Предмет, задачи, основные категории современной педагогики искусства
Раздел 1. Теоретические основы профессиональной педагогики
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Кафедра психологии и педагогики
БГУ культуры и искусств
Студент… ……..группы ФТБКиСИ …………………………………………………
2013/14 уч.год
Автор: доцент Ольга Олеговна Грачёва
Введение. Искусство, художественная культура являются сущностной основой деятельности БГУ культуры и искусств, определяя содержание общеобразовательных и профильных дисциплин. Диапазон профессий, по которым проводится подготовка студентов, достаточно широк: это создатели, исполнители, исследователи, популяризаторы произведений разных видов искусств и специалисты в сфере культуры. В рамках каждой из перечисленных профессий можно выделить аспект, связанный с педагогической деятельностью, осуществляемой средствами искусства или артпедагогикой.
Значительная часть выпускников БГУКИ включается в процессы художественного образования и эстетического воспитания, осуществляемые как в рамках академического учебно-воспитательного процесса, так и в рамках досуговой деятельности.
Дисциплина «Профессиональная педагогика» опирается на освоение большого блока общих и специальных психолого-педагогических дисциплин (общая, возрастная и социальная психология, педагогика, методика преподавания специальных дисциплин), помогает подготовить студентов к успешному прохождению педагогической практики и, в конечном счете, к деятельности в качестве преподавателя специиальных дисциплин в сфере искусства.
Для того, чтобы понять сущность и закономерности процессов артпедагогики, важно постоянно соотносить научные, теоретические выкладки и личный опыт ученичества в системе художественного образования, которым обладает каждый, кто учится в БГУКИ. Анализ указанного опыта, вычленение из него типичных педагогических ситуаций призваны стимулировать профессиональную рефлексию, формировать основы педагогического мастерства артпедагога.
Основной целью изучения курса профессиональной педагогики является формирование и развитие у студентов профессиональной компетентности, позволяющей им решать практические и теоретические задачи в сфере художественно-педагогической деятельности.
Тема 1.СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ПЛАН
1. Предмет, задачи, основные категории современной педагогики искусства (АРТПЕДАГОГИКИ)
2. Сущность понятий «эстетическое воспитание» и «художественное образование».
3. Виды эстетической деятельности как структурная основа профессиональной педагогики искусства.
4. Направления деятельности артпедагогики на разных уровнях учебно-воспитательного процесса.
• Педагогика искусства наблюдает и изучает …………………………….. в системе:
человек↔мир эстетических ценностей
• Эстетическое сознание – это …………………… сознание; ярче всего оно проявляется в момент осознания и выявления (вербального или невербального) эстетической оценки.
• Эстетическая оценка – результат ………………………. процесса: ее характер, объекты, получающие эстетическую оценку, имеют историческую динамику и отражают своеобразие национальных культур.
• Педагогика искусства в конце ХХ в. выделилась в самостоятельную область профессиональной педагогики и все чаще именуется ……………………………………..
Процесс художественного образования можно представить в виде простой схемы, включающей процессы формирования
ЗНАНИЙ | ТЕОРИИ | |||
УМЕНИЙ | в области | ИСТОРИИ | ИСКУССТВА | |
НАВЫКОВ | ПРАКТИКИ |
Проиллюстрируем это простыми примерами из области знакомых вам явлений:
- Я знаю ………………………………………………………………..
- Я умею…………………………………………………………………
- У меня есть навык (узнавания, объяснения, исполнения,)…………………………………………………………..
В отличие от художественного образования, которое можно ограничить четкими рамками формирования определенных характеристик, процесс эстетического воспитания охватывает всю личность воспитанника. Современная педагогика формулирует его как формирование личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в социуме, природе, искусстве; личности, стремящейся созидать и сохранять эстетические ценности в своей практической деятельности
2.Сущность понятий «эстетическое воспитание» и «художественное образование»
Соотношение процессов художественного образования и эстетического воспитания нередко являлось предметом профессиональных дискуссий:
Между собой процессы художественного образования и эстетического воспитания соотносятся как ………………………., но не ……………………...