Лекция 1 «Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета

Рисков

Меры по оптимизации предпринимательских (экономически)

Риск, связанный с изменением валютного курса.

I — индекс инфляции.

Rn — номинальная ставка дисконта;

I

где Rr— реальная ставка дисконта;

Риск, связанный с изменением темпов экономического развития.Цикличность рыночной экономики определяет необходимость учитывать при расчетах общее состояние экономического развития и ожида­емые темпы экономического роста на ближайшую перспективу.

Риск, связанный с изменением величины ставки процента.Движение процентной ставки является реакцией на проводимые меры макроэкономического регулирования и может приводить как к стимулированию инвестиционной активности, так и сдерживать увеличение совокупных расходов в экономике. В процессе оценки факторы систематического и несистематического риска взвешиваются при расчете ставок дисконта, коэффициента капитализации, рыночных мультипликаторов и т. д. В качестве безрисковой ставки в этих расчетах, как правило, принимаются ставки дохода по государственным долгосрочным ценным бумагам.

Изменение валют- время инфляционная корректировка финансовой информации в про­цессе оценки, как правило, проводится по колебаниям курса наиболее стабильной валюты.

Политический риск -это угроза активам, вызванная политическими событиями. Факторы политического риска определяются, как правило, на основе экспертных оценок, проводимых крупными фирмами или ана­литическими агентствами.

Общие подходы к управлению рисками:

1.Формирование достаточного капитала в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде

2.Оптимизация финансовых ресурсов и активов по видам и направлениям деятельности

3.Поддержание финансовой гибкости активов

- максимизация доходности

- минимизация затрат

- активизация финансовых потоков

- обеспечение баланса средств, резервов, платежей

4. Мониторинг финансового состояния (аудит, оценка стоимости)

5. Реинвестирование капитала

Методы управления финансовыми рисками:

1. Страхование -система форм и методов предотвращения, компенсации рисков

2. Самострахование – резервирование средств в целях компенсации потерь

3. Декомпозиция –сложный риск раскладывается на более простые, которые легче оценить и предотвратить

4. Диверсификация – распределение рисков между различными субъектами

5. Прогнозирование – как анализ различных вариантов возможного возникновения

6. Хеджирование – системаметодовстрахования ценовых рисков

 

 

На Макроэкономическом уровне (Правительство):

- прогноз и предсказуемость последствий принимаемых законов и нормативных актов

- борьба с инфляцией

- оптимизация системы налогообложения в соответствии с реальным состоянием экономики и предпринимательства

- совершенствование политики таможенных пошлин и квот

-упорядочение системы дотаций и льгот

-государственная поддержка отечественного производителя

- формирование механизма перераспределение рисков между государством, банковским капиталом, инвесторами, страховщиками по социально значимым проектам

- снижение последствий социально-политических рисков

- повышение качества подготовки кадров

- выработка мер по снижению криминальных рисков

- стимулирование демографической политики

- стабилизация валютных рисков

- государственное соинвестирование наиболее значимых инвестиционных проектов

- ЦБ: оптимизация ставки рефинансирования,

- сокращение (упразднение) ставок резервирования

- меры по снижению ставок ссудного процента

Нивелирование Экономических рисков:

- повышение рентабельности производства, активов, продаж

- повышение ликвидности активов

- оптимизации затрат и цены выпускаемой продукции

- меры по повышению качества труда и качества продукции

- стимулирование денежных потоков, прогноз будущих доходов и расходов

Оптимизация Предпринимательских рисков:

-выбор эффективной стратегии развития, рыночной ниши, сегментация сбыта

- формирование квалифицированных команд риск-менеджмента

- разработка качественных инвестиционных товаров (ТЭО, бизнес-планов)

-поиск и реализация передовых технологий

- отбор и установка передовых (конкурентоспособных) производственных бизнес-линии

- использование современных систем маркетинга

-избрание оптимальной организационно-правой формы предприятия

-формирование слаженной команды единомышленников, качественный отбор персонала

- формирование резервных, страховых и иных фондов

-использование оптимальных схем страхования рисков

-выработкамер по снижению договорных рисков

Меры по снижению Финансово-инвестиционных рисков:

-совершенствование финансового планирования

- использование эффективных методов формирования финансового раздела бизнес-плана

- рациональное использование инструмента финансового левериджа

- повышение рентабельности бизнеса, активов, продаж, ликвидности активов

-формирование и использование эффективных инвестиционных, финансовых инструментов, хеджирование

-прогноз будущих доходов и оптимизация расходов

- интенсификация денежных потоков, расчет ставки дисконтирования и капитализации

Оптимизация Инновационных рисков:

- формирование и оптимизация деятельности венчурных компаний

- создание инновационных фондов

- прогноз эффективности реализации инновационных проектов

- повышение эффективности работы экспертных групп риск-менеджмента

-поиск нестандартных источников инвестирования инновационных проектов

- формирование негосударственных источников финансирования инновационных проектов

 

Финансовые инструменты. Хеджирование как страхование ценовых рисков:

1) - Форвардный контракт. – Соглашение о купле-продаже актива с учётом количества и качества по определённой цене с поставкой и расчетом в будущем.

2) - Фьючерсный контракт (разновидность форвардного)

Различия:

1. Фьючерсы носят оттенок спекулятивности: важна не собственно продажа, а получение выигрыша от изменения цен.

2. Форвардный контракт привязан к конкретной дате, а фьючерсный – к месяцу

3. Форвардный – продаётся на внебиржевом рынке, а фьючерсы – свободно обращаются на фондовом рынке.

4. Твёрдых обязательств по исполнению форвардного контракта не существует

5. Изменения цен по товарам и финансовым инструментам по фьючерсным контрактам осуществляется ежедневно до исполнения контракта.

3) Имитирование форвардного контракта. (Вместо того, чтобы покупать форвардный валютный контракт, делается заём в отечественной валюте, которая обменивается на иностранную и ссужается на определённый срок.

4) Соглашение о СВОПАХ. Операция по купле-продаже ценных бумаг, валюты, параллельно с заключением контракта об их обратной продаже через определенный срок.

5) Покупка ОПЦИОНА – ценной бумаги, дающей право на покупку или продажу к.-л. актива по фиксированной цене (Право – исполнить, отказаться от исполнения, продать другому лицу)

в современных условиях хозяйствования»

  1. Регулирование бухгалтерского учёта в России
  2. Сущность бухгалтерского учета, и его основные задачи.
  3. Предмет, объект, метод и принципы бухгалтерского учета.

 

1. Мировой опыт показывает, что наиболее приемлемой является системная постановка бухгалтерского учета на предприятие. Это когда за централизованным регулированием остаются основополагающие принципы, нормы и правила. На их основе хозяйственные субъекты разрабатывают и проводят собственную учетную политику. Россия приняла этот подход к бухгалтерскому учету. В соответствии с принятой концепцией правового регулирования бухгалтерского учета в России строится 4-х уровневая система регулирования:

1–й уровень: законодательские акты, указы президента РФ, постановление правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.

2–й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности.

3–й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и др. ведомств.

4–й уровень:рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

Основным актом 1 – го уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129 - ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию основных направлений бухгалтерской деятельности и составления отчетности, определяет состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. Также сюда относятся Гражданский, Налоговый кодекс.

С 01.01.2013 г. вступает в силу Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.

2-ой уровень. Учетные стандарты призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете, который можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета определенного объекта или их совокупности, которые могут быть однозначно интерпретированы всеми объектами хозяйственной деятельности и другими структурами, в том числе Арбитражным судом. В настоящее время действуют 24 ПБУ, план счетов финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, который введен в действие с 1.01.2001г.

3-й уровень. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются различными ведомствами и Министерством финансов Р. Ф.

4 – й уровень. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведение учёта в нём. Основными из них являются: документ по учётной политике предприятия, утверждённые руководителем формы первичных учётных документов; график документа оборота; утвержденный руководителем рабочий план счетов бухгалтерского учета, утверждённые руководителем формы внутренней отчётности.

2. В Российской Федерации в настоящее время можно выделить четыре вида хозяйственного учета: оперативный, статистический, бухгалтерский и налоговый.

Оперативный учет применяется для наблюдения и контроля над отдельными фактами и операциями хозяйственной деятельности организации с целью принятия оперативных решений. Этот учет осуществляется на местах производства работ, выполнения различных хозяйственных функций (отдел, склад, цех), в связи с чем его сведения ограничены рамками организации: о ежедневных явках работников на службу и уходе с нее, работе машин и станков, их простоях, режиме технологического процесса, выпуске продукции (ежедневно), ее себестоимости, поставках нефти и др.

Данные оперативного учета могут быть получены по телефону, телетайпу, в устной беседе. Следовательно, он характеризуется краткостью и быстротой получения учетных сведений. На основе данных оперативного учета составляется статистическая отчетность, включающая множество различных форм по тем или иным аспектам финансово-хозяйственной деятельности организации.

Статистический учет отражает и обобщает массовые явления и их закономерности в финансово-хозяйственной деятельности организации. При наблюдении за различными массовыми явлениями, происходящими в организациях, в статистическом учете исчисляют количественные и качественные показатели производительности труда, объема производства и др. Полученные результаты обрабатываются и обобщаются в масштабе районов, областей, отдельных отраслей и народного хозяйства в целом. Информация статистического учета используется органами власти и управления для принятия управленческих решений.

Кроме того, данные статистического учета используются внутри организации и ее структурных подразделений для принятия локальных и стратегических решений, а также при планировании деятельности организации, построении прогнозов и иных управленческих задач.

Обязанность организаций представлять отчетность в органы статистики предусмотрена ст. 15 Закона N 129-ФЗ, в которой сказано, что все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.

Бухгалтерский учет служит для управления, контроля, анализа и планирования хозяйственной деятельности организации. Основными его задачами являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности - инвесторам, кредиторам и др.;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Данный вид учета ведется непрерывно с момента регистрации организации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном российским законодательством.

Бухгалтерский учет как источник информации содержит две важнейшие информационные системы: внешнюю - в виде финансового учета и внутреннюю - в виде управленческого учета.

Финансовый учет представляет собой систему сбора информации, необходимой для составления финансовой отчетности: данные о доходах и расходах организации в поэлементном разрезе, о размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций, состоянии источников финансирования и т.д. Его ведение строго регламентировано и обязательно для каждой организации, осуществляющей хозяйственную деятельность.

Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями.

Управленческий учет - это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления учета, планирования и управления ею. Правила управленческого учета устанавливает сама организация, учитывающая специфику деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач. Основная цель данного учета - предоставление руководителям, специалистам организации и их структурным подразделениям плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия управленческих решений. Основными пользователями информации управленческого учета могут быть руководители организации, руководители структурных подразделений и специалисты.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных организацией в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, которые группируются в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом РФ.

Система налогового учета устанавливается организацией самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Следует отметить: налоговые и иные органы не вправе устанавливать для организаций обязательные формы документов налогового учета.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Данные налогового учета должны подтверждаться первичными учетными документами, в т.ч. справкой бухгалтера, аналитическими регистрами налогового учета, а также расчетом налоговой базы. В качестве первичных документов в налоговом учете выступают копии первичных документов, используемых в бухгалтерском учете.

 

3. Предмет бухгалтерского учёта –хозяйственная деятельность организации, объектами или составными частями предмета являются:

- имущество организации (хозяйственные средства и активы организации);

- источники образования имущества;

- хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников его формирования.

По составу и роли имущество подразделяют на внеоборотные и оборотные активы.

Внеоборотные активы состоят из основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений и прочих внеоборотных активов (находятся в первом разделе баланса).

Оборотные активы – производственные запасы, денежные средства, средства в текущих расчётах (второй раздел баланса).

1 –й + 2 –й = актив баланса

По источникам образования и целевому назначению имущество организации подразделяют на собственное (собственный капитал) и заёмное (созданное за счёт обязательств).

3 – й раздел баланса: собственный, уставной, добавочный, резервный капитал, фонды специального назначения, накопления нераспределённой прибыли и целевых финансовых поступлений.

4 – й раздел: представлен долгосрочными и краткосрочными займами.

5 – й раздел: краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, займы и обязательства по распределению, затраты для рабочих и служащих по заработной плате, заложенность органам соц. страхования и налоговым органом по платежам в бюджет.

3 – й + 4- й + 5 –й = пассив баланса.

Хозяйственные операции представляют собой факты хозяйственной жизни, совершающиеся на предприятие, и связанные с движением его имущества, собственного и заёмного капитала. Это движение происходит при осуществлении хозяйственных процессов, составляющих основу работы предприятия (снабжения, производство и реализация).

Познание сущности предмета достигается через познания содержания и его метода.

Метод бухгалтерского учёта – совокупность способов и приёмов, с помощью которых познаётся предмет бухгалтерского учёта. Он позволяет изучать явления в движении, изменении взаимосвязей и взаимодействий.

Метод бухгалтерского учёта включает в себя следующие способы и приёмы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учёта:

1. Документация и инвентаризация.

2. Оценка и калькуляция.

3. Счета и двойная запись.

4. Баланс и бухгалтерская отчётность.

Документация –письменное свидетельство о совершённой хозяйственной операции или о праве на её совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документация служит не только основанием для фиксирования операции, но и способом первичного наблюдения и регистрации.

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуральном выражении данным бухгалтерского учёта, средства наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, неотражённых первичной документации в момент их совершения.

Оценка – способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств базируется на их фактической себестоимости. Себестоимость объектов учёта исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.

Система счетов– экономическая группировка объектов бухгалтерского учёта, позволяющая получать о них показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью. Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляются при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений вызываемых хозяйственными операциями.

Контрольза всей совокупностью объектов бухгалтерского учёта производится путём сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования, которой называется балансовым обобщением.

Баланс– система показателей, сгруппированных в виде двухсторонней таблицы в сводную ведомость, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их образования в денежной оценке на определённую дату.

Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных показателей баланса содержится в отчётности.

Бухгалтерская отчётность – единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определённый момент времени.