.

 

Право на наименование места происхождения товара в своих основных чертах совпадает с содержанием права на товарный знак. Однако есть и отличия. Данное право не носит исключительного характера, так как оно может быть предоставлено любому заинтересованному лицу.

 

Право на средства индивидуализации может иметь как бессрочный (право на фирму), так и срочный (право на товарный знак) характер. Однако приобретя в установленном порядке бессрочное право, владелец может пользоваться им без ограничения каким-либо сроком только до тех пор, пока существует сам субъект права и средство индивидуализации соответствует предъявляемым к нему законом требованиям.

 

Особенностью права на средство индивидуализации является то, что оно одновременно выступает и в качестве обязанности владельца. Лицо не только вправе выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием, с собственным товарным знаком и т.п., но и обязано это делать. Данное правило закона установлено в интересах других участников оборота и потребителей, у которых есть все основания знать, с кем они имеют дело.

 

Средства индивидуализации его обладателя, являясь объектом исключительного права, могут быть использованы только с согласия правообладателя. Частным случаем такого использования является договор коммерческой концессии (франчайзинга), предусмотренный ст. 1027 ГК РФ.

 

В то же время право на фирму является правом неотчуждаемым. В отличие от других объектов промышленной собственности, которые, как правило, могут свободно передаваться другим лицам на договорной основе, фирменным наименованием может владеть только сам фирмообладатель. Право на фирму может быть передано другому лицу лишь одновременно с передачей самого предприятия.

 

Право на товарный знак может отчуждаться в полном объеме либо быть передано в отношении не всех товаров, для которых он зарегистрирован, а только их части. Товарный знак может быть передан только лицу, которое вправе им обладать.

 

Владелец товарного знака может распоряжаться знаком в форме уступки права на него или выдачи разрешений (лицензий) на его использование. Уступка товарного знака предполагает передачу прав на товарный знак его владельцем другому юридическому или физическому лицу. Однако в силу закона уступка не допускается, если она может стать причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Напротив, лицензионный договор предполагает предоставление другому лицу права на использование товарного знака на оговоренный в договоре срок. При этом сам владелец сохраняет право на знак и несет все обязанности его владельца. Лицензия может предоставляться при организации совместного производства, при заключении договора коммерческой концессии (франчайзинга), выдается дочернему предприятию и т.п.

 

Условия лицензионного договора определяются в целом самими сторонами. По своему типу лицензия может быть исключительной и неисключительной. Стороны самостоятельно решают вопрос о том, приобретает ли лицензиат исключительное право на пользование знаком или нет, самостоятельно определяют размер и порядок уплаты вознаграждения, устанавливают срок действия договора и т. д.

 

Однако законом введено два взаимосвязанных обязательных условия:

 

1) качество товаров лицензиата должно быть не ниже качества товаров лицензиара;

 

2) лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

 

Закон предъявляет особые требования к форме договоров об уступке товарного знака и передаче права на его использование. Договоры должны совершаться в письменной форме и регистрироваться в Патентном ведомстве РФ. Без регистрации они считаются недействительными.

 

В отличие от товарных знаков наименования мест происхождения товаров не могут быть переданы другим лицам.

 

Момент возникновения исключительного права пользования тем или иным средством индивидуализации связан с моментом его государственной регистрации.

 

Например, право на фирменное наименование на практике возникает в явочном порядке, т. е. у тех юридических лиц, которые первыми начинали им пользоваться после регистрации своих учредительных документов. С момента регистрации у коммерческой организации возникает исключительное право на фирменное наименование (фирму).

 

Регистрация товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров осуществляется в Роспатенте. В рамках Роспатента существуют Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ, а также Государственный реестр наименований мест происхождения товаров РФ. Споры о праве на соответствующие объекты и об их регистрации рассматриваются Апелляционной палатой Роспатента и Высшей патентной палатой.

 

Право на средство индивидуализации прекращается одновременно с ликвидацией его владельца в случае отказа владельца от дальнейшего использования своего права. Кроме того, можно выделить несколько дополнительных оснований прекращения таких прав в случае отказа от пользования конкретным средством индивидуализации.

 

Например, фирмовладелец вправе сам в любой момент отказаться от пользования конкретным фирменным наименованием, право на фирму может прекратиться при переходе к новому владельцу, если условия такой передачи не предусматривают сохранение за предприятием прежнего фирменного наименования. Прекращение права на фирму может быть связано с реорганизацией юридического лица, в ходе которой оно должно изменить свое прежнее фирменное наименование. Право на дальнейшее пользование конкретным наименованием может быть прекращено по решению суда ввиду несоответствия его требованиям закона или нарушения охраняемых законом прав и интересов других лиц.

 

Право на товарный знак прекращается путем аннулирования его регистрации Патентным ведомством РФ по одному из следующих оснований:

 

в связи с прекращением срока действия регистрации, если владелец знака своевременно не позаботился о продлении срока охраны;