Как классифицируются в трасологии следы транспортных средств?
Следы транспортных средств в трасологии, в первую очередь, подразделяются по видам, оставивших их транспортных средств:
• следы нерельсовых транспортных средств (автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоцикла, мотороллера и др.);
• следы путевого транспорта (повозок, саней, нарт);
• механизмов и устройств, перемещаемых физическими усилиями человека (велосипедов, тележек, санок);
• рельсовых транспортных средств (железнодорожного транспорта, метро, трамвая).
Наиболее часто в следственной практике встречаются следы автомобилей.
По другой классификации следы транспортных средств принято подразделять следующим образом:
• следы частей и деталей транспортного средства (например, следы колес на проезжей части, бампера на препятствии);
• предметы, отделившиеся от транспортного средства (осколки стекла фарных рассеивателей, части решетки радиатора, обломки древесины кузова грузовых автомобилей и др.);
• вещества, например, частицы лакокрасочного покрытия, капли масла или жидкости системы охлаждения и др.
В зависимости от качества дорожного покрытия образуются поверхностные или объемные следы транспортных средств.
Следы наслоения чаще всего остаются на асфальтовом покрытии от колес транспортного средства, выехавшего с проселочной дороги. В этом случае частицы грунта переносятся протектором шины на дорожное покрытие. Объемные следы образуются на мягкой поверхности (заснеженной, проселочной, грунтовой дорогах и т.п.). Однако у современного автомобиля следы передних колес полностью или частично перекрываются следами задних колес. Поэтому обнаружить отпечатки всех колес можно только в месте поворота или разворота транспортного средства.