Нравы и обычаи предпринимателей

C. Морозов

После реформы происходит разделение знаменитой семьи Морозовых на четыре ветви, которые поддерживали родствен­ные и финансово-экономические связи. Товарищество ману­фактур С. Морозова было учреждено в 1873 г. с основным ка­питалом в 5 миллионов рублей, ежегодно на развитие отчи­слялось не менее 20 % чистой прибыли. Некоторые суммы из чистого дохода ежегодно списывались в награду служащим, на благотворительные цели. За 20 лет, в основном за счет капита­ловложений из прибыли, компания увеличилась более чем в 6 раз, 3 миллиона рублей принесло участие в покупке Москов­ско-Курской дороги и т. д. Аналогичное положение наблюда­лось и в товариществе мануфактур В. Морозова, основанного в 1882 г. с основным капиталом в 5 миллионов рублей. К 1899 г. его стоимость увеличилась в 3,5 раза, в дивиденд выдано 10,7 миллионов.

Семьи Морозовых принадлежали к старообрядчеству, в них царили патриархальные нравы, но тем не менее их потребности расширялись. М. А. Морозов потратил в 1891 г. столько, сколь­ко заработали 1035 рабочих на его мануфактуре в Твери. Но даже самый широкий образ жизни не мог поглотить всех дохо­дов московских миллионеров. Эти средства вкладывались в коммерческие банки Москвы, Петербурга и за границей. К крупной буржуазии относились и владельцы доходных домов, они были выходцами из различных сословий. Например, граф Шувалов в конце XIX века основную часть состояния вложил в 6 домов в Петербурге.

Среди миллионеров очень много было иностранцев - Брод­ские, Масс, Раляй, Кнопы, Вогау, Блиох, Кроненберг и другие. На железнодорожных концессиях разбогател П. Г. Дервиз, он оставил наследство в акциях железных дорог, купоны которых ежегодно давали около 3 миллионов рублей дохода.

 

Даже московские предприниматели в конце XIX в. жили замкнуто и традиционно, особенно купечество, и особенно в старообрядческих семьях. Философ XIX в. Б. Н. Чичерин от­мечал: "Купеческое большинство было вообще невысокого уровня. Образование было очень мало, и участие к обществен­ному делу еще меньше". Сохранялись обычаи в обращении со старшими. Д. А. Морозов в письмах из Англии называл своего старшего брата на "Вы" и всячески подчеркивал зависимость своих решений от брата и матери: "Патриархальность, почти­тельность и даже робость пред старшими, опека над младшими членами семьи сквозят через строки писем"1.

Есть и другие мнения о купцах-старообрядцах. П. П. Шиба­нов, принадлежавший к старообрядческой купеческой семье, писал 5 ноября 1886 г. в своем дневнике: "Я не только не вижу вокруг себя идеалов, но чрезвычайно редко встречаюсь даже с посредственностью. Везде грязь, мерзкая продажная грязь... Есть и хорошие люди, да они далеки от меня, не принадлежат к тому обществу, в котором я имею несчастье общаться. Жалкие Силины, Шестаковы, Большаковы, Шиваревы... Один, забывая совесть и стыд, стремится нажить побольше денег... Другой - вор... А все под прикрытием благочестия скрываются, крепко держат на своем преступном челе марку ярого христианина". В подобном роде можно написать о каждом слое общества, у ка­ждого свои специфические и общие пороки, тем более, что многие купцы, предприниматели вышли из других сословий, чаще из низов. Весь народ нуждался в улучшении нравов - об этом говорили физиолог И. Д. Павлов в лекциях о русском ха­рактере, А. Бунин в "Окаянных днях", Д. С. Мережковский.

Разгульный образ жизни некоторых купцов известен по произведениям А. Н. Островского. На особо отличившихся в этом смысле накладывалась опека. 10 лет под ней находился Н. Н. Хлудов, образ жизни которого так характеризовался в журнале Московской купеческой управы: "Безнравственность Хлудова главным образом проявляется в том, что он уже не­сколько лет почти постоянно предается пьянству и разгулу с приятелями и женщинами легкого поведения, через это силь­но расстроил свое состояние и здоровье, но, несмотря на это, продолжает проживать таким образом и остальной капитал".

В начале XIX в. возникло Московское купеческое собрание, членами которого были представители крупнейших предпри­нимательских фамилий - Абрикосовы, Боткины, Варганы, Губонины, Крестовниковы, Коншины, Прохоровы, Рябушинские, Третьяковы, Хлудовы. Посещали его и князья Волконские, Долгорукие, Оболенские, Урусовы, Апраксины, Трубецкие и т. д. Купеческие клубы появились и в других городах, царская администрация регламентировала деятельность этих клубов.Малейшие изменения требовали утверждения властей. Не толь­ко драматические представления, но и маскарады допускались с разрешения начальства.

В. М. Голицын писал о развлечениях русской буржуазии: "Много по Москве ходило рассказов об эпических пиршествах в этих заведениях ("Яр", "Юла", "Эльдорадо" в Петровском парке, "Золотой якорь" в Сокольниках и пр.), герои которых вполне воспроизводили типы, столь картинно изображенные Островским в его бессмертных комедиях. Говорили о разбитой посуде на сотни и тысячи рублей, о мытье полов шампанским, о издании неоткупоренных бутылок на улицу".

Крупные нижегородские купцы-старообрядцы Башкиров и Зарубин в 1867 г. находились под следствием - один за избие­ние поручика, а другой за беспорядок в общественном месте. В переписке капиталистов; уехавших за границу, значительное место отводится развлечениям. А. Вертинский пишет: "Перед нами проходят длинные и подчас скучные описания кутежей, пирушек, попоек, устраивавшихся в Англии. Большое место в переписке занимают женщины, воспоминания о мимолетных встречах, о том разврате, который шел широкой волной во вре­мя поездок за границу".

Особенно гуляли купцы на Нижегородской ярмарке. Это даже вызывало протесты жителей Канавинской слободы, около которой размешалась территория ярмарки. В 1891 г. кинешем-ский купец А. Ф. Морокин на заседании ярмарочного комитета высказал мнение, что "под влиянием излишне выпитого вина" купцы растрачивают большие суммы "на арфисток", от обще­ния с ними имеют "ужасные последствия для здоровья", и предложил "не допускать хоров арфисток в гостиницах на яр­марке". В результате было принято решение о том, что в гости­ницах могли петь только мужские хоры.

Так под влиянием самых различных обстоятельств фор­мировалось новое сословие в российском обществе, обладаю­щее большей активностью, эффективностью, предприимчи­востью, но еще недостаточно образованное и определившее свои перспективные интересы. Несмотря на особенности образа жизни, обусловленные наличием больших капиталов, это люди своего дела, они развивали промышленность и торговлю России, вовлекали в производство многие слои населения.