Клетка — единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.
· Основоположниками клеточной теории являются немецкие ученые М.Шлейден и Т.Шванн
· Клетка - единица строения каждого организма.
· Сходство в строении и жизнедеятельности клеток растений, животных, грибов и бактерий - доказательство их родства
· Каждая новая клетка образуется в результате деления материнской клетки
· Клетки животных и растений имеют некоторые отличия:
· Клеточная стенка:
· У растений - жесткая клеточная стенка из целлюлозы (клетчатки).
· У животных нет, клетка более подвижна, может изменять форму.
· В клетках растений содержатся хлоропласты
· делают возможным фотосинтез
· автотрофный тип питания – сами создают органические вещества
· У животных хлоропласты отсутствуют.
· клетки животных являются гетеротрофами, т.е. потребляют готовые органические вещества.
· Вакуоли
· в клетках растений крупные, в них запасные питательные вещества.
· у животных встречаются мелкие пищеварительные и сократительные вакуоли.
· Запасным углеводом
· у растений является крахмал
· у животных – гликоген.
2. Лишайники — симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.
· Тело лишайника – слоевище
· нити-гифы гриба
· одноклеточные сине-зеленые водоросли
· Лишайники рассматривают как симбиотические организмы
· грибы поставляют воду с растворенными минеральными солями
· водоросли осуществляют фотосинтез, обеспечивая поступление органических веществ.
· Лишайники делятся на
· накипные (в виде пленки на камнях)
· листоватые (серо-зеленая пармелия, желтая ксантория на коре деревьев)
· кустистые (олений мох – ягель).
· Определить лишайник среди гербарных экземпляров можно по отсутствию органов – стеблей, листьев – и характерной расцветке.
· Симбиоз:
· Микориза – корни высших растений (органические вещества) и почвенные грибы (вода с минеральными солями). Пример: подосиновики, подберезовики.
· Пчела и гречиха – пчела собирает мед, опыляет цветы
3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.
· Богаты белком:
· продукты животного происхождения: мясо, рыба, яйцо, молочные продукты.
· растительные продукты: бобовые культуры, овес, твердые сорта пшеницы
· В пищеварительном канале белки распадаются
· Пептиды – аминокислоты - вода, углекислый газ и энергия (1 г – 17,6 кДж).
· Конечным продуктом белкового обмена у человека является мочевина, удаляемая через почки.
· Белки выполняют в организме важнейшие функции:
· структурную – белки входят в состав всех органоидов клетки
· ферментативную (каталитическую) – например, пищеварительные ферменты
· двигательную – в составе мышечных волокон
· транспортную – гемоглобин крови переносит кислород ко всем клеткам организма;
· энергетическую
· У детей и подростков активно идут процессы роста, что помимо повышенной потребности в строительном материале повышает расход ферментов. Поэтому растущий организм должен получать с пищей большее количество белка, чем взрослый.
· Белковая недостаточность приводит к тяжелым заболеваниям детей: малокровие, задержка роста, чрезвычайно слабая сопротивляемость болезням, особенно инфекционным