Неопределенность и риск в рыночной экономике

Основные вопросы

Тема 15. Риски и неопределенность в рыночной экономике

1. Неопределенность и риск в рыночной экономике.

2. Рынки с асимметричной информацией. Рынок «лимонов».

 

Важным условием принятия рациональных реше­ний является информация. Однако, как и все экономические блага, информация, как правило, ограничена. Асимметрия информации – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет.Одним из последствий принятия решений в условиях неполной информации является риск. Риск – это оцененная любым способом вероятность. Неопределенность – это то, что не поддается оценке. Вероятность – возможность получения определенного результата.

Существуют следующие способы (методы) снижения риска. Диверсификация –это метод, направлен­ный на снижение риска путем распределения его между несколь­кими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.Объединение риска – это метод, направлен­ный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Распределение риска –это метод, при ко­тором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики.

Поиск информации также способствует снижению риска. Информация редкое благо, за которое приходится платить. Поэтому, чтобы определить количество необходимой информации, следует сравнить ожидаемые от нее предельные выгоды с ожидаемыми предельными издержками, связанными с ее получением (рис. 15.1), где С - ценность выгод и затрат; Q - количество информации; МС - ожидаемые предельные издержки от покупки информации; MR - ожидаемая предельная выгода от покупки информации.

 

Рис. 15.1. Определение оптимального размера необходимой информации

 

Если ожидаемая выгода от покупки информации не превы­шает ожидаемых предельных издержек (MR>МС), то такую ин­формацию необходимо приобрести. Если же наоборот (MR<МС), то от покупки такой дорогой информации лучше отказаться: де­шевле будет сделать некоторые ошибки.

2. Рынки с асимметричной информацией. Рынок «лимонов»

Впервые проблему неопределенности качества на рынке поставил в 1970 г. Джордж А. Акерлоф. Он рассмотрел ее на примере рынка подержанных автомобилей. Анализ Акерлофа выходит за рамки рынка подержанных автомобилей. Рынки страхования, кредита и даже труда также характеризуются асимметричной информацией о качестве. На рис. 15.2. представлена проблема рынка «лимонов» (американцы называют «лимонами» низкокачественные автомобили). Эта модель показывает, что высокая степень асимметричности рынка, в конечном счете, ведет к уходу с рынка высококачественных товаров. Поэтому создаются специальные институты, обеспечивающие необходимой информацией участников рыночных отношений (общества защиты прав потребителей, система государственных стандартов).

 

Рис. 15.2. Проблема рынка «лимонов»

 

Рынок страхования при всех его особенностях похож на рынок подержанных автомобилей. Основное его отличие заключается в том, что информация о качестве здесь находится в руках у покупателей страховых полисов. Это приводит к тому, что риск высокой степени вы­тесняет с рынка страхования риск низких степеней, что заставляет страховые компании поднять цену страховки. Моральный риск– поведение индивида, сознательно увеличивающего вероят­ность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полнос­тью (или даже с избытком) покрыты страховой компанией.

Мерой борьбы с асимметрией информации и мораль­ным риском являются рыночные сигналы. Сильным сиг­налом служат гарантии и поручительства. Важным обстоятельством является репутация фирмы: марка учреждения, фир­менные знаки и т.д. Одним из сигналов о качестве нанимаемого работника может быть его образовательный уровень.

 


Рекомендуемая литература

 

1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – СПб., 2008.

2. Курс экономической теории: учебник / Под ред. А.В.Сидоровича. – М., 2007.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. / Пер. с англ. – М., 1992.

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: 2006.

5. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес-школ: учебник. – М., 2005.

6. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича – СПб.:2006.

7. Экономическая теория / Под ред. В.Д.Камаева – М., 2005.

8. Экономическая теория: учебник / Под. ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М., 2007.