Культурная ситуация после Второй мировой войны.

Феномен культуры «протеста».

 

Культурную жизнь после Второй мировой войны предопределяли новые технологии и средства массовой информации, прежде всего телевидение, а также атмосфера политического либерализма, которая в странах Запада распространялся как реакция на тоталитаризм, что господствовал в Европе 30-40-гг. и сохранялся в государствах советского блока. Свобода художественного творчества и научной деятельности, плюрализм взглядов постепенно становились нормами культуры.

В философии после войны распространился экзистенциализмМартына Гайдегера (1889-1976) и Жана Поля Сартра (1905-1980). Оставались крепкими позиции логического позитивизма, в частности среди последователей Людвига Витгенштайна (1889-1951). Во Франции зародился метод деконструкции, и в то же время и философия постмодернизма. Одним из самых первых этот метод использовал Жак Дерида (р. в 1930), доказывая, что якобы все рациональное мышление можно раскромсать и доказать его нелепость. Марксизм, модный в интеллигентских кругах первой половины XX в., распался на отдельные течения. Началась «большая конфронтация» между марксизмом и его оппонентами. Самым сокрушительным критиком оказался польский экс-марксист Лешек Колаковский (р. в 1927) с книгой «Главные течения марксизма» (1978).

Наука сохранила доминирующие позиции. Усиливается значение общественных и гуманитарных научных дисциплин — психологии, экономики, социология, политологии. Однако в возможности научного метода познания уже начинают сомневаться. В частности, рядовые представления о науке пытается опровергнуть австриец Карл Попер (1902-1994), который, по примеру Эйнштейна, доказывал, что нет ни абсолютного, ни перманентного знания и что гипотезы лучше обоснованы, ища доказательств их ошибочности. Его труд «Нищета исторического метода» (1957) отверг претензии общественных наук сформулировать законы, которые определяют историческое развитие. Настоящим манифестом либеральной демократии стало его исследование «Открытое общество и его враги» (1945).

Чрезвычайно успешно развивались коммуникационные средства. Кино, радио и звуковая технология значительно увеличили массовую аудиторию, но ничего не могло сравняться с влиянием телевидения. Общее телевещание было основано во Франции в 1944 г., Британии — в 1946 г., Западной Германии — в 1952 г.

Кино - и телеиндустрия способствовали распространению американских жизненных стандартов и вкусов, в первую очередь в голливудских фильмах, танцевальной музыке, популярной одежде. Молодежная мода стала трансатлантической и космополитической.

На этом фоне развернулась история так называемой культуры рока — сложного, своеобразного и противоречивого феномена XX в. К жизни он был вызван углублением отчуждения в обществе, ростом маргинальных кругов населения, кризисом традиционных религиозных и моральных ценностей. Рок (с английского — качаться, раскачиваться) быстро эволюционировал и имел много разных форм. Однако он стал целостным явлением. Прежде всего отметим, что рок — это не только музыкальный стиль. Музыка — не главное, по крайней мере, не все, что составляет содержание рока. Главное — моральная позиция, вид существования. В культуре рока есть «Мы» и «Они». «Мы» — те, для кого окружающая социальная среда не приемлема. «Они» — все другие. К тому же конфронтация имеет не идеологический или политический характер, а скорее психологический, когда индивид не желает существовать, «вписываясь» в общие мерки, по общепринятым стандартам и стереотипам. Он утверждает себя, лишь отбрасывая массовые стандарты. По крайней мере, таким было концептуальное ядро этого культурного течения XX в. на раннем этапе, в момент зарождения. В процессе эволюции рок постепенно изменялся, отходя от морального содержания к музыкальной форме и коммерческому успеху.

Зарождаясь на рубеже 50-60-х гг., рок выразил мировосприятие послевоенного поколения. Оно объединяло разочарование в ценностях довоенной эпохи, на которых спекулировали все тоталитарные режимы, которые развязали Вторую мировую войну, и послевоенное ядерное противостояние. Молодежь критически оценивала такие привычные «ценности» цивилизованного общества, как респектабельный конформизм, корыстолюбие и карьеризм, престижная работа, лицемерные правила «приличия», которые давали возможность ловко устраивать «темные» дела. Протест молодежь стремилась выразить новым, еще нескомпрометированным языком — языком бытового поведения, политически и идеологически нейтральным. Рок-культура возникала как стремление вернуть нравственности и искусству их простое, непосредственное человеческое содержание, освободить их из-под опеки церкви, государства, партий и др.

В 1954 г. прозвучала песенка Вилла Хейли «Rock around the clock», которая дала название новому музыкальному стилю, а также культуре рока в целом. Однако действительная мания рока охватила молодежь после известных гамбургских гастролей группы «Биттлз» в 1960 г. На протяжении 1963-1968 гг. были созданы и другие известные группы исполнителей рок-н-ролла, которые вместе с «Биттлз» признаны классическими: «Роллинг Стоунз», «Пинк: Флойд», «Дип Перпл» и др. Музыканты этих групп, которые по большей части музыке нигде никогда не учились, стали символами потерявшей веру, послевоенной молодежи. Внешним видом, стилем одежды, манерами они подчеркивали свою связь с «низами» общества, откуда вышли. Их музыка была простой, использовала мотивы городского фольклора, популярных блюзов и шлягеров. Искренность музыкантов и слушателей, свободное общение «сцены» и «зала» усиливали демократическую эстетику рока. Ощущение свободы, человеческой солидарности, молодости, озорства — все это присущие раннему творчеству Е. Пресли, Ч. Берри, Дж. Харриса. Апофеозом этого классического этапа можно считать эпохальную оперу рока «Иисус Христос — суперзвезда» Райса и Уэббера.

Сначала рок-н-роллу были присущие и эпатажные элементы: усиленная громкость, ритм, многократное повторение одного музыкального звука. Однако этот эпатаж не выводил рок за пределы существующей музыкальной культуры. Социальный протест находил адекватные эстетичные формы, вписываясь как живой и острый камертон в общественную и художественную жизнь.

Постепенно, в ходе эволюции рока эмоциональное возбуждение все больше превращалось в главную цель концерта. Наконец, в крайних формах «панка» или «металла» рок потерял социальную ориентацию, а концерт стал «шабашем», где все покорялось оглушительной громкости звука, высота которого превышала 100 децибел. Эта эволюция произошла уже в середине 70-х гг., когда на эстраде рока появилась молодежь нового поколения — панки, где совмещены понятия продажности и злобного аморализма. Такие панк-группы, как «Секс Пистолз», «Демид», «Клеш» и другие быстро приобрели популярность. Из формы контр-культуры и нонконформизма рок превратился в коммерческую массовую культуру.

Современный рок — это большое количество стилевых форм и направлений, национальных и региональных разновидностей. Чаще всего выделяют шесть основных стилевых групп года: мейстрим-рок (сохраняет традицию классического рока 60-х гг.), поп-рок(относится к сфере поп-культуры), фольк-рок(придерживается фольклорных традиций), джаз-рок(синтез джаза и рока), арт-рок(направлен на сближение с классическим искусством), авангардный рок(экспериментальное направление).

Таким образом, рок чрезвычайно не равноценен в своих проявлениях. Его сложность и противоречивость связана с тем, что он отображает не просто определенную фазу мировой культуры, а именно кризисную фазу.

Мы рассмотрели лишь те течения культуры XX в., которые полнее всего воплощают трагизм этого века, глубокий духовный кризис. Культурная ситуация XX в. вызвала к жизни много разных художественных течений, которые в отличие от модернизма и музыки рока, сохранили связи с предыдущей культурной традицией. Это и национальная романтика и неоклассика в архитектуре и изобразительном искусстве, новый традиционализм 20-30-х гг., неореализм в киноискусстве и т. п. Невзирая на все противоречия и конфликты эпохи, деятельность представителей разных художественных течений и направлений, разных национальных культур формирует многоликая, противоречивая, но крепко взаимосвязанная мировая культура. И когда возникает вопрос, как преодолеть духовный кризис, дадим ответ словами Иоганна Гейзинги: если мы хотим сохранить культуру, то должны продолжать ее творить.