Место и роль СМИ в политике

Тема 19. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПОЛИТИКА

Средства массовой информации (СМИ) — это периоди­ческие печатные издания (газеты, журналы, информацион­ные бюллетени), радио, телевидение, а также кинематограф и — в последние годы — видео. СМИ являются одним из важней­ших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции, в том числе информирования насе­ления о событиях, происходящих в стране и в мире, научного, и культурного просветительства, образования и социализа­ции, развлечений, рекламы. С помощью СМИ массовая куль­тура в различных ее вариантах формируется, воспроизводит­ся и распространяется. Так или иначе СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты современного об­щества, включая политику, образование, семью, религию. Они играют важную роль в формировании, функционирова­нии и эволюции общественного сознания. Восприятие и ин­терпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире, осуществляются через СМИ и с их помо­щью.

Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения СМИ в политическую сферу, их превращения в один из основных инструментов политического процесса, что дает основание политологам называть СМИ «четвертой ветвью власти» (на­ряду с законодательной, исполнительной и судебной). Вера во всемогущество телевидения и прессы настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контроли­рует ведущие телеканалы и печатные издания, контролирует страну.

Сила СМИ состоит в том, что они прямо обращаются к общественности, к каждому индивиду, минуя такие тради-


 


ционные институты, как церковь, школа, семья, политичес­кие партии и организации. Эта их способность используется политиками и политическими партиями для мобилизации массовой поддержки, т.е. СМИ выступают активным субъ­ектом политической жизни и в таком своем качестве они действительно обладают мощными ресурсами политическо­го влияния.

В течение долгого времени главным источником инфор­мации для широкой публики служила пресса — газеты и журналы. Многие из них и возникли в качестве органов тех или иных политических партий либо на определенном этапе включились в политику. Радио и телевидение значительно расширили возможности эксплуатации массовых коммуни­кационных процессов в политических целях. Изобретение радио в конце XIX в. радикальным образом изменило меха­низм распространения информации, сделав возможным пе­редавать ее через государственные границы и на дальние расстояния без необходимости физического присутствия. К началу и в период Второй мировой войны радио стало одним из главных средств политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, когда оно пришло практи­чески во все уголки развитых стран.

Для телевидения период от его возникновения до превра­щения в важный инструмент политики оказался еще короче, чем для радио, что объясняется главным образом бурными темпами научно-технического развития. В настоящее время телевидение, став доминирующим средством массовой ин­формации, обладает огромными возможностями для воздей­ствия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного и оперативного информирования людей о ре­альных событиях в стране и в мире, их просвещения и вос­питания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп.

Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Как институт, предназначенный информировать население о происходящих в стране и в мире событиях, СМИ обеспечи­вают расширенную форму человеческой коммуникации. Они претендуют на выполнение роли стража общественных интересов, на то, чтобы быть «глазами и ушами общества», предупреждая, например, о спаде в экономике, росте на­ркомании и преступности, коррупции в коридорах власти.


Теле- и радиожурналисты могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятель­ности.

Многие СМИ задают тон в публичных дискуссиях и спо­рах, доводят до общественности наиболее актуальные про­блемы политической и социально-экономической жизни, знакомят читателей и слушателей с периодически разгораю­щимися политическими скандалами. Обращаясь к таким чувственным, иррациональным, эмоционально-волевым компонентам общественного сознания, как любовь к Роди­не, национально-патриотические настроения, СМИ спо­собны мобилизовать поддержку со стороны значительных слоев населения для тех или иных акций правящих кругов или отдельных заинтересованных групп. Как правило, в подобных случаях изменения в массовом сознании имеют кратковременный характер и по завершении пропагандист­ской акции все, как говорится, возвращается на круги своя. Эта особенность функционирования СМИ наиболее отчет­ливо проявляется в избирательном процессе, во время пред­выборных кампаний.

Результать! многих социологических и социально-психо­логических исследований показывают, что постоянные сооб­щения СМИ об авариях, катастрофах с большим числом жертв, убийствах и ограблениях, захватах заложников, угоне самолетов, подаваемые как сенсации, порождают у читате­лей, слушателей, зрителей беспокойство и страх, внушают ощущение неустойчивости миропорядка, присутствия посто­янной опасности нарушения привычного хода жизни, усили­вают опасения за свое будущее, за судьбу своих близких. Фак­ты свидетельствуют о том, что у людей, слишком часто прибегающих к услугам СМИ, легче вырабатываются нега­тивные установки относительно окружающего мира.

19.2. Что такое теледемократия?

Существенная особенность развернувшейся в настоящее время информационной и телекоммуникационной револю­ции заключается в замене однолинейной связи между отпра­вителем и получателем информации многофункциональной и диалоговой связью, создающей новые возможности для участия в информационном обмене. Важность такой замены


для политических процессов стала особенно очевидна с вне­дрением кабельного телевидения двусторонней связи, кото­рое завоевывает все более прочные позиции во всех индуст­риально развитых странах.

Кабельные телеприемники оснащены коммутационными панелями и микропроцессорами и подключаются к цент­ральному компьютеру кабельной компании. При помощи технологии двусторонней связи потребитель может читать газету, получать почту, делать покупки, читать видеокниги из библиотеки, улаживать свои финансовые дела. Система мо­жет быть использована и как предупреждение о пожаре или попытке взлома. Более того, по системе двусторонней связи зрители имеют возможность выражать свое мнение по прин­ципу «да — нет», «больше — меньше», нажимая соответству­ющие клавиши панелей, установленных в их телеприемниках. Новые технические средства и приемы в политическом про­цессе могут быть использованы для проведения опросов обще­ственного мнения с моментальным подведением их итогов в политических дискуссиях, для проведения референдумов.

Рассматриваемые средства и приемы получают настолько большую популярность, что в западной политологии их ха­рактеризуют как средства всеобщей демократизации общества. Новая технология открывает дорогу возможности выражать все существующее в обществе многообразие мнений, дополнять институты представительной демократии элементами демок­ратии участия. Для обозначения данного феномена предложе­но даже специальное понятие «теледемократия».

Демократия участия рассматривается как система поли­тической организации общества, при которой граждане сами, без посреднической помощи избираемых представителей решают интересующие их сравнительно простые социальные и политические вопросы. Действительно, современная тех­ника позволяет при решении конкретных проблем, имею­щих значение для населения определенной местности, реги­она или страны в целом вводить отдельные элементы теледемократии, использовать приемы электронного голо­сования на дому. Однако было бы опрометчиво однозначно оценивать значение и роль новейших средств телекоммуни­кации — все зависит от того, кем, как и в каких целях они используются.

Так, технология двусторонней политической коммуника­ции позволяет организаторам опросов манипулировать по-


 




лученными данными, которые во многом заранее предопре­деляются составителями кабельных программ, ведь здесь зрителю предоставляется право выбора из ограниченного числа альтернатив, например: А, Б или В, да или нет. Следу­ет учитывать и то, что теледемократия участия с помощью кабельного телевидения может означать усиление тотали­тарных тенденций. Приобретая форму своеобразного пле­бисцита, опросы, по сути дела, перешагивают стадию об­суждения тех проблем, по которым предлагается принимать решения. Избиратель остается наедине с центральной ЭВМ, лишь регистрирующей его мнение. Политики же приобрета­ют дополнительный канал влияния на общественное мне­ние. При таком положении вещей увеличивается возмож­ность навязать публике решение, основанное на эмоциях, а не на разумных размышлениях.

Таким образом, активизация и расширение поля дея­тельности СМИ способствует, с одной стороны, лучшему осве­щению и доведению до широких слоев населения проблем, стоящих перед обществом, позиций различных партий и по­литиков, предлагаемых ими альтернатив, а с другой — слу­жит беспрецедентному увеличению возможностей для мани­пулирования настроениями и ориентациями людей. Поэтоглу нельзя не затронуть еще один аспект проблемы по­литической роли СМИ, а именно их взаимоотношения со структурами власти.