Тема 1. Понятие этики и ее предмет. История этики: основные этапы и направления этики.
Механизм транспорта мембранных липидов
1. Везикулярный – транспорт липидов к плазматической мембране, КГ и лизосомам. Он происходит путем отпочковывания от мембраны ЭС пузырьков,сливающихся с КГ.
2. Мономерный обмен – прямой перенос липидов с поверхности ЭР с помощью белков обмена липидов.
Возникновение профессиональной этики относится к тому времени, когда появилось разделение труда на материальный и духовный (период кризиса родоплеменных отношений). Результатом этого разделения стало появление нравственных кодексов людей, занимающихся определенными видами деятельности и составляющих основу их профессиональной этики. Однако не для всякого рода профессий этика имеет одинаковое значение. Существуют профессии, в которых проблемы нравственного характера возникают особенно часто, и решить их, опираясь только на профессиональные знания, невозможно. Речь идет о профессиях, относящихся к системе «человек – человек». Одним словом, профессиональная этика, прежде всего, имеет значение для профессий, объектом изучения которых является человек, т.е. там, где представители определенного рода деятельности находятся в постоянном контакте с другими людьми, влияя на их внутренний мир и судьбу. Для них существуют специфические нравственные кодексы, регулирующие взаимоотношения между людьми как в рамках своей профессии (т.е. «по горизонтали»), так и с представителями других сфер деятельности (т.е. «по вертикали»). Таковы, например, «клятва Гиппократа», Кодекс чести судьи и т.д. Таким образом, можно выделить причины возникновения профессиональной этики:
1) разделение труда, которое способствовало появлению отдельных профессий;
2) необходимость осуществления права личности на охрану ее интересов, которые могут нарушаться в процессе осуществления профессиональных функций.
Существование различных профессий «человеческого» характера позволяет выделить определенные виды профессиональной этики: медицинскую (требует делать все ради здоровья и жизни человека, вопреки даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну); педагогическую (обязывает уважать личность обучаемого, одновременно предъявляя к нему должную требовательность, поддерживать репутацию своих коллег и т.д.); этику ученого (недопустимость научного плагиата или преднамеренного искажения результатов научного исследования, запрет на использование научного достижения во вред человечеству и т.д.); журналистскую (недопустимость превратного истолкования фактов, недостойных способов получения информации и т.д.); юридическую и т.д.
Значение профессиональной этики состоит в том, что она:
1) регулирует взаимоотношения людей;
2) содействует повышению качества труда.
Юридическая этика: структура, предмет и задачи. Среди всех видов профессиональной этики особое место занимает такой ее вид, как юридическая этика. Это связано с особенностями юридической деятельности, в которой как ни в какой другой нарушение ее норм может привести к необратимым последствиям, связанным с изменениями человеческой судьбы.
Судебная этика – это частнонаучная этическая дисциплина, занимающаяся изучением особенностей применения общих норм нравственности в специфических условиях следственной и судебной деятельности. Ее задача состоит в исследовании нравственного содержания правовых норм, зафиксированных в кодексах и предписаниях и регулирующих взаимоотношения всех участников уголовного и гражданского судопроизводства.
Судебная этика имеет свою структуру. В самом общем виде ее можно разбить на две части:
теоретическую, в которой рассматриваются общие теоретические вопросы взаимосвязи права и морали, исследуются нравственные основы науки уголовного права, нравственные аспекты понятий преступления и наказания и т.д.;
и прикладную, в которой рассматриваются этические аспекты деятельности следователей, судей, прокуроров, адвокатов через непосредственное изучение документов, регламентирующих их деятельность.
Особенности юридической деятельности и нравственность.К особенностям юридической деятельности, повышающим значимость нравственных начал в осуществлении их профессиональных функций, относятся:
1) принятие решений, затрагивающих права и интересы человека;
2) различное толкование и применение закона.
Субъектом юридической этики является специалист, непосредственно реализующий в профессиональной практике свое отношение к нормам позитивного права, к закону, который по-разному может быть истолкован. Существует три способа истолкования закона: 1) сам текст; 2) интерпретация текста закона в правовых решениях (или знание того, как закон применяется на практике); 3) толкование текста в научных суждениях. Юрист обязан знать все способы истолкования текста и для принятия решения должен: изучить сам текст; уяснить, как понимается текст в практике судов; выявить, как может быть применен этот текст в нестандартной ситуации. В последнем случае юрист уясняет смысл нормы с личностных позиций, ориентируясь на свой мировоззренческий уровень, помня о том, что правосудие – это не только суд по праву, но и суд по совести. Следовательно, правовое применение закона означает и реализацию нравственных требований, заложенных в нем. Без этого применение закона является формальным. Вышеуказанные особенности юридической деятельности дают право обществу предъявлять особые требования к профессиональному поведению юриста, которое состоит из:
- служебного поведения (связано с исполнением служебных обязанностей);
- внеслужебного поведения (вытекает из его профессиональных возможностей и личных интересов).