Правило ввода поправок
Перевод курсов
Задача Решение
ИК = 120° МК = ИК – (± ∆м) = 120° – (+12°) = 108°
∆м = +12° КК =МК - (± ∆к) = 108° – (-8°) = 116°
∆к = - 8° ∆ = ИК – КК = 120° – 116° = +4°
МК=? КК=?∆ = ?
Если по приборным величинам находятся истинные величины, поправки берутся со своим знаком.
Если по истинным величинам находятся приборные величины, поправки берутся с обратным знаком.
Для графического решения задач необходимо начертить заданный меридиан и линию курса, отложить ∆, ∆м, ∆ки провести соответствующие меридианы. Затем с помощью транспортира отсчитать искомые величины.
Назначение, принцип действия и устройство магнитного компаса.
Магнитный компас служит для определения и индикации компасного курса самолета.
Принцип действия основан на свойстве свободно подвешенной магнитной стрелки устанавливаться в направлении магнитного меридиана.
Компасы делятся на совмещенные и не совмещенные (дистанционные).
Совмещенный магнитный компас – это когда датчик и указатель находятся в одном корпусе, шкала отсчета совмещена с магнитной системой (картушкой).
Дистанционными называются такие компасы, в которых показания датчика передаются на указатель, установленный отдельно от магнитной системы.
На вертолете Ми–2 установлены совмещенный компас КИ-13 и дистанционный компас ГИК-1.
На самолете ЯК-52 установлены магнитный компас КИ-13 и курсовая система ГМК-1А.
Магнитный компас КИ-13 состоит из:
1. Корпуса.
2. Магнитной системы (картушки).
3. Колонки с подпятником.
4. Курсовой черты.
5. Компенсационной (уводящей) камеры.
6. Девиационного прибора.
Шкала компаса совмещена с магнитной системой (картушкой) и отградуирована от 0º до 360º, оцифровка через каждые 30º, цена одного деления шкалы 5º. Корпус герметичен, в корпус залита жидкость (лигроин) для плавности хода магнитной системы и гашения колебаний.
Магнитная система (картушка) состоит из двух постоянных магнитов, шкалы, поплавка, шпильки. Картушка свободно вращается в жидкости. Курсовая черта служит для отсчета курса.
Для компенсации уровня жидкости при изменении температуры в компасе имеется уводящая (компенсационная) камера.
Девиационный прибор служит для устранения полукруговой девиации, а четвертная (остаточная) девиация заносится в график и учитывается при расчете МК. Состоит из двух продольных и двух поперечных валиков (постоянных магнитов).
ТТД КИ – 13
1. Инструментальная шкаловая погрешность не более ±1º;
2. Угол застоя картушки без постукивания ±1º;
3. Собственная девиация на курсах 0º – 90º - 180º – 270º ±2,5º;
4. Угол увлечения картушки жидкостью при угловой скорости 18º/сек
в диапазоне температур от + 20º до + 50º не более 10º;
а при температуре - 60º не более 35º;
5. Время полного успокоения картушки не более 17 сек;
6.Допустимая величина продольных и боковых кренов, при которых компас
работает нормально 17º,
7. Вес компаса 150гр.
Курсовая система ГМК –1А ( УГР – 4)
Курсовая система ГМК – 1а служит для определения и индикации курса самолета и углов разворота, а при совместной работе с радиокомпасом АРК определяются: КУР, МПР, МПС. Принцип действия основан на свойстве гироскопа с тремя степенями свободы определять (выдерживать) гироскопический курс самолета и на свойстве индукционного чувствительного элемента определять магнитный курс относительно магнитного меридиана.
Курсовая система работает в режимах МК и ГПК. Основным режимом является режим ГПК с периодической коррекцией по МК.
Имеются вспомогательные режимы: «Пуск», «Автоматическое согласование», «Контроль».
· Режим «Пуск» - курсовая система согласовывается по МК независимо от положения переключателя «МК-ГПК».
· Режим «Автоматическое согласование» - происходит быстрое согласование компаса, когда переключатель «МК – ГПК» стоит в положении «МК», а переключатель «ЗК» в правом – левом положении.
· Режим «Контроль» - выполняется, когда переключатель «МК – ГПК» находится в положении «МК» и обеспечивает проверку КС перед вылетом и в полете установкой переключателя «Контроль» в положение 0º-360º.
Для включения и пользования курсовой системой необходимо:
1. На пульте управления ПУ-26 ручкой «Широта» установить нужную широту, переключатель «Сев. – Южн» - в положение «Сев», переключатель «МК – ГПК» - в положение «МК»;
2. Включить источники постоянного и переменного тока, переключатель
«МК – ГПК» поставить в положение «МК»;
3. Включить АЗС «ГМК». Через 70 секунд УГР – 4 покажет стояночный курс самолета;
4. Проверить режим магнитной коррекции «МК» для чего:
· Установить переключатель «Контроль» в положение «0», на УГР отработается курс = 0º ± 10º, на ПУ – 26 горит красная лампа «Завал ГА».
· Установить переключатель «Контроль» в положение «300», на УГР отработается курс = 300º ± 10º, на ПУ – 26 горит красная лампа «Завал ГА».
· После проверки контрольных углов переключатель «ЗК» установить в любое крайнее положение, УГР будет согласовываться с большой скоростью не менее 6º/сек. по магнитному курсу. УГР покажет стояночный курс самолета.
· При работе в «МК» переключатель «ЗК» выполняет роль кнопки быстрого согласования, в режиме «ГПК» - задатчика курса.
5. Проверить режим ГПК для чего:
· Установить переключатель режимов в положение «ГПК»;
· Нажать на переключатель «ЗК», шкала курса должна вращаться со скоростью 2 - 7º/сек. При установке «ЗК» влево – вправо курс должен уменьшаться – увеличиваться.
Время готовности к работе:
в режиме «МК» не более 3х минут;
в режиме «ГПК» не более 5мин.
6. В режиме ГПК задатчиком курса установить курс взлета, на старте проверить показания УГР. Указатель должен показывать курс взлета.
7. После окончания полета АЗС «ГМК» и источники питания выключать после заруливания на стоянку.
ТТД ГМК – 1А
· Погрешность в определении МК = ± 1.5°;
· Погрешность в определении КУР= ± 2.5°;
· Уход ГПК = 2,5°/час;
· Быстрое согласование = 6°/сек;
· Медленное согласование – 1,5 - 7°/мин;
· Питание постоянным током 27 вольт и переменным трехфазным 36 вольт 400 герц.
Комплект ГМК – 1А
1. Индукционный датчик ИД-3;
2. Коррекционный механизм КМ-8;
3. Гироагрегат ГА- 6;
4. Усилитель У-6М;
5. Указатель УГР – 4к;
6. Соединительная коробка СК – 1;
7. Кнопка быстрого согласования.
8. Пульт управления ПУ - 26
Показывающая часть УГР – 4К (УГР – 1) состоит из внутренней вращающейся шкалы магнитных курсов, внешней неподвижной шкалы КУР, стрелки АРК, курсозадатчика, кремальеры. Шкала отградуирована от 0° до 360°, оцифрована через 30° цена деления 2°.
Отсчет магнитного курса - против верхнего неподвижного треугольного индекса по подвижной шкале магнитных курсов.
Отсчет пеленга МПР - по внутренней подвижной шкале магнитных курсов. против острого конца стрелки АРК.
Отсчет МПС против тупого конца стрелки АРК по внутренней подвижной шкале магнитных курсов.
Отсчет КУР – по неподвижной шкале против острого конца стрелки АРК. Шкала КУР оцифрована: 60° 120° 150° 210° 240° 300°.
ТТД ГИК – 1.
· Погрешность в определении МК = ± 2°;
· Погрешность в определении МПР = ± 3,5°;
· Время готовности при t = +20° - +50° = 1 мин;
· Время готовности при минусовой температуре = 3мин;
· Питание переменным трехфазным 36 вольт 400герц и постоянным 27 вольт;
· Медленное согласование – 1,5 – 4,5гр/мин;
· Быстрое согласование – 8,5 – 15 гр/сек.